Результаты проведения лабораторных работ по педагогике
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ПЕДАГОГИКЕ
ФИО студента:
Факультет, курс, группа:
№, название лабораторной работы | Допуск | Выполнение | Защита | Дата, роспись преподавателя |
1. Моделирование уроков на основе технологий личностно - ориентированного обучения | ||||
2. Составление модульных программ по предмету | ||||
3. Организация и проведение коллективных и творческих дел | ||||
4. Технология создания плана воспитательной работы | ||||
5(1 вариант). Определение ведущих направлений, форм и способов жизнедеятельности класса 5(2 вариант). Технология моделирования классным руководителем жизнедеятельности класса | ||||
6. Технология конструирования форм воспитательной работы с классом | ||||
7. Педагогический менеджмент в школе | ||||
8. Технология организации методической работы в школе | ||||
9. Технология воспитательно - коррекционной работы с подростками | ||||
10. Использование компьютера в учебно -воспитательном процессе школы | ||||
11. Технология разработки мультимедийного сопровождения педагогического процесса | ||||
12. Технология использования интернет -ресурсов в работе педагога |
Лабораторная работа № 1
МОДЕЛИРОВАНИЕ УРОКОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Цель работы:
научиться создавать модели уроков в рамках технологий: сотрудничества и развития критического мышления.
Оборудование и материалы:
схемы-планы структуры уроков в рамках технологий: сотрудничества и развития критического мышления; учебники по предмету.
Задания:
1.Выполните тестовые задания:
1. К личностно-ориентированным технологиям относят:
1) блочно-модульную технологию;
2)технологию дифференциации обучения;
3) технологию сотрудничества в обучении;
4) технологию проблемного обучения.
2. Найдите целевой ориентир, противоречащий личностно ориентированному обучению:
1) переход от педагогики требований к педагогике отношений;
2) гуманно-личностный подход;
3) ведущая деятельность учителя;
4) единство обучения и воспитания.
3. Укажите правильное количество стадий технологии развития критического мышления:
1)1; 2)2; 3)3; 4)4.
4. Назовите этапы технологии развития критического мышления:
1) вызов, осмысление, рефлексия;
2) вызов, осмысление, оценка;
3) актуализация знаний, получение новых знаний, оценка знаний;
4) информационный, мотивационный, оценочный.
5. Определите правильное содержание деятельности ученика на стадии вызова в технологии развития критического мышления:
1) индивидуальная формулировка каждым учащимся познавательных целей относительно темы урока;
2) собственное восприятие учеником новой информации по теме урока;
3) «присвоение» учеником полученной информации по теме урока;
4) деятельность учащегося определяется стремлением оправдать ожидания учителя.
Определить характерные черты и отличительные особенности каждой из представленных технологий. Результаты оформить в виде таблицы «Основные черты педагогики сотрудничества и развития критического мышления».
Название технологии | Цель технологии | Основные идеи технологии |
Работая по технологии сотрудничества, определите формулы гуманно-личностного подхода
Сравните структуру традиционного урока, урока сотрудничества и урока развития критического мышления. Разработайте данные уроки.
Запишите выводы о проделанной работе в отчет. Осуществите самооценку Вашей учебной деятельности в процессе занятия.
Лабораторная работа № 2
СОСТАВЛЕНИЕ МОДУЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТУ
Цель работы
научиться создавать модульные программы по предмету.
Оборудование и материалы
учебники по предмету
Задания
1. Выполните тестовые задания:
1. Технология модульного обучения
1) технология, сущность которой заключается в рационализации учебного труда учащихся за счет включения их в самостоятельную работу (индивидуальную, парную, групповую) по модульной программе, предусматривающей возможность выбора учеником темпа и уровня обучения;
2) обучение осуществляется в ходе общения и динамических парах (каждый учит каждого).
3)педагогические технологии, использующие специальные методы, программные и технические средства работы с информацией, они предназначены для создания новых возможностей передачи и восприятия знаний, оценки качества обучения.
4) совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний
2. Модуль – это
1) это целевой функциональный узел (фрагмент темы), в котором объединено учебное содержание (законченный блок информации) и технология овладения им;
2) часть учебного материала, выделенная по какому-либо признаку;
3) размышление, рождение нового знания;
4)обучение в команде.
3. Какой принцип модульного обучения требует глубокого понимания обучающимися близких, средних и отдаленных стимулов учения?
1) выделения из содержания обучения обособленных элементов;
2) действенности и оперативности знаний и их системы;
3) осознанной перспективы;
4) разносторонности методического консультирования.
