СРС №6. Функционирование русского языка в РК
Задание 1. Подготовьте пересказ текста.
В ряду жизненно важных проблем в многонациональном государстве особое место принадлежит проблеме языков. В условиях любой страны, где живут люди, говорящие на многих языках, возникает потребность в языке-посреднике. Таковыми стали, например, английский – в США, Индии; испанский – в странах Латинской Америки; французский – в странах Африки. Его не выбирают по чьему-то заранее спланированному умыслу, эта роль определяется сложившейся экономической, политической и культурно-исторической ситуацией. При выборе языка-посредника учитываются все факторы, т.к. он должен служить, во-первых, средством политической интеграции и играть важную роль во внутренней жизни государства и в межгосударственных отношениях, во-вторых, способствовать национальному единству.
Достижению первой цели способствует официальный язык, достижению второй – национальный язык.
В Казахстане на роль официального языка объективно выбран русский язык. Это закреплено и в Конституции страны, и в Законе «О языках». Например, в статье 7:
Задание 2. Запишите статьи 7 и 19 Конституции РК о языках в Республике Казахстан. Какова современная языковая ситуация в РК?
Статья 7
1. В РК государственным является казахский язык.
2. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык.
3. Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народов Казахстана.
Статья 19
2. Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания и творчества.
Упражнение 10. Прочитайте. Укажите значения выделенных слов. Какие из них омонимы, а какие – многозначные слова?
1) Заводской клуб—клуб дыма. 2) Затопить печь — затопить корабль. 3) Крутой берег — крутой кипяток. 4) Вид моря — открытка с видом на море — вид глагола. 5) Трубит горн — пылает горн. 6)Серебряный подстаканник — серебряныйиней. 7) Противотанковая мина— грустная мина. 8) Книжная полка — полка свёклы. 9) Железнодорожный мост — воздушный мост.
СРСП № 6
Реферат на тему: «Один из мировых языков» - 1стр.
СРС № 7 Выдающиеся люди
Упражнение 12.Перепишите, Вставьте пропущенные буквы. Правильность написания проверьте по словарю.
I. 1) дворники см..тали ветки можжевельника и елей в з..лёные кучи. (М. Г.) 2) Уже с последней станции он чувствовал тайную тревогу, но тут просто см..тенне овл..дело им. (Т.) 3) М..тежнйки, видимо, приготовлялись к действию. Вскоре пули Начали св..стать около наших ушей, (П.) 4) На лугу кисейной занав..сью в..села мошка. (Шол.) 5) Ветер выл, ставни тр..слись и стучали. (П.) б) В дыму гудело, тр..щало, с крыши свешивались, изл..ваясь, красные ленты, а стена уже превр..тилась в раск..лённую решётку. (М. Г.) 7) Тёплый воздух задр..жал от наполнивших его исп..рений. (Л. Т.) 8) Происшествие этого вечера произвело на меня довольно глубокое впеч..тление и раздр..жило мои нервы. (Л.) 9) Телегин с..дел у вагонного окошка, вдыхая густой зап..х сентября. (А. Н. Т.) 10) Всюду л..ниво текли ручьи, захл..бнувшаяся земля не могла больше погл..щать влагу. (М. Г.) 11) Т..шина леса огл..силась звуками топоров и г..лосами людей. (Арс.) 12) Обвалы обн..жали склоны гор. (Кор.)
II. 1) Великое слово, призв..нное объед,.нить мир,— любовь!
2) Гордо разв..вались знамёна. (Нов.-Пр.) 3) Хутор потр..сали события. (Шол.) 4) Ясно-голубая поверхность озера, как нежный, с лоском шёлк, оч..ровывала зрение. (В. Ш.) 5) Мой сад с каждым днём ув..дает. (Майк.) 6) Всё предв..щало дождь. (Ч.) 7) Утренние часы Кедровский обычно посв..щал чтению. (Л. Н.) 8) Зуев зажёг электрический фонарик, посв..тил. (Пауст.) 9) Расс..кая потёмки, золотой лентой взв..лась к небу ракета. (Ч.) 10) Пасмурный день исс..кал. (Шол.) 11) Лось и Гусев расст..гнули полушубки.
(А. Н. Т.) 12) Коляска, скр..пя колёсами по мокрому снегу, ост..новилась. (Ч.) 13) В политехничестий институт Николай пошёл против воли, скр..пя сердце. (Т. С.)
СРСП № 7
Подготовьте сообщение – 0,5 стр. «Историческая личность», или «Великие люди Казахстана».
СРС № 8 Человек и современность
Задание 1. Прочитайте текст
Всякий деловой человек – явление достаточно многогранное. И если говорить о каждой из этих граней, то первой можно назвать такую обязательно присущую ему грань, как компетентность. Он должен профессионально знать, как выполнять работу, причем наилучшим образом. Должен быть проницательным и самокритичным, чтобы усвоить из своего опыта все те умения, которые следует использовать. Должен проявлять прилежность и усидчивость. Должен быть достаточно восприимчивым и скромным, чтобы уметь использовать опыт других. Слово "должен" повторяется уже четвертый раз, но отойти от слова невозможно, так как человек дела действительно должен делать многое, дабы соответствовать своему назначению.
Учиться на своих ошибках - это роскошь для делового человека. Нельзя сначала получить работу, а потом узнать, как ее выполнять.
Вторую, также непременную грань его личности, можно сформулировать так: достоинство и ответственность во всех делах. Речь идет о норме более высокой, чем просто деловая этика, о норме, которая требует от делового человека подходить к каждому случаю, к каждой ситуации ответственно и с достоинством. Практики знают, что поступать в cooтветствии с этим требованием – дело и достаточно простое, и мучительно трудное.
Третья грань – это конкретность и результативность. Конечно, он должен быть образован, эрудирован, обогащен большим опытом, самыми широкими знаниями не только в той области, которой посвятил себя. Но он всегда конкретен и результативен.
Назвать можно и такую непременную черту, как чувство нового и умение рисковать. Деловой человек обязан идти впереди того, что делается сегодня, всегда искать новые возможности, прислушиваться к их зову, проявлять готовность и способность их использовать. Он человек порывов и должен быть способен на крупные ставки.
Нельзя не сказать и о такой грани личности, как чувственность и подвижность. Невозможно выполнять свои функции, если не чувствовать окружения, не чувствовать времени, не чувствовать событий. Отсюда делаем вывод: значит, необходимо уважать мнение других, постоянно стремиться к саморазвитию, быть готовым к изменениям. Естественно, все то, о чем говорилось выше, предполагает высокую работоспособность. Это аксиома. Главный секрет любого делового человека именно в этом – в его напряженной работе, в умении планировать свое время, в умении расходовать его с наивысшей пользой для дела, порой даже в безжалостном отношении к себе.
И последнее: современный деловой человек всегда решительный, то есть он не может увильнуть от проблемы, обойти её или, скажем, описав словами, бросить подчиненным: "Вот проблема, а уж решайте ее сами". Он потому и деловой, что принимает решение сам. И не случайно у американцев есть поговорка: - "Если ты не участвуешь в решении, то ты часть самой проблема".
Задание 2. Ответьте письменно на вопросы:
1. Какие требования предъявляет человеку современный мир?
2. Какими качествами должен обладать современный деловой человек?
3. Как вы понимаете слова "бизнесмен" и "деловой человек". В чем их сходство и различие?
4. Согласны ли вы с утверждением, что внутренний мир человека самым решительным образом отражается в чертах его лица?