СРСП №8-9. Материал к круглому столу «Глобальные проблемы человечества и их научное решение».

Круг проблем, вынесенных на круглый стол:

1. Экология окружающей среды. «Жизнь: быть или не быть?»

2. «Война и мир»: вчера и сегодня.

3. Проблемы молодежи и молодежные движения.

4. Патриотизм и национализм – как найти грань?

5. Я и мир.

6. Наука и этика.

СРС-СРСП №10-11. Задание: выберите одну из тем и подготовьте сообщение, используя данный ниже материал. Подберите иллюстрации, статистику, примеры и оформите сообщение в Power Point.

Вариант: вы можете подобрать свою тему и подготовить материал, сообщение, вопросы для обсуждения.

Тема 1. Экология окружающей среды. «Жизнь: быть или не быть?»

Загрязнение атмосферы

В настоящее время большое влияние на состав атмосферы оказывает хозяйственная деятельность человека. В воздухе населенных пунктов появилось значительное количество примесей. К основным источникам загрязнения атмосферы относятся топливная промышленность, электростанции, транспорт, промышленные предприятия.

Выбросы твердых веществ, двуокиси серы, оксидов углерода, азота, углеводородов от промышленных предприятий составляют около 97 % всех выбросов. До 25 % составляют выбросы предприятий, сжигающих ископаемое топливо (уголь, торф).

Существенным антропогенным источником загрязнения атмосферы является также транспорт, выделяющий кроме оксида углерода выхлопные газы, очень опасные соединения свинца, углеводородов, в том числе канцерогенные.

Помимо газообразных загрязняющих веществ в атмосферу от различных отраслей промышленности поступает большое количество твердых частиц: пыль, сажа, дым. Частицы пыли, взвешенные в воздухе, заметно различаются по размерам. Мелкие частицы свободно проникают в дыхательные пути и оседают в бронхах и легких людей. Это вызывает такие серьезные заболевания, как бронхиальная астма, аллергия, ставшие «бичом» здоровья людей.

Ответьте на вопросы:

- В чем суть проблемы экологии атмосферы и от чего зависит масштаб загрязнения воздуха?

- Побеседуйте со своими родителями, знакомыми или друзьями, у которых есть автомобиль. Считают ли они себя загрязнителями природы, могли бы они отказаться от автомобиля? Есть ли альтернативные решения?

- В мире широко известно движение «зеленых». Разделяете ли вы их мнения и действия?

- Напишите вопросы, которые необходимы нам для обсуждения. Почему они вами выделяются? Какие еще сферы природы под экологической угрозой? Расскажите.

Тема 2. «Война и мир»: вчера и сегодня

Память

Я хочу рассказать вам о встрече, которую я запомнил на всю жизнь. Это произошло в Японии десять лет назад. Там я участвовал в переговорах, проходивших между нашими странами. До начала переговоров было два часа, и я решил немного погулять. Я вышел из гостиницы и остановился, думая, куда пойти. Ко мне подошел старик-японец и поздоровался. Я ответил на приветствие и отвел глаза, как, наверное, сделали бы многие из вас, поздоровавшись с незнакомым человеком: может, думаю, я ошибся, может, он и не со мной поздоровался. Я купил газету и, повернувшись, увидел тревожный взгляд старика-японца. Он опять поздоровался. Я пошел в кафе, которое было рядом, и заказал чай. Японец тоже вошел в кафе, подошел ко мне и спросил:

- Можно мне сесть рядом с вами?

- Садитесь, пожалуйста.

- У меня к вам просьба.

- Извините, я вас не знаю.

- Правильно, правильно. Мы видимся впервые. Хозяин гостиницы, в которой вы остановились, знает о моих проблемах – вот он и позвонил мне. Меня зовут Мицуру Умемура. У меня к вам просьба. Но сначала вы должны выслушать меня. У вас есть полчаса?

- Есть.