4. Какой принцип модульного обучения требует обеспечения профессионализма в познавательной деятельности обучаемого и педагогической деятельности?
1) близких, средних и отдаленных стимулов учения;
2) выделения из содержания обучения обособленных элементов;
3) действенности и оперативности знаний и их системы;
4) разносторонности методического консультирования.
5. Какая система оценки знаний применяется обычно при модульном обучении?
1) 10-балльная;
2) 5-балльная;
3) система усреднения суммы полученных отметок;
4) рейтинговая.
2. Определите характерные черты модульной технологии. Результаты оформите в виде таблицы
Таблица «Характеристика модульной технологии»
Цели технологии | Принципы модульного обучения | Особенности структурирования содержания | Особенности процесса обучения |
3. Используя информационный материал, определите действия учителя (шаги) по созданию модульной программы по предмету. Последовательность шагов изобразите схематично (рис.).
Шаг1.___________________________________________________
Шаг 2.___________________________________________________
ШагЗ.___________________________________________________
И т.д.
Рис. Технология создания модульной программы.
4.Для выполнения этого задания Вам необходимы школьные учебники по предметам или учебник (учебное пособие) по педагогике. Разработайте фрагмент модульной программы (модуль) по любой теме школьного курса (ваш профилирующий предмет) либо по одной из тем курса педагогики; по разделу
При оформлении работы воспользуйтесь приведенными образцами
Фрагмент модульной программы(по Е.В.Попковой)
Содержание | Методическое руководство |
УЭ-п «...»(название) | |
Цели и задачи изучения учебного элемента | Изучение УЭ следует начинать с осознания и принятия его целей. Вернитесь к УЭ-0: вспомните основную проблему модуля. |
Ученик должен знать- | Ученик должен уметь... |
Узловые вопросы УЭ-п: 1)...; п)... | |
Порядок изучения каждого вопроса: - понимание сути вопроса и осознание необходимости его усвоения; - изучение содержания материала по учебнику, учебному пособию, работа со словарями, справочниками, первоисточниками; - выполнение учебных заданий (упражнений, решение задач, ответы на вопросы); - контроль по УЭ - п (выполнение разноуровневых заданий) | - изучи параграф...; - если материал усваивается с трудом, изучи его в другом учебнике («...»); - в случае затруднения обратись...; - вспомни... (повтори...); - познакомься...; - обрати внимание...; - изучи…, (поработай над...); - рассмотри...; - критически осмысли..., подумай...; - выпиши самое главное в тетрадь; - выбери...; - составь...; - зарисуй (раскрась, обозначь различным цветом)...; - проконсультируйся с учителем; - запиши... (изложи...); - выполни... (реши...); - приведи свои примеры; - заполни...; - проведи опыт и объясни суть наблюдаемых явлений; - обратись к алгоритму выполнения задания; -составь вопросы для беседы с товарищем; - обсуди с товарищем (в группе)...; - обменяйтесь мнениями; - оцени ответ товарища; - откорректируй ответ товарища; - вернись к учебным целям УЭ - п (достиг ли ты их); - сверь свое задание с эталоном; - проведи рефлексию; - какие ошибки тобой были допущены; - раскрой причины возникновения ошибки; - назови способы исправления ошибки; - сдай работу на проверку учителю |
Количество часов, отводимое на изучение УЭ - п | |
Связь изученного учебного элемента со следующим учебным элементом. Пояснения к изучению УЭ - п + 2 (логический переход) |
Лабораторная работа № 3
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ (КТД)
Цель работы
научиться планировать и проводить коллективное творческое дело
Оборудование и материалы
образцы коллективных творческих дел
Задания
1. Выполните тестовые задания.
1. Какая из характеристик коллективного творческого воспитания является верной?
1)это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в подготовке, реализации и анализе результатов общих творческих дел, совместная деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на гуманизацию отношений.
2) воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения и обучения;
3) устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач;
4) воспитательная деятельность педагога, связанная с планированием предполагаемых результатов и способов его достижения.
2. Каковы характерные признаки коллективных творческих дел?
1)коллективная организаторская творческая деятельность, участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа;
2) не предполагают получение никакого продукта, они самоценны как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении;
3) созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых;
4) учебно-воспитательная деятельность педагога, связанная с планированием предполагаемых результатов и способов его достижения.
