Кластер информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) – перспективное развитие экономики города
На сегодня в Обнинске работает более 30 известных ИТ-компаний (Макснет, АСВ-техникс, РадиКо, Крафтвей, Парагон, Моделирующие системы, Черное Солнце, Кронос, МС-Эксперт и др.) работающих в разных сферах инфокоммуникаций и более 150 растущих компаний данного сектора.
Разрабатывается концепция создания ИКТ на территории Калужской области. О своём решении принять участие в создании и развитии такого кластера заявили такие предприятия города, как ОАО «Крафтвей» (ООО «ПК Электроника») - завод по производству компьютеров и разработке программного обеспечения, ООО «Хоум Кредит Энд Финанс Банк», ведущие предприятия, работающие в сфере разработки программного обеспечения. Подготовку кадров для предприятий ИКТ осуществляет ИАТЭ НИЯУ МИФИ.
Большинство ИТ-компаний имеют потенциал к росту, но возможность роста ограничена отсутствием квалифицированных кадров. Недавно созданный Академический учебно-исследовательский центр (АУНИЦ) обеспечивает квалифицированную подготовку новых кадров, которые в будущем будут устраиваться в компании кластера на приоритетных условиях. Вторым подготовительным элементом кластера станет проведение ежегодного ИКТ-мероприятия, которое позволит собирать участников кластера и желающих в него вступить. Создание некоммерческого партнёрства «ИКТ-кластер» позволит получить синергетический эффект от сотрудничества участников кластера и элементов инфраструктуры инновационного развития г. Обнинска. Одним из основных направлений деятельности кластера является создание алгоритма воспроизведения новых компаний (алгоритм воспроизведения инноваций). Задача кластера - выработать непрерывный механизм воспроизведения инноваций, который бы совместно с действующим центром кластерного развития непрерывно генерировал инновации, имеющие потенциал коммерциализации. Среди задач кластера, в том числе, - и привлечение крупных ИКТ-компаний, которые смогут открыть филиалы и центры разработки в Обнинске при помощи возможностей ИКТ-кластера, а так же центра кластерного развития, став флагманами всего Обнинского ИТ-сектора, строительство центра информационно-коммуникационных технологий (IT-центр, 5000 кв. м). ИКТ-компании, имея уже существующие каналы сбыта, смогут поглощать созданные вокруг них инновации или же использовать технологии интеграции для совместной коммерциализации.
Развитие кластерных образований на территории города в определённой мере будет определять развитие всей северной части Калужской области и близлежащих областей ЦФО. Стратегию кластерного развития северных районов Калужской области планируется создать в рамках разработки схемы территориального планирования обнинской агломерации. В перспективе возможно создание иных кластеров. В частности существует «якорное» предприятие для создания кластера по разработке и производству композиционных, керамических и стеклообразных материалов – ОАО «Обнинское научно-производственное предприятие «Технология». Ключевым моментом в развитии этого кластера может стать проект по модернизации Ермолинского аэродрома, располагающегося в непосредственной близости от города. Структура обрабатывающих производств (см. диаграмму 2).
Диаграмма 2 Структура обрабатывающих производств.
Развитие научно-производственного комплекса города:
На предприятиях НПК сосредоточен основной интеллектуальный потенциал города и выпуск новой наукоёмкой продукции.
Развитие научно-производственного комплекса города в значительной степени зависит от кадрового обеспечения, расширения подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Система поддержки развития научно-производственного комплекса будет развиваться в следующих направлениях:
- кадровое обеспечение деятельности организаций научно-производственного комплекса города, расширение подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов;
- развитие системы поддержки инновационной и технико-внедренческой деятельности;
- дальнейшее развитие интеграции ВУЗов города (в первую очередь ИАТЭ НИЯУ МИФИ) с организациями научно-производственного комплекса как в сфере подготовки и переподготовки кадров, так и в области инновационной деятельности, создания новых предприятий;
- создание и развитие технологического бизнес-инкубатора на базе действующих бизнес-инкубаторов города для поддержки развития малых инновационных предприятий города и носителей идей методом «единого окна».
2.3 Ресурсное обеспечение программы комплексного социально-экономического развития Обнинска как наукограда РФ (см. табл. №3)
Финансирование Программы предусматривается за счёт средств федерального бюджета (в том числе в виде межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры города Обнинска как наукограда Российской Федерации) в порядке, определённом постановлением Правительства РФ от 22.12.2007 № 917 «Об утверждении Порядка предоставления субвенций из федерального бюджета для финансирования дополнительных расходов наукоградов Российской Федерации».
