Модульно-агрегатный метод монтажа оборудования и трубопроводов
Совершенствование судомонтажного производства осуществляется путем внедрения агрегатных методов монтажа судового механического оборудования и предусматривает перевод механомонтажного производства на индустриальный метод. Под модульно-агрегатным методом понимается компоновка помещений судов (в основном машинно-котельных отделений) из агрегатов и блоков, включая их проектирование, сборку в цехе и монтаж на судне.
Как показал опыт, внедрение агрегатных методов монтажа дает возможность значительно сократить сроки постройки судов и, главным образом, повысить качество выполнения монтажных работ. Агрегатный метод монтажа позволяет улучшить условия труда, так как предусматривает перенесение значительного количества монтажных работ с судна в цех.
При использовании модульно-агрегатного метода монтажа применяют следующие сборочно-монтажные единицы: монтажный узел, агрегат, модульный агрегат, монтажный блок, объемный блок, зональный блок.
Монтажный узел (узел) – соединение нескольких деталей или изделий, предназначенных для установки в судовом помещении, - самая мелкая сборочно-монтажная единица.
Агрегат — сборочно-монтажная единица, выполняющая самостоятельную функцию в составе установки или судна в целом и состоящая из унифицированного и стандартного оборудования (механизмов; аппаратов, арматуры и приборов), трубопроводов, электрооборудования и опорной конструкции.
Агрегаты наиболее широко применяются в системе агрегатирования. Их создают по функциональному или территориальному признаку. Монтаж осуществляют при наличии конструкций, предусматривающих цеховую сборку спариваемых механизмов на переходных рамах, а сборку судовых устройств, оборудования и систем — крупными узлами.
Агрегат должен быть полностью собран и испытан на стенде под нагрузкой. После установки на судно его запуск должен производиться без дополнительной проверки и регулировки, а консервация должна быть выполнена так, чтобы расконсервация производилась без его разборки. Агрегат должен иметь простую конструкцию крепления к судовому фундаменту, чтобы при монтаже не требовалось сложной выверки его положения.
Модульный агрегат — унифицированная специальная сборочно-монтажная единица, включающая в себя стандартные механизмы и другие изделия. Модульный агрегат не является принадлежностью одного судна и может быть использован на различных судах в составе той или иной СЭУ. В качестве примера могут служить унифицированные опреснительные установки различной производительности. Основной целью создания модульного агрегата является перенос значительного объема трубопроводных и монтажных работ со стапеля в цех на специализированный участок, что позволяет сократить время нахождения судна на стапеле, максимально механизировать трубопроводные и монтажные работы и снизить их стоимость.
Монтажный блок — более крупная сборочно-монтажная единица, включающая в себя не только отдельные механизмы, но и агрегаты.
Объемный блок — сборочно-монтажная единица, включающая в себя не только монтажные блоки, но и часть корпусной конструкции. Создание макета объемного блока — одна из стадий проектирования судов, на которой производят отработку конструкторских решений по оптимальному расположению оборудования и трасс в насыщенных судовых помещениях. По результатам макетирования выпускают технологические чертежи, позволяющие вести изготовление блока в цеховых условиях.
Зональный блок включает в себя сборочно-монтажные единицы и проектируется по территориальному признаку при создании машинно-котельных отделений (МКО).
Агрегатный метод ремонта судна состоит в том, что отдельные узлы судна, механизмы, устройства и аппараты в процессе ремонта заменяют новыми или заранее отремонтированными. Ремонт судна сводится к демонтажу изношенных агрегатов и монтажу заблаговременно подготовленных.
Для организации агрегатного метода ремонта предприятие должно создать обменный фонд, в который войдет запас новых или бывших в работе, но отремонтированных и испытанных агрегатов. Для каждой серии судов устанавливается своя номенклатура агрегатов. В нее включают преимущественно сменные детали, узлы, дельные вещи, вспомогательные механизмы и устройства, механизмы управления систем, приборы управления судном и т. п.
Агрегатный ремонт судов является современным прогрессивным методом и имеет существенные преимущества перед другими видами ремонта. Такой метод значительно снижает трудоемкость работ и сокращает сроки ремонта. Вспомогательные механизмы и устройства проходят тщательные испытания на стендах цеха, а это ведет к сокращению сроков и объема швартовных и ходовых испытаний. Надежность и качество ремонта повышаются, так как улучшается подготовка производства и ритмичность работы судоремонтных предприятий.
ЛЕКЦИЯ №7