3. Основополагающие идеи коллективного творческого воспитания:
1)коллективная организация деятельности, эмоциональное насыщение жизни коллектива;
2) коллективное творчество и целеполагание;
3) репродуктивный характер деятельности детей и взрослых;
4) организация ситуаций-образцов и общественная направленность деятельности коллектива учащихся.
4. Определите позицию участников коллективного творческого дела:
1)созерцательная;
2) исполнительская;
3) конструктивная;
4) исследовательская.
5. Традиционная направленность коллективных творческих дел:
1)патриотическая;
2) идеологическая;
3) общественная;
4) нравственная.
Лабораторная работа № 4
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Цель работы
освоить основные элементы технологии создания плана воспитательной работы в классе.
Оборудование и материалы
примеры планов работы классного руководителя.
Задания
1.Выполните тестовые задания:
1. Как называется процесс совместной деятельности классного руководителя и детей по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном коллективе?
1) управление воспитательной работой;
2) планирование воспитательной работы;
3) корректировка воспитательной работы;
4) организация воспитательной работы.
2. В каком ответе перечислены основные этапы аналитической деятельности классного руководителя?
1)подготовительный, основной, итоговый;
2) основной, итоговый, рефлексивный;
3) рефлексивный, основной, итоговый;
4) подготовительный, основной, рефлексивный.
3. В каком документе находят отражение целевые ориентиры воспитательной деятельности классного руководителя?
1) учебный план;
2) план работы школы;
3) план работы кружка;
4) план классного руководителя.
4. Какие виды целей выделяют в теории и практике воспитания?
1) идеальная;
2) результатная;
3) процессуальная;
4) все ответы правильные.
5. В каком ответе указана верная последовательность разработки плана воспитательной работы?
1) педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса; определение целевых ориентаций воспитательной деятельности; моделирование классным руководителем жизнедеятельности класса; коллективное планирование; корректирование, конкретизация педагогического замысла и оформление плана воспитательной работы;
2) определение целевых ориентаций воспитательной деятельности; моделирование классным руководителем жизнедеятельности класса; коллективное планирование;
3) определение целевых ориентаций воспитательной деятельности; моделирование классным руководителем жизнедеятельности класса; коллективное планирование; корректирование, конкретизация педагогического замысла и оформление плана воспитательной работы; педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса;
4) определение целевых ориентаций воспитательной деятельности; коллективное планирование; педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса; моделирование классным руководителем жизнедеятельности класса; корректирование; конкретизация педагогического замысла и оформление плана воспитательной работы.
2. Заполните таблицу «Этапы деятельности классного руководителя по разработке плана воспитательной работы»
Таблица «Этапы деятельности классного руководителя по разработке плана воспитательной работы»
Этапы | Содержание этапов |
ПРИМЕРЫ ПРОГРАММ АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ
Вариант 1
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе за прошедший год.
1.1.Результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании.
1.2. Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.
Вариант 2
1. Состав класса.
2. Развитость познавательных интересов и творческих способностей учащихся.
3. Успехи и достижения учащихся класса.
4. Яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса.
5. Целевые ориентиры и способы их реализации.
6. Основные направления воспитательной работы с классом.
7. Уровень самоуправленческой деятельности в классе.
8. Морально-психологический микроклимат в классе.
9. Общественная активности учащихся.
10. Совместные дела, способствующие сплочению коллектива.
11. Заинтересованность родителей в организации жизнедеятельности и воспитательного процесса в классе.
12. Вывод о решении поставленных задач и правильности выбранных ориентиров воспитательной деятельности.
13. Положительный опыт воспитательной работы с классом.
14. Отрицательные моменты в организации жизни класса и воспитании учащихся.
15. Задачи на ближайшее будущее.
Определение целевых ориентаций в воспитательной деятельности и постановка задач как составных компонентов целей воспитания
Под целью принято понимать мысленно предвосхищенный, ожидаемый результат осуществляемой деятельности. В теории и практике воспитания различают три основных вида цели:
идеальная цель - это некий идеал, к которому стремится общество, школа, педагог;
результатная цель - это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе учащегося (выпускника) и планируемый к достижению за определенный промежуток времени.
В качестве идеальной целиконвенциально принято всестороннее и гармоничное развитие личности. Однако следует заметить, что в последнее десятилетие нередко появляются в среде научных и практических работников суждения об отказе от такой интерпретации цели-идеала. Это обусловлено невозможностью ее достижения в нынешних социально-экономических условиях.