Объёмы финансирования программных мероприятий определяются при формировании соответствующих бюджетов на очередной финансовый год, исходя из компетенции межбюджетных отношений.
Формирование и исполнение бюджета города обеспечивается по предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации единым правилам организации бюджетного процесса с соблюдением установленных им процедур и ограничений по объёму долга и дефицита бюджета.
Табл. № 3 Объём бюджета города[10]
Показатели | Единица измерен. | 2011 г. отчет | 2012 г. отчет | 2013 г. оценка | 2014 г. прогноз | 2015 г. прогноз | 2016 г. прогноз | 2017 г. прогноз | 2018-2020 гг. прогноз |
Доходы | млн. руб. | 2 840 | 2 862 | 3 216 | 3 280 | 3 402 | 3 602 | 3 840 | 12 400 |
Расходы | млн. руб. | 2 895 | 2 974 | 3 401 | 3 480 | 3 545 | 3 700 | 3 935 | 12 600 |
Баланс бюджета (дефицит, профицит) | млн. руб. | - 55 | - 112 | - 185 | - 200 | - 143 | - 98 | - 95 | - 200 |
Бюджет города формируется с учётом программно-целевого метода планирования, с учётом принятых городских целевых программ.
Целью внедрения программно-целевого метода в бюджетном процессе есть установление непосредственной связи между выделением бюджетных ассигнований и результатами их использования.
По итогам 2013 года удельный вес программ в расходной части бюджета города будет увеличен в разы и доведён до 70-80%.
Это позволит производить объективную оценку исполнения программ и дать оценку эффективности использования бюджетных средств.
2.4 Показатели реализации программы комплексного социально-экономического развития Обнинска и оценка результативности Программы (см. табл. №4)
Табл. №4 Показатели социально-экономического развития г. Обнинска[11]
Показатели | Единица измерен. | 2012 г. оценка | 2013 г. прогноз | 2014 г. прогноз | 2015 г. прогноз | 2016 г. прогноз | 2017 г. прогноз | 2020 г. прогноз |
Население | ||||||||
Численность населения на конец года | тыс. чел. | 106,0 | 106,3 | 106,6 | 107,0 | 107,5 | 108,1 | 110,0 |
Занятость населения | ||||||||
Численность работающих на предприятиях и организациях города в среднегодовом исчислении, всего | тыс. чел. | 53,0 | 53,1 | 53,3 | 53,5 | 53,7 | 54,0 | 57,5 |
Численность работающих в организациях НПК | тыс. чел. | 14,5 | 14,5 | 14,5 | 14,6 | 14,8 | 14,9 | 16,2 |
Доля работающих в организациях НПК | % | 27,4 | 27,3 | 27,2 | 27,3 | 27,6 | 27,6 | 28,2 |
Оплата труда | ||||||||
Среднемесячная заработная плата на 1 работника | рублей | 26 520 | 30 498 | 33 822 | 37 170 | 40 813 | 44 772 | 60 675 |
Темп роста среднемесячной заработной платы | % | 113,5 | 115,0 | 110,9 | 109,9 | 109,8 | 109,7 | 112,0 |
Предприятия и организации | ||||||||
Количество зарегистрированных предприятий и организаций на конец года | ед. | 4 943 | 5 190 | 5 310 | 5 430 | 5 545 | 5 660 | 6 005 |
Прирост | ед. | -23 | ||||||
Вели финансово-хозяйственную деятельность | ед. | 2 430 | 2 490 | 2 550 | 2 610 | 2 665 | 2 720 | 2 885 |
Прирост | ед. | |||||||
Выручка | ||||||||
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и прочих аналогичных платежей) - всего | млн. руб. | 98 893 | 108 090 | 117 707 | 128 511 | 139 820 | 151 984 | 201 170 |
Темп роста | % | 112,8 | 109,3 | 108,9 | 109,2 | 108,8 | 108,7 | 111,0 |
Выручка по НПК | млн. руб. | 27 609 | 29 491 | 32 352 | 35 535 | 39 287 | 42 430 | 55 149 |
Доля НПК | % | 27,9 | 27,3 | 27,5 | 27,7 | 28,1 | 27,9 | 27,4 |
Основные фонды | ||||||||
Стоимость фактически используемых основных фондов по первоначальной балансовой стоимости всех хозяйствующих субъектов, распложенных на территории муниципального образования на конец года за исключением предприятий ЖКХ и социальной сферы | млн. руб. | 30 400 | 31 300 | 32 544 | 33 984 | 34 984 | 37 944 | 40 200 |
Стоимость основных фондов НПК, фактически используемых при производстве научно-технической продукции | млн. руб. | 17 936 | 18 500 | 19 300 | 20 240 | 20 540 | 22 310 | 23 720 |
Доля основных фондов НПК, фактически используемых при производстве научно-технической продукции | % | 60,0 | 59,1 | 59,3 | 59,6 | 58,7 | 58,8 | 59,0 |
Промышленность | ||||||||
Объём отгруженной продукции (без НДС и акцизов) всего по разделам С, D, E ОКВЭД | млн. руб. | 30 948 | 33 963 | 37 215 | 40 985 | 47 450 | 54 200 | 79 150 |
Индекс промышленного производства всего по раделам С, D, E ОКВЭД | % | 108,0 | 104,1 | 104,4 | 104,8 | 110,1 | 108,5 | 109,2 |
Строительство | ||||||||
