СРС №12-13. ТЕХНИКА В ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
Задание: Прочитайте текст. Выполните задания после текста.
Современный человек с рождения попадает в мир техники, его окружают машины, приборы, механизмы. Часто он даже не замечает, что техника рядом с ним, всегда готова к его услугам. А ведь многие выдающиеся достижения техники, которые современное поколение воспринимает как обыденный факт повседневной жизни, для людей даже недавнего прошлого представились бы настоящим чудом. Действительно, мы уже привыкли к мысли о возможности посылки на Луну автомата-робота, который по заданной человеком программе берет пробу лунного грунта и доставляет его на Землю. И уже никого не удивляет то, что у телевизора мы присутствуем на международном хоккейном матче в Канаде. Мы, не задумываясь, каждодневно пользуемся «чудесами» XX века: телефоном, радио, телевизором, самолетом, автомобилем и другими техническими средствами.
Современные достижения, науки и техники стали возможны благодаря творчеству и созидательной деятельности многих поколений людей. В разные исторические времена человек постепенно познавал законы природы, делал различные изобретения, вел упорную борьбу за новые технические и научные идеи.
Однако роль техники не сводится только к тому, чтобы обслуживать людей в быту. Люди могут жить, если они питаются, одеваются, имеют жилища. Материальные блага, которыми пользуются люди, необходимо производить. Но создавать требуемые для людей вещи возможно лишь при помощи определенных орудий труда, используя при этом предметы и силы природы. Производство может осуществляться только в результате труда человека, одновременно и труд является непременным условием существования самого человека.
Труд является вечным естественным условием жизни людей. Для того чтобы он мог совершаться, необходима совокупность простых моментов процесса труда.
В процессе труда человек выполняет непосредственные производственные функции. Он должен затратить определенное количество энергии (энергетические функции), изменять вещество природы (технологические функции), передвигаться и передвигать различные участвующие в процессе труда вещи и предметы (транспортные функции), контролировать ход процесса труда и измерять его результаты (контрольно-измерительные функции), решать информационно-логические задачи, определять цели и задачи труда (логические функции).
Вторым простым моментом процесса труда являются предметы труда, которые человек берет в первоначальном виде у природы или использует переработанные ранее вещества как сырой материал и полуфабрикаты. Прогресс науки и техники позволил получать предметы труда, которых нет в природе (например, пластические массы). Предметы труда — это вещи, которые человек перерабатывает в соответствии со своими целями и потребностями.
Для того чтобы человек смог освоить вещество природы, использовать силы природы, ему необходимы средства труда — это третий простой момент процесса труда. Человек в процессе труда помещает между собой и предметом труда определенные вещи или комплекс вещей. При помощи средств труда он создает необходимые ему материальные блага.
Процесс труда может совершаться при условии, если он протекает в определенном месте, в соответствующем помещении, которое освещается, проветривается. Для процесса труда необходимы дороги, каналы, средства передачи информации. Эти и другие материальные условия хотя прямо и не входят в процесс труда, но без них его осуществить невозможно.
Так что же такое техника? В современной литературе имеется много точек зрения на сущность техники, встречаются разные определения этого термина. Большинство исследователей считает, что под техникой надо понимать совокупность искусственно созданных средств деятельности людей. Техника создается и применяется в целях получения, передачи и превращения энергии, воздействия на предметы труда при создании материальных и культурных благ, сбора, хранения, переработки и передачи информации, исследования законов и явлений природы, общества, передвижения, управления обществом, обслуживания быта, обеспечения обороноспособности и ведения войн.
В этом обширном толковании техники можно выделить два класса технических средств, которые выполняют различные социальные функции в обществе: производственную технику и непроизводственную технику. К первому классу относятся технические средства, используемые в производстве материальных благ. Это важнейший и наиболее активный элемент производительных сил человеческого общества. Во второй класс входят технические средства науки, быта, культуры, образования и военная техника.
1. Выпишите из текста технические термины и дайте их толкование.
2. Составьте и запишите предложения, используя конструкции, служащие для квалификации лица, предмета, явления.К ним относятся следующие конструкции: что есть что, являться чем, служить чем, что оказывается чем, что представляет собой что и т.п.
3. Из каждой пары простых предложений постройте одно, заменяя второе причастным оборотом или придаточным определительным предложением в СПП. Расставьте знаки препинания в составленных предложениях.
Образец: Кислород является прозрачным, бесцветным газом. Он поддерживает горение. - Кислород является прозрачным, бесцветным газом, поддерживающим горение (или которое поддерживает горение).
1. Приставка – это часть слова. Она стоит перед корнем. 2. Повесть – это литературное повествовательное произведение. 3. Малахит – минерал ярко-зеленого цвета. Он является ценным поделочным материалом для художественно-декоративных изделий. 4. Макинтош – плащ из непромокаемой ткани. Ткань изобретена шотландским химиком Макинтошем.