Механизм поворота платформы шагающего экскаватора
5.6.1. Описание механизма.
Механизм предназначен для горизонтального перемещения стрелы шагающего экскаватора с ковшом (см. рис. 5.13).
Рис. 5.13
Цикл работы механизма состоит из следующих этапов.
Ковш набирает породу, в это время привод поворота платформы не работает. Затем происходит поворот платформы на некоторый угол j, который зависит от конкретных условий отработки забоя. Обычно в качестве расчетного угла поворота принимается j = 120°. Высыпание породы из ковша начинается еще до полной остановки привода поворота, поэтому отдельной паузы для опорожнения ковша нет, сразу после торможения начинается разгон в обратную сторону.
Пауза (t0) для забора грунта определяется особенностями грунта и составляет 8 ‑ 20 с. Обычно считают, что отработка полного цикла с углом 120° должна занимать 60 с.
Примерный вид тахограммы и нагрузочной диаграммы показан на рис. 15.
Следует заметить, что из-за больших пространственно-распределенных масс и наличия ковша на гибкой подвеске для данного привода важным является требование ограничения рывка. Это требование реализуется ограничением темпа изменения момента двигателей на уровне 1 ‑ 1,5 номинала в секунду, что видно на рис. 5.14.
Рис. 5.14
Привод поворота платформы всегда выполняется по многодвигательному варианту с числом двигателей от 4 до 8. При этом существуют два варианта построения таких приводов – безредукторный (рис. 5.15,а) и редукторный (рис. 5.15,б)
Рис. 5.15
На рис. 16 обозначено: 1 – венцовая шестерня, связанная с поворачиваемой частью экскаватора; 2 – ведущая шестерня; 3 – электродвигатель; 4 – редуктор.
5.6.2. Варианты конструктивно-технологических параметров
Основные данные экскаваторов приведены в табл. 5.7.
Таблица 5.7ччччч
Данные механизма | Обозна-чение | Размер-ность | Тип экскаватора | ||||||
ЭШ 15.90А | ЭШ 20.90 | ЭШ 25.100 | ЭШ 40.85 | ЭШ 65.100 | ЭШ 100.100 | ЭШ 100.120 | |||
Максимальная скорость поворота платформы | Wmax | 1/с | 0,123 | 0,126 | 0,127 | 0,127 | 0,128 | 0,129 | 0,129 |
Максимальное ускорение платформы | emax | 1/с2 | 0,025 | 0,025 | 0,025 | 0.022 | 0,022 | 0,022 | 0,022 |
Момент сопротивления | МСРМ | Н·м | 6,36·105 | 7,95·105 | 1,20·106 | 1,37·106 | 2,70·106 | 3,70·106 | 3,90·106 |
Момент инерции с полным ковшом | JРМ1 | кгм2 | 5,60·108 | 7,72-108 | 8,37·108 | 1,20·109 | 3,00·109 | 5,42·109 | 7,55·109 |
Момент инерции с пустым ковшом | JРМ2 | кгм2 | 4,80·108 | 6,43·108 | 7,57·108 | 0,92·109 | 2,40·109 | 4,66·109 | 6,32·109 |
Передаточное число венцового зацепления | iВЗ | – | 16,8 | 16,8 | 28,8 | ||||
Количество двигателей | N | – |
Примечания: 1. Значения МСРМ, JРМ1, JРМ2 приведены к оси центральной цапфы – оси вращения венцовой шестерни.
2. Моменты инерции даны для положения ковша на 2/3 вылета стрелы.
Варианты выполнения электрических схем силовых цепей показаны на рис. 5.16.
Рис. 5.16: Е – источник питания; Д – двигатель
5.6.3. Требования к электроприводу
Требования к электроприводу следующие:
– диапазон регулирования скорости не менее 10:1;
– режим работы повторно-кратковременный;
– привод должен быть реверсивным и обеспечивать рекуперацию энергии при торможении;
– необходимость ограничения рывка за счет ограничения в пределах 1,0 ‑ 1,5 ном/с;
– необходимость ограничения максимального ускорения платформы при разгоне и торможении и максимальной скорости поворота платформы.
В таком приводе, как поворот платформы шагающего экскаватора, большое значение имеет учет влияния упругих колебаний на поведение системы. При достаточно подробном рассмотрении такой привод представляет собой многозвенную систему с распределенными параметрами, расчет коэффициентов жесткости которой достаточно сложен. В табл. 5.8 приведены коэффициенты жесткости С12для упрощенного представления системы как двухмассовой, приближенно рассчитанные по экспериментально определенным частотам собственных колебаний f12 (данные НИИТяжмаш ПО "Уралмаш").
