Тема № 14: Особенности управления персоналом в научных организациях
Персонал научных организаций составляют научные работники, лица, которые занимаются научными исследованиями и разработками. Их деятельность носит творческий характер, имея под собой систематический процесс приобретения новых знаний и поиск новых областей применения этим знаниям.
Творческие способности – качество личности, выражающееся в оригинальных способах разрешения проблем или в принятии нетривиальных решений.
Категории персонала научных организаций: исследователи, техники, вспомогательный персонал и прочий персонал.
По мере усложнения труда повышается квалификация работников и как следствие ими становится сложнее управлять, так как административные методы уже не подходят, а требуется более сложная система мотивации, направленная на соучастие и признание личных заслуг. Чаще всего в научных организациях существует «культура личности», что предполагает ставку на конкретных людей, обладающих способностями и знаниями, необходимыми для генерации новых идей, предпринимательство, руководство проектом и т.д.
Группы ученых по типам мотивации, предложенные В.А. Ядовым:
1. энтузиасты – для них сам процесс познания представляет самоценность и способ реализации
2. наиболее распространенная – профессиональные и компетентные работники, которые стремятся сочетать научное творчество с заслуженными материальными благами
3. честолюбивые – инициативные и прагматичные ученые, которые обеспокоены достижением высокого положения в официальной структуре
Выбор оптимального расписания работы в научных организациях.
В качестве новых типов рабочих графиков в настоящее время используют: гибкий график, сжатая неделя, частичная занятость.
Гибкий график – расписание работы, при котором работник сам выбирает время прихода – ухода в определенных пределах, устанавливаемых руководством.
Сжатая рабочая неделя – график работы, при котором определенное число часов отрабатывается в разное количество рабочих дней.
Частичная занятость – работа с выполнением тех же обязанностей, но в течение меньшего времени.
Типы расписаний при гибком графике работы:
Гибкий цикл – выбор определенного времени начала и окончания работы и работа по этому расписанию в течение определенного периода (неделя, месяц).
Скользящий график – разрешает менять время начала и окончания работы, но при этом работать полный рабочий день – 8 часов.
Переменный день – можно менять продолжительность рабочего дня (работать один день 10 часов, другой 6 часов, например, но в итоге в неделю должно быть 40 часов, в месяц 160 часов).
Очень гибкий график работы требует присутствия работников в общее время (например, с 10 часов до 14 часов, но лишь, в понедельник и в пятницу).
Гибкое размещение позволяет менять не только часы работы, но и расположение места работы – можно работать дома, в филиалах и т.п.
Целевые группы, их деятельность и значение
Специфической особенностью научной деятельности является ее коллективный характер, что предполагает тщательное изучение процесса создания и функционирования целевых групп.
Выделяют следующие виды групп:
- группы руководителей
- целевые (рабочие) группы
- комитеты
Группы создаются как для проработки отдельных организационных или технических вопросов, так и для решения сложных проблем. На эффективность работы групп влияют такие факторы, как:
1. размер
2. состав
3. групповые нормы
4. сплоченность
5. конфликтность
6. статус и функциональные роли
На стадии разработки и реализации идей, выдвинутых целевыми группами, создаются проектные группы, обладающие большим масштабом работ и большей численностью исполнителей.
В группах должно быть предусмотрено обучение менее опытных исполнителей более квалифицированными, для этого организуют краткосрочные занятия, направленные на осознание коллективной задачи и основных подходов к ее решению.
Таблица 1 – Ключевые функции, определяющие успешность инновационного процесса
Ключевые функции | Содержание | Последствия неадекватного выполнения функций |
Генерация идей | Анализ и синтез информации о рынках, технологиях или процессах обуславливают рождение идеи нового технологического подхода или процесса или подсказывают решение сложной технической проблемы. Информация может быть официальной и неофициальной | В организации не думают о новых путях и методах решения, то есть отсутствует импульс к изменению |
Предпринимательство, или «борьба за идею» | Уяснение, предложение, продвижение и демонстрация новой технической идеи для официального утверждения | У работников не хватает активности в пропаганде новых идей, как своих, так и чужих. Неисследованные идеи лежат мертвым грузом, редко доходят до менеджера и не используются |
Руководство проектом | Планирование и координация действий работников, занятых воплощением идеи в жизнь | Сроки проекта не выполняются. У работников отсутствует понимание конечной цели. Смежные звенья, призванные обеспечить работу проектной группы, отказываются выполнять свои обязанности |
Информационный контроль | Сбор и доведение до сведения проектной группы информации о важных изменениях внутренней и внешней обстановки | Несвоевременное доведение до работников информации об изменениях на рынке, в технологиях, государственном законодательстве приводят к излишним затратам |
Поддержка и инструктаж участников проекта | Общее руководство и наставление мене опытных работников, разъяснение их функций. Скрытая поддержка участников проекта. Защита проекта и «выколачивание» ресурсов | Руководители тратят много времени на оправдание своих действий. Работники не знают, как справиться с бюрократическими препонами |