Техническое обеспечение танковых (мотострелковых) подразделений в ходе марша
Основными задачами технического обеспечения батальона (роты) при совершении марша являются: обеспечение надежной (безотказной) работы вооружения и техники; быстрый возврат их в строй в случае выхода из строя по техническим причинам, боевым повреждениям или в результате застревания.
Безотказная работа вооружения и техники в ходе марша обеспечивается в первую очередь их правильным использованием, умелым вождением по дорогам и колонным путям, постоянным контролем механиков-водителей (водителей) за работой систем, агрегатов и узлов, своевременнымтехническим обслуживанием и устранением неисправностей.
Техническое обслуживание вооружения (если оно использовалось в ходе марша для отражения налетов авиации, борьбы с диверсионно-разведывательными группами) и техники осуществляется на привалах и в районах дневного (ночного) отдыха.
На привалах обычно проводится контрольный осмотр (КО) с устранением обнаруженных неисправностей. Особо важное значение имеет проведение контрольного осмотра на первом привале, так как в начале марша чаще всего выявляются те недостатки, которые были допущены при подготовке машин к маршу. При необходимости проводится дозаправка вооружения и техники горючим и смазочными материалами.
В выполнении работ контрольного осмотра и дозаправки принимают участие все члены экипажей танков и БМП, бронетранспортеров и автомобилей и водителей под руководством командиров подразделений и их заместителей по вооружению. При этом особое внимание должно быть уделено системам, агрегатам и узлам, обеспечивающим подвижность машин, и, прежде всего, состоянию ходовой части, отсутствию подтекания топлива, масла и охлаждающей жидкости, креплению деталей, узлов и механизмов, проверяется вооружение и т.д.
После суточного перехода в районе дневного (ночного) отдыха вооружению и технике проводится ежедневное техническое обслуживание (ЕТО).
Если из-за недостатка времени при подготовке к маршу не были завершены работы ТО-1 или ТО-2 в полном объеме, то время нахождения подразделений в районе дневного (ночного) отдыха может использоваться для завершения этих работ. При совершении марша более одного суточного перехода номерные виды обслуживания обычно выполняются расчлененно в 2-3 районах отдыха с учетом их завершения до выхода батальона (роты) на указанный рубеж или район сосредоточения.
В целях сокращения времени на техническое обслуживание вооружения и техники, повышения качества работы и предоставления большего времени для отдыха личному составу в помощь экипажам (расчетам, водителям) привлекается личный состав взвода технического обслуживания батальона, а также часть сил и средств ремонтной роты полка. Специалисты из ремонтной роты в первую очередь используются для устранения неисправностей и отказов на машинах.
Время, отводимое на техническое обслуживание вооружения и техники в ходе марша, будет ограниченным вследствие стремления к достижению максимально возможных величин суточных переходов с целью упреждения противника в захвате выгодных рубежей, предоставления подразделениям большего времени на организацию боевых действий после прибытия в конечный район сосредоточения.
Поэтому при выполнении обслуживания вооружения и техники в ходе марша заместитель командира батальона по вооружению должен четко организовать работу своих и приданных сил и средств технического обслуживания и ремонта, чтобы они использовались наиболее эффективно.
В зависимости от технического состояния машин заместитель командира батальона по вооружению должен определить, в какой последовательности и в какое время те или иные средства будут использоваться в роте, а заместители командиров рот по вооружению - порядок их работы на отдельных машинах.
Боеприпасы в батальоне (роте) в ходе марша пополняются, как правило, в районе дневного (ночного) отдыха автотранспортом старших начальников.
Вооружение и военная техника, вышедшие из строя на маршруте движения, восстанавливаются силами и средствами замыканий походной колонны батальона (полка).
Работу замыкания походной колонны батальона на марше возглавляет заместитель командира батальона по вооружению. Вместе с ним, как правило, находятся и заместители командиров рот по вооружению.