При разработке результатной целинеобходимо добиваться, чтобы воспитательные ориентиры были:
1) направлены на развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического, трудового потенциалов;
2) направлены на овладение учащимися целостной системой знаний об окружающем мире, способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития;
3) сопряжены с интересами и ценностными установками членов классного сообщества;
4) обеспечены необходимыми ресурсами для их реализации;
5) конкретными и четко сформулированными;
6) трудными, но реально достижимыми;
7) гибкими, т.е. обладали способностью к корректировке.
Наряду с результатной целью классный руководитель формулирует задачи, которые можно рассматривать как подцели или как составляющие компоненты цели. При декомпозиции цели, т.е. при ее разделении на составляющие, следует определять такие задачи воспитательной деятельности, решение которых позволило бы достичь поставленной цели.
Моделирование классным руководителем жизнедеятельности класса
Для создания в классе духовно богатой, деятельностно насыщенной, эмоционально благоприятной атмосферы классному руководителю необходимо иметь целостное представление о характере, направлениях и способах совместной деятельности членов классного коллектива.
Классному руководителю необходимо определить приоритетные виды деятельности (экологическая деятельность, физкультурно-оздоровительная, трудовая деятельность и т.д.). Основными видами деятельности являются: познавательная - обогащающая представления учеников об окружающей действительности; общественно-полезная - направленная на общую пользу, благо; ценностно-ориентировочная — раскрывающая ученикам духовные и материальные социально значимые ценности и ориентирующая на них поведение ребят; художественно-творческая - позволяющая реализовать индивидуальные творческие задатки и способности каждого ученика; свободного общения - организующая взаимно обогащающий досуг школьников и др.
Выбор приоритетного вида деятельности зависит прежде всего от интересов и потребностей учащихся, личностных особенностей классного руководителя, типа учебного заведения. Целесообразно отчетливо представить реальное состояние межличностных и деловых отношений в классе, возможности и средства их улучшения.
Формируя «образ класса», классный руководитель должен предусмотреть участие своих воспитанников в общешкольных мероприятиях, совместных делах со сверстниками из классов одной параллели. Желательно спрогнозировать такую жизнедеятельность класса, которая обогатит воспитательный потенциал общешкольного коллектива.
Коллективное планирование
Коллективное планирование - это творческое организаторское дело, когда каждый член коллектива участвует в раскрытии перспектив, в поиске и выборе общих дел на новый период, разработке конкретного плана таких дел. Он включает в себя: общий сбор-старт; конкурс на лучшее предложение в план, на лучший проект дела; анкеты предложений; «разведку» дел и друзей. В последние годы технология коллективного планирования пополнилась новыми методами, формами и приемами. К ним можно отнести аукцион идей и предложений, копилку идей и предложений, журнал-эстафету, защиту проектов плана.
Корректировка и конкретизация педагогического замысла и оформление плана воспитательной работы
После коллективного планирования классный руководитель уточняет и корректирует свой первоначальный замысел о построении в новом учебном году жизнедеятельности и воспитательного процесса в классном сообществе. Учитывая предложения учащихся и родителей, он формирует более конкретные представления о целевом, содержательном, организационном и оценочно-диагностическом компонентах предстоящей воспитательной деятельности. Для оформления плана воспитательной работы классному руководителю необходимо избрать наиболее рациональный вариант формы и структуры плана, а также соблюсти ряд требований, предъявляемых к документам педагогического планирования: конкретность воспитательных задач; краткость плана, его компактность; разнообразие содержания, форм и методов; преемственность, систематичность и последовательность; сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работы; единство педагогического руководства и активности воспитанников; учет возрастных особенностей учащихся; учет личностно-типологической характеристики классного коллектива; связь внутриклассной работы с работой вне школы; согласованность плана с деятельностью школы и детских общественных организаций; гибкость плана.
Лабораторная работа № 5
Цель работы
освоить технологию моделирования классным руководителем жизнедеятельности класса
Оборудование и материалы
планы классных руководителей, в которых планируется участие учащихся в различных видах деятельности; диагностические разработки ученых анализа эффективности воспитательной работы в классе.
Задания
1. Выполните тестовые задания:
1. Что является основой разработки структуры и отбора форм раздела плана «Основные направления и дела классного руководителя»?
1) теоретические и технологические разработки проблем воспитания учащихся;
2) интересы и увлечения учащихся класса;
3) дела общешкольного коллектива;
4) предложения родителей.
2. Кто из ниже перечисленных ученых является сторонником использования деятельностного подхода в воспитании учащихся?