Объём работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" | млн. руб. | 5 121 | 5 570 | 6 095 | 6 600 | 7 156 | 7 773 | 10 161 |
индекс физического объёма | % | 105,5 | 101,2 | 102,3 | 101,7 | 101,8 | 102,0 | 103,0 |
Ввод жилья в эксплуатацию, всего | тыс. кв. м | 78,1 | 86,0 | 89,0 | 97,0 | 90,0 | 90,0 | 90,0 |
Инвестиции | ||||||||
Инвестиции в основной капитал за счёт всех источников финансирования | млн. руб. | 7 858 | 8 851 | 9 836 | 10 700 | 11 460 | 12 273 | 15 525 |
индекс физического объёма | % | 96,4 | 106,3 | 105,3 | 103,6 | 102,0 | 102,0 | 103,0 |
Торговля и услуги | ||||||||
Оборот розничной торговли | млн. руб. | 24 190 | 27 436 | 30 737 | 34 369 | 38 612 | 43 500 | 63 366 |
индекс физического объёма | % | 110,0 | 107,1 | 106,9 | 107,0 | 107,2 | 107,5 | 108,5 |
Оборот общественного питания | млн. руб. | 1 041 | 1 129 | 1 227 | 1 581 | |||
индекс физического объёма | % | 104,0 | 104,0 | 104,1 | 104,1 | 104,3 | 104,5 | 104,7 |
Объём платных услуг населению | млн. руб. | 4 155 | 4 626 | 5 099 | 5 610 | 6 155 | 6 740 | 8 683 |
индекс физического объёма | % | 103,0 | 103,2 | 103,2 | 103,5 | 103,5 | 103,5 | 103,5 |
Малое предпринимательство | ||||||||
Численность работающих | тыс. чел. | 22,4 | 22,5 | 22,6 | 22,7 | 22,9 | 23,1 | 24,1 |
Доля в городе | % | 42,3 | 42,3 | 42,3 | 42,4 | 42,5 | 42,7 | 41,9 |
Выручка | млн. руб. | 41 916 | 46 130 | 50 765 | 55 755 | 60 104 | 64 732 | 86 857 |
Доля в городе | % | 42,4 | 42,7 | 43,1 | 43,4 | 43,0 | 42,6 | 43,2 |
2.5 Основные мероприятия по реализации программы комплексного социально-экономического развития города Обнинска как наукограда РФ на 2013-2017 годы и на период до 2020 года( см. табл. №5)[12]
Табл. № 5 Основные мероприятия в рамках реализации Программы комплексного социально-экономического развития г. Обнинска как наукограда РФ на 2013-2017 годы и на период до 2020 года, млн. рублей
№ | Наименование мероприятия | Источник финансирования | Всего за 2013-2017 годы | в том числе по годам: | 2018-2020 годы | |||||||||||
2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | ||||||||||||
Строительство на территории зоны инновационного развития (ул. Красных Зорь) | Средства инвесторов | |||||||||||||||
Строительство промышленной «гостиницы для предприятий» на территории Индустриального парка. | Средства инвесторов | |||||||||||||||
Создание центра информационно-коммуникационных технологий (IT-центр, 5000 кв. м). | Средства инвесторов | |||||||||||||||
Строительство бизнес-инкубатора в сфере высоких технологий и развитие площадки технопарка (офисы, инфраструктура информационно-технологического бизнеса, развитие городской инженерной инфраструктуры). | Федеральный бюджет Областной бюджет | |||||||||||||||
Строительство Центра инновационной биофармацевтики «Парк активных молекул» на базе ООО НПП «Медбиофарм» («Карповская площадка»). | Федеральный бюджет Средства инвесторов | - | ||||||||||||||
Завершение проекта реконструкции и расширения очистных сооружений с увеличением производительности очистных сооружений с 60 тыс. куб. м/сут. до 80 тыс. куб. м/сут. | Областной бюджет Бюджет города | |||||||||||||||
Строительство детских садов в новых микрорайонах города: 55, 38, микрорайон «Экодолье», микрорайон «Заовражье» | Областной бюджет Бюджет города Средства инвесторов | |||||||||||||||
Строительство городского магистрального хозфекального коллектора (от КНС мкр.51 через ул. Белкинская, Энгельса и Красных Зорь до городских очистных сооружений) | Федеральный бюджет Бюджет города | - | ||||||||||||||
Строительство спортивного комплекса без мест для зрителей по ул. Цветкова | Федеральный бюджет Областной бюджет Бюджет города | |||||||||||||||
Поисково-оценочные работы по Жуковскому водозабору | Федеральный бюджет | |||||||||||||||
Строительство школ (52 мкр., 55 мкр.) | Областной бюджет Бюджет города Средства инвесторов | |||||||||||||||
ИТОГО | 5 149 | 1 238 | 1 034 | 1 035 | 3 104 | |||||||||||
Заключение
Итак, региональная экономическая политика является составной частью государственной экономической политики и представляет собой систему целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизма их реализации.[13]
Учитывая историческую специфику города, научно-технологический и кадровый потенциал городских предприятий и организаций, ограниченные территориальные ресурсы, его экономика могла и должна была опираться на генерацию и коммерческое использование знаний.