Таблица 5.8
Тип экскаватора | С12, Нм/рад | fl2, Гц |
ЭШ 15.90А (редук-торный вариант) | 10,25·109 | 3,65 |
ЭШ 20.90 (редук-торный вариант) | 10,76 109 | 6,48 |
ЭШ 20.90 (безредук-торный вариант) | 13,5·109 | 9,8 |
ЭШ 25.100 (безредук-торный вариант) | 28,8·109 | 9,18 |
ЭШ 80.100 (безредук-торный привод) | 2,11·1011 | 10,28 |
Примечание. Величина С12 в табл. 2 приведена к оси центральной цапфы.
Как видно из табл. 5.8 для редукторных вариантов жесткость и частота собственных колебаний ниже, чем для безредукторных.
5.6.4. Указания к выбору и проверке электродвигателя
В приводах поворота платформы экскаватора приведенный к валу двигателя момент инерции механизма всегда много больше, чем момент инерции самого двигателя (коэффициент соотношения масс g порядка нескольких сотен). Это дает возможность весьма точно выбирать двигатель, пользуясь нагрузочной диаграммой M(t), которая построена с учетом только момента инерции механизма.
Обычно пуск и торможение этого привода происходит "под отсечку". Это значит, что максимальные моменты при пуске и торможении можно принимать одинаковыми MП = MT = Mmax, где Mmax рассчитывается исходя из заданного ускорения платформы при моменте инерции, соответствующем порожнему ковшу,
Mmax = JРМ1emax + Мсрм.
Таблица 5.9ьььь
Параметры | Обозна-чение | Размер-ность | Тип электродвигателя | |||||
ПЭВ 143-7КЭ | МПВЭ 400-32 | МПВ7 400-400 | МПВЭ 450-29 | МПС 640-700 | МПВ 1000-32 | |||
Мощность | PN | кВт | ||||||
Частота вращения | nN | об/мин | ||||||
Напряжение якоря | UЯN | В | ||||||
Ток якоря | IЯN | А | ||||||
Напряжение возбуждения | UВN | В | ||||||
Ток возбуждения | IВN | А | 17,8 | |||||
Сопротивление якоря | RЯ | Ом | 0,0062 | 0,0223 | 0,0112 | 0,015 | 0,00735 | 0,0088 |
Сопротивление обмотки добавочных полюсов | RДП | Ом | 0,00119 | 0,0184 | 0,003 | 0,0058 | 0,002 | 0,0045 |
Сопротивление компенсационной обмотки | RКО | Ом | 0,00345 | – | 0,0051 | 0,0116 | 0,00532 | 0,0034 |
Сопротивление обмотки возбуждения | RВ | Ом | 3,88 | 3,0 | 7,16 | 2,36 | 9,16 | 1,56 |
Число параллельных ветвей ОВ | mВ | – | ||||||
Число витков на полюс | WB | – | ||||||
Число пар полюсов | p | – | ||||||
Поток на один полюс | ФN | Вб | 0,90 | 0,235 | 0,17 | 0,314 | 0,165 | 0,575 |
Момент инерции якоря | JД | кгм2 | 32,25 | |||||
КПД | hN | % | 90,0 | 84,0 | 92,4 | 83,3 | 94,3 | 85,8 |
Примечание. Все сопротивления даны для температуры 15 ° С.
После построения нагрузочной диаграммы рассчитывается среднеквадратичный момент за время цикла tЦ
На участках нагрузочной диаграммы, где М = const, в формулу для MСР.КВ можно подставить Mi2ti. Но на участках, где момент нарастает или снижается, в формулу MСР.КВ необходимо подставлять интеграл
где Dt – длительность нарастания или снижения момента (см. рис. 5.14).
В первом случае М = МНАЧ + mt, а во втором М = МНАЧ – mt, где – заданный темп изменения момента. Не трудно установить, что в обоих случаях интеграл J определяется по формуле
По MСР.КВ и заданной скорости поворота платформы определяется требуемая мощность двигателя.
В приводах шагающих экскаваторов применяются специальные двигатели, их данные приведены в табл. 5.9.
Печной толкатель.
5.7.1. Назначение механизма
Печные толкатели предназначены для загрузки слитков и заготовок в методические печи и для проталкивания их по ходу печи. Скорость толкания определяется заданной производительностью стана [9].
Наибольшее распространение получили сдвоенные толкатели. Два толкателя связаны соединительной муфтой, что позволяет осуществлять совместную или раздельную работу этих механизмов.