1) Н.М. Таланчук;
2) В.Т. Кабуш;
3) О.С. Газман;
4) Н.Е. Щуркова.
3. Как называется раздел плана, отражающий педагогическое проектирование?
1) анализ воспитательной работы за прошедший год;
2) основные направления и дела классного коллектива;
3) индивидуальная работа с учащимися;
4) изучение состояния эффективности воспитательного процесса в классе.
4. Какой раздел плана отражает сотрудничество классного руководителя с родителями?
1)цели и задачи воспитательной деятельности;
2) основные направления и дела классного коллектива;
3) индивидуальная работа с учащимися;
4) работа с родителями.
5. Что может быть избрано в качестве объектов исследования состояния и эффективности воспитательного процесса в классе?
1)развитие личности учащихся;
2) процесс формирования классного коллектива;
3) отношение учащихся и их родителей к жизнедеятельности класса;
4) все ответы верные.
2. Спланируйте работу в предполагаемом классе на первую четверть.
Наименование дел
Сентябрь
1. Родительское собрание «Давайте познакомимся».
2. Анкетирование родителей.
3. Выборы родительского совета и планирование его деятельности.
4. Формирование картотеки семей учащихся.
Октябрь
1. Посещение семей учащихся.
2. Собрание родителей и учащихся по планированию совместной деятельности «Наши общие дела».
3. День открытых дверей. Экскурсия по учебным кабинетам школы «Знакомимся с нашими учителями».
4. Педагогическая консультация для родителей «Как помочь ребенку хорошо учиться». '
Ноябрь
1. Анализ учебной работы за I четверть. Письма родителям о достижениях детей в различных видах деятельности.
2. Лекция психолога «Познавательные процессы личности и условия их развития».
3. Посещение семей учащихся.
4. Индивидуальные педагогические поручения отдельным родителям по подготовке к обмену опытом на родительском собрании по теме: «Познавательные игры в семье».
Декабрь
1. Родительское собрание «Развитие познавательных интересов детей в семье».
2. Выставка для родителей и учащихся «Мы - люди творческие».
3. Коллективное творческое дело «Готовимся к Новому году».
Последним компонентом плана работы классного руководителя является раздел «Изучение состояния эффективности воспитательного процесса в классе». Необходимость включения этого раздела в план классного руководителя объясняется тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности учащихся, формировании коллектива класса, состоянии и результатах воспитательного процесса ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей достаточно сложной и трудоемкой деятельности учителя и его коллег.
В качестве объектов исследования состояния и эффективности воспитательного процесса в классе могут быть избраны: развитие личности учащихся; процесс формирования классного коллектива; отношение учащихся и их родителей к жизнедеятельности класса.
При исследовании процессов, происходящих в классном сообществе, классному руководителю необходимо обратить внимание на такие важные стороны жизни коллектива, как:
- сформированность социальной совместной деятельности;
- наличие приоритетного (доминирующего) вида деятельности;
- активность и самореализация учащихся в совместной деятельности;
- состояние эмоционально-психологических отношений;
- состояние деловых отношений;
- наличие связей с другими группами и отдельными индивидами;
- развитие ученического самоуправления.
Чаще всего раздел плана «Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе оформляется в виде таблицы. Раздел плана «Изучение эффективности воспитательного процесса в классе», составленный А.П. Ивановой, классным руководителем 11-го класса
Предмет изучения | Приемы и методы изучения | Сроки | Субъект изучения |
1.Состояние межличностных отношений | Социометрия | Сентябрь | Классный руководитель |
2. Сформированность коллектива класса | Методика социально-психологической самоаттестации коллектива | Сентябрь | Классный руководитель |
3. Профессиональная ориентация учащихся | Анкетирование Компьютерное тестирование | Октябрь-январь | Классный руководитель, психолог |
4. Нравственная направленность учащихся | Тест «Размышляем о жизненном опыте» | Апрель | Педагог-организатор |
5. Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе и школе | Тест А. А. Андреева и Е. Н. Степанова | Апрель | Психолог |
6. Творческий потенциал учащихся | Тест Торренса | Март | Психолог |
7. Наличие адекватной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях | Опросник субъективного отношения к самому себе | Март | Психолог |
Завершая рассмотрение содержания и структуры плана воспитательной работы, необходимо заметить, что планирование - дело творческое, поэтому классный руководитель может предложить свой научно-обоснованный вариант.
Лабораторная работа № 6
Цель работы
овладеть технологией создания форм воспитательной работы с классом.