В Обнинске проводят программу комплексного социально – экономического развития города как Наукограда РФ на 2013-2017 гг. и на период 2020г.
Основной, стратегической целью Программы является создание условий для формирования эффективной экономики муниципального образования инновационного типа, обладающей долгосрочным стабильным потенциалом динамичного роста, способной обеспечить последовательное повышение уровня и качества жизни населения города, эффективное воспроизводство и модернизацию научно-производственного, образовательного и инновационного потенциала Наукограда.
Становление программы происходит благодаря 2-м этапам. На основании этих данных будит происходить реорганизация и организация города Обнинска, как Наукограда и важнейшего научного центра страны.
Инновационной целью стало развитие города в ближайшем будущем с помощью кластерного подхода – он позволяет дать новый толчок развитию производительных сил в экономике города и региона в целом, объединить усилия науки, инновационного производства и системы подготовки кадров.
В Обнинске уже существуют три кластера:
· кластер биотехнологий и фармацевтики,
· кластер ядерных и радиационных технологий,
· кластер информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Основой для формирования и развития современных инновационных кластеров служат созданные и развивающиеся в течение десятилетий в г. Обнинске профильные научно-исследовательские организации с развитой материально-технической базой и признанными научными и инженерными школами, предприятия малого и среднего инновационного бизнеса, система подготовки кадров в областях атомной, ядерной и радиационной физики, радиационной медицины и радиационной экологии, достаточно развитая инфраструктура инновационной деятельности.
В заключение нужно сказать , что развитие отраслей в городе Обнинске происходит постепенно и по новой инновационной программе до 2020 года, которая способствует поэтапному развитию отраслей в регионе, что в свою очередь приносит достаточную известность и новые инвестиции.
Список литературы
1. Тупчиенко В.А. Государственная экономическая политика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики и управления / В.А.Тупчиенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 663с.
2. Тупчиенко В.А., Артемов С.В. Планирование развития социально-экономических систем: Учебное пособие. – М.: «Тровант», 2008.
3. Тупчиенко В.А., Поляк Г.Б. Региональная экономика. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 463с.
4. Т.Г. Морозова Государственная экономическая политика: учебное пособие для студентов вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 255с
5. http://info.minfin.ru/
6.http://www.obninskforum.ru/
7. www.consultant.ru
8.http://www.pandia.ru/
[1] Словарь «Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2013. — 895 с.»
[2] Тупчиенко В.А. Государственная экономическая политика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики и управления / В.А.Тупчиенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 663с.
[3] http://www.obninskforum.ru/ (официальный форум сайт города Обнинска)
[4] http://www.obninskforum.ru/ (официальный форум сайт города Обнинска)
[5] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA
[6] http://www.obninskforum.ru/ (официальный форум сайт города Обнинска)
[7] http://www.obninskforum.ru/ (официальный форум сайт города Обнинска)
[8] Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru
[9] http://www.pandia.ru/ (энциклопедия знаний)
[10] http:/info.minfin.ru/
[11] http://www.obninskforum.ru/ (официальный форум сайт города Обнинска)
[12] http://www.obninskforum.ru/ (официальный форум сайт города Обнинска)
[13] Государственная экономическая политика под ред. Т.Г. Морозовой –Москва 2012 ЮНИТИ 256 с.