Рис. 5.17: 1 – слиток; 2 – направляющий опорный ролик; 3 – толкающая штанга
с зубчатой рейкой; 4 – реечная шестерня; 5 – редуктор; 6 – двигатель; 7 – тормоз
На рис. 5.17 показана упрощенная схема одного из толкателей, электропривод которого необходимо выбрать и проверить. Слиток (1) перемещается толкающей штангой (3), которая поддерживается направляющими опорными роликами. Обычно путь перемещения штанги равен ширине слитка (b). После прохождения этого пути и некоторой паузы штанга возвращается обратно в исходное положение и повторяет цикл при необходимости перемещения нового слитка. Примерная тахограмма работы толкателя приведена на рис. 5.18.
Рис. 5.18
При толкании каждого нового слитка нагрузка на двигатель возрастает, т. к. необходимо перемещать и предыдущие слитки, находящиеся в печи. Поэтому для правильного выбора мощности установленного двигателя необходимо знать максимальное количество слитков, перемещаемых толкателем одновременно.
5.7.2. Требование к электроприводу
1. Режим работы – повторно-кратковременный.
2. Целесообразно обеспечить постоянство ускорения (замедления).
3. Электропривод реверсивный, регулирования скорости, как правило, не требуется.
5.7.3. Расчетные выражения
Приведенный к валу двигателя статический момент при работе на холостом ходу, Нм,
(5.7.1)
где GШ = gmШ – вес штанги, Н, имеющей массу mШ, кг.
Здесь g – ускорение свободного падения (g = 9,81 м/с2); mЦ – коэффициент трения цапф осей направляющих роликов в подшипниках качения, mЦ = 0,003; dЦ –диаметр цапф направляющего ролика, м; f – коэффициент трения качения штанги о ролики, f = 0,0015 м; i – передаточное число редуктора; hXX – коэффициент полезного действия механизма при холостом ходе, hXX = 0,4.
Статический момент при толкании слитков в печь, Нм,
(5.7.2)
где GCJI – максимальный вес слитков, Н, перемещаемых толкателем одновременно (вес одного слитка G1CJI = mCJI g. mCЛ – масса одного слитка, кг); m – коэффициент трения между слитками и подом печи, m = 07; DСЛ – диаметр начальной окружности реечной шестерни, м; h = 0,78.
Статическая мощность на валу электродвигателя толкателя, Вт,
РС МС wN , (5.7.3)
где wN – номинальная скорость выбранного двигателя, рад/с.
Приведенный к валу двигателя момент инерции механизма, кгм2 ,
(5.7.4)
где – радиус приведения.
Суммарный момент инерции электропривода, кгм2,
JS = 1,2JДВ + JМЕХ, (5.7.5)
где JДВ – момент инерции двигателя.
Время пуска и торможения электропривода (см. рис.18) определяется по заданной скорости перемещения слитка V(м/с) и ускорению (замедлению) (м/с2) при равномерно-ускоренном движении. Очевидно, tП1 = tП2 = tТ1 = tТ2. Время работы на установившейся скорости (tУ1 , tУ2) определяется после расчета пути, проходимого на этой скорости
SУ1 = B – SП1 – SТ1, (5.7.6)
где SП1 (SТ1) – путь, проходимый при пуске (торможении) электропривода, м. Время t´0принимается равным 2 ÷ 3 с, время цикла (tЦ) рассчитывается при заданном количестве слитков, подаваемых в печь за один час.
5.7.4. Варианты электропривода
Существуют следующие варианты электропривода:
а) двигатель постоянного тока с независимым возбуждением;
б) асинхронный короткозамкнутый двигатель.
5.7.5.Варианты конструктивно-технологических параметров
Сведения о конструктивно-технологических параметрах приведены в таблице 5.10.
Таблица 5.10
№ п/п | Технологические данные | Обоз-наче-ние | Размер-ность | Номер варианта | |||||
Масса слитка | mCЛ | кг | |||||||
Максимальное количество слитков, перемещаемых толкателем одновременно | N | – | |||||||
Ширина заготовки | В | м | 0,5 | 0,45 | 0,4 | 0,35 | 0,3 | 0,2 | |
Скорость перемещения слитков | V | м/с | 0,025 | 0,03 | 0,03 | 0,035 | 0,035 | 0,04 | |
Ускорение (замедление) | a (b) | м/с2 | 0,005 | 0,01 | 0,015 | 0,02 | 0,025 | 0,03 | |
Количество слитков, подаваемых в печь в час | Z | – | |||||||
Масса штанги | mШ | кг | |||||||
Диаметр начальной окружности реечной шестерни | DШ | м | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,35 | 0,3 | 0,3 | |
Диаметр цапф направляющих роликов | dЦ | м | 0,25 | 0,2 | 0,18 | 0,15 | 0,12 | 0,12 |