Японец начал говорить:

- Я расскажу вам о событиях, которые произошли сорок лет назад. В сорок пятом я попал в плен. Было это восьмого июня. В пять часов утра мы пошли в атаку. Вскоре мы поняли, что попали в плен. Я даже обрадовался, что попал в плен. Слышал, что русские пленных не расстреливают. Вы, наверное, не поверите, но я обрадовался, что для меня война так быстро кончилась. Вы были в Сибири?

- Нет.

- Наш лагерь находился под Иркутском. Вы и представить себе не можете, что это такое! Днем работа в тайге, по ночам – муки голода. Короче говоря, за полтора месяца остались от меня кожа да кости.. я очень страда от голода. И вот однажды я убил журавля. Я, конечно, знал, что мясо журавля нельзя есть, но мне, обессилевшему от голода, было тогда все равно. Я спрятал журавля, но когда я хотел уйти, я услышал слова:

- Как мог ты убить эту чистую птицу?

Это был надзиратель. Он подошел ко мне и начал бить по голове, по лицу. Я кричал, закрыв лицо руками. Вдруг я услышал женский крик. Надзиратель перестал бить меня. Я сел. К надзирателю подбежала девушка, ругается, кричит на него. Надзиратель ушел, а она подошла ко мне, помогла встать. Потом спросила, как зовут. «Мицура Умемура», - ответил я. «Я тебя буду звать просто УМА», - сказала она.

Так началась наша дружба. Девушка была высокая, красивая, со светлыми волосами и большими голубыми глазами. «Рязанская я», - говорила она. В то время ей было двадцать пять лет, звали ее Екатериной Захаровой. Я звал ее Катей. Я и раньше видел ее. Она работала в лагере. Кем она работала, я точно не знал. Иногда она вместе с нами ходила в лес и записывала наши имена. Иногда я видел ее в столовой. Было в лагере всего пять-шесть женщин. С того дня Катя стала моим другом. Русский язык в то время я не знал, Катя не говорила по-японски, но мы прекрасно понимали друг друга. Каждый раз она давала мне немного хлеба, а когда дежурила в столовой, всегда наливала мне больше супа. Одним словом, Катя вернула меня к жизни, только благодаря ей я выжил тогда. Весь лагерь знал о нашей дружбе, и меня прозвали «Катиным японцем».

Я хорошо запомнил вечер седьмого августа сорок пятого года. Вошел дежурный и сказал, что меня вызывают. «Это Катя, - подумал я. – Кто еще мог меня вызывать?» Она была расстроенной, грустной. «Что с тобой?» - спросил я. Она дала мне теплые носки, а потом сказала: «Вчера на Хиросиму сбросили атомную бомбу». Посмотрела мне в глаза и пошла. Я еще долго стоял с носками в руках и смотрел на уходившую девушку.

Вскоре после этого мы расстались. Однажды утром она пришла и сказала, что ее переводят в другой лагерь. До сих пор слышу ее голос: «Ума, родной, береги себя!» Ушла. И больше я ее не видел. Когда мы прощались, она дала мне свой адрес.

Через два года я вернулся в Японию. Начал работать, теперь я возглавляю крупную фирму. Есть у меня и жена, и дети. Но все эти сорок лет не могу забыть Катю Захарову.

Вы не первый человек, кому я об этом рассказываю, но еще никто не смог мне помочь. В прошлом году я дал ее адрес одному русскому, и через четыре месяца получил письмо, в котором мне сообщили, что в Рязани по этому адресу Катя Захарова не живет, и никто ничего о ней не знает.

Может быть, можно дать объявление в газете? Может быть, она жива. Я хочу пригласить ее в Японию вместе с семьей. Вы уж извините, что я вас прошу об этом. Может вам покажется смешным, что какой-то старик-японец разыскивает девушку, которая помогла ему выжить сорок лет назад.

(по Р. Мишвеладзе)

Ответьте на вопросы:

- Почему старику-японцу так важно было найти Катю Захарову?

- Почему люди воюют? Что приносит война?

- Как вы понимаете значение пословицы: «Худой мир лучше войны»?

- Какие войны происходят сегодня, актуальна ли эта темы для современных людей? Кто страдает от войны?

Расскажите текст.

Наши рекомендации