Оборудование и материалы
примеры сценариев воспитательных мероприятий и игр.
Задания
1. Выполните тестовые задания:
1. Какое из определений формы воспитательной работы является верным?
1)это дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или кто-то персонально;
2) это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения и обучения;
3) это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач;
4) это воспитательная деятельность педагога, связанная с планированием предполагаемых результатов и способов их достижения.
2. Что из предложенного перечня не является типами форм воспитательной работы?
1) мероприятие;
2) кружок, факультатив;
3) игра;
4) дело.
3. Какое из определений понятия «мероприятие» является верным?
1) это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них;
2) это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе;
3) это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения, развития;
4) нет верного ответа.
4.Сколько выделяется подтипов воспитательных дел?
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.
5. С целью отдыха может быть организована…
1) игра;
2) мероприятие;
3) дело;
4) проект.
2. Определите характерные черты разных типов форм воспитательной работы. Результаты оформите в таблицу.
Таблица. Характеристика типов форм воспитательной работы
Название типа формы воспитательной работы | Позиции участников воспитательного процесса | Объективные воспитательные возможности | Для каких возрастных групп этот тип форм предпочтителен |
3. Приведите примеры мероприятий и игр для детей разных возрастных групп (младший школьный возраст, средний школьный возраст, старший школьный возраст)
4. Запишите выводы о проделанной работе в отчет. Осуществите самооценку Вашей учебной деятельности в процессе занятия.
Лабораторная работа № 7
Цель работы
отработать основные элементы педагогического менеджмента в школе.
Оборудование и материалы
набор планов работы школ на учебный год.
Задания
1. Выполните тестовые задания:
1. Завершите предложение: «Педагогический менеджмент -это...»
1) комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития;
2) искусство ставить цель, четко определять пути ее достижения (стратегия), организация дела (тактика), контроль и оценка результативности;
3) деятельность органов власти (администрации) по обеспечению функционирования и развития педагогической системы;
4) главное управленческое решение, включающее составление последовательности действий по организации педагогического процесса, определяющих переход от достигнутых результатов и принятия соответствующих решений к поставленной цели.
2. Управление развитием педагогической системой школы основывается на следующих принципах:
1) уважение и доверие к человеку, целостный взгляд на человека, сотрудничество, психологическая комфортность, педагогическая поддержка, проектирование педагогических технологий;
2) научности, сознательности и активности; проблемности; наглядности;
3) уважение и доверие к человеку, психологическая комфортность, педагогическая поддержка;
4) дифференциации и индивидуализации обучения.
3. Основные направления деятельности субъектов управления:
1) познавательная, трудовая, эстетическая, спортивно-оздоровительная;
2)учение, игра, труд;
3) диагностическое, ориентационно-прогностическое, конструктивно-проектировочное, организаторское, коммуникативно-стимулирующее, аналитико-оценочное, исследовательско-творческое;
4) диагностическое, ориентационно-прогностическое, конструктивно-проектировочное, организаторское, аналитико-оценочное.
4. Отметьте педагогические требования к плану работы школы
1) научная обоснованность, целенаправленность, оптимальность, отражение специфических особенностей школы, преемственность, конкретность и реальность, активность и инициатива педагогов и учащихся;
2) соответствие внешним требованиям к организации педагогической системы школы, где решающую роль в принятии решений принадлежит руководителю;
3) принятие решения на основе результатов диагностики: либо о необходимости структурного нововведения (приводящего структуру системы в соответствие с изменениями), либо о необходимости нововведения, компенсирующего произошедшие изменения в педагогической системе (чье появление грозит нарушению до этого времени удовлетворявшей запросы субъектов системы устоявшейся культуре, функциям и структуре);
4) нормальное функционирование и развитие педагогической системы школы под руководством директора школы.
5.Функции педагогического менеджмента:
1) принятие разумного решения; организация выполнения принятых решений, создание надлежащих условий для эффективной работы образовательного учреждения, каждого участника образовательного процесса, обеспечение мотивов и стимулов их деятельности; контроль выполнения решений, изучение качества образовательных услуг;
2) основа практики управления в школе;
3) осуществление своевременной текущей диагностики с целью оперативного видения изменений в педагогической системе;
4) решение проблем перспективного развития воспитательной системы школы и вопросы его ресурсного обеспечения.
2.Из перечисленного списка выберите формы, соответствующие уровню государственно-общественного, уровню тактического (административного) управленияоперативного (методического) управления и ученического самоуправлен