Замыкание батальона при необходимости помогает экипажу (расчету, водителю) установить неисправность, а заместитель командира батальона по вооружению, оценив характер неисправности, трудоемкость ее устранения, потребные для этого силы и средства, принимает решение, кто должен производить ремонт. Если неисправность может быть устранена силами экипажа (расчета, водителя), то ему выдаются необходимые запасные части, инструмент, приспособления и материалы.
Экипаж инструктируется о порядке выполнения ремонтных работ. Ему указывается срок ремонта, уточняется маршрут и место, куда он должен прибыть.
В отдельных случаях решением заместителя командира батальона по вооружению для оказания помощи экипажу в ремонте может быть оставлен заместитель командира роты по вооружению и один-два специалиста взвода технического обслуживания батальона.
Если машина не может быть восстановлена своими силами и средствами, то она передается техническому замыканию полка. В этом случае заместитель командира батальона по вооружению дает указание экипажу, какие подготовительные работы выполнить до подхода полкового замыкания.
Место и время выхода машин из строя на маршруте, трудоемкость ремонта и решение по ее восстановлению отмечаются на рабочей карте заместителя командира батальона (роты) по вооружению и в журнале учета выхода из строя ВВТ.
Эвакуация остановившихся машин с маршрутов движения, если они мешают движению, а также вытаскивание легко застрявших машин осуществляется тягачом замыкания батальона. В случае крайней необходимости с разрешения командиров подразделений остановившаяся машина может быть отбуксирована с дороги другой машиной роты.
Автомобильная техника, в некоторых случаях может быть взята на буксир сзади идущей машиной, не имеющей специального груза, с которым запрещена буксировка, и эвакуируется до очередного привала или района дневного (ночного) отдыха. Остальные эвакуационные работы на маршруте выполняются средствами старших начальников.
Чтобы средства замыкания старшего начальника могли быстро отыскать эвакуированную с дороги машину, особенно при совершении марша ночью, организуется дежурство членов экипажа и (по возможности) устанавливаются хорошо видимые указатели.
Машины, отставшие в пути, по причине выполнения на них восстановительных работ, продолжают движение по маршруту, пристраиваясь к проходящей колонне. Места в колоннах своих подразделений они занимают на привалах или в районах дневного (ночного) отдыха. Обгон колонны в движении запрещается.
Снабжение экипажей (расчетов, водителей) военно - техническим имуществом, необходимым для ремонта остановившихся на маршруте машин, осуществляется за счет запасов, созданных в подразделениях к началу марша.
Эти запасы перевозятся, как правило, на автомобиле взвода технического обслуживания батальона и грузовой платформе танкового тягача (БРЭМ-1, БТС), следующих в составе батальонного замыкания. Пополнение израсходованных запасов производится в районе дневного (ночного) отдыха со складов технического имущества полка по заявке, подаваемой в техническую часть полка заместителем командира батальона по вооружению.
Защита, охрана и оборона сил и средств технического обеспечения батальона на марше осуществляется умелым использованием защитных свойств местности, подвижных средств ремонта и эвакуации, тщательной радиационной и химической разведкой маршрутов движения, умелым использованием индивидуальных и групповых средств защиты, средств специальной обработки, наблюдением за воздухом и четкими действиями личного состава согласно боевым расчетам.
Управление техническим обеспечением батальона (роты) в ходе марша осуществляется заместителем командира батальона (роты) по вооружению.
Основным способом управления в ходе марша является личное общение (доклады подчиненных) в районах привалов, дневного (ночного) отдыха, а также использование средств управления комендантской службы. Радиосредства технического обеспечения работают только на прием, в готовности к работе на передачу с завязкой боя.
По прибытии в район привала, дневного (ночного) отдыха, заместитель командира роты по вооружению обязан на основе докладов командиров взводов, командиров экипажей и личным осмотром определить техническое состояние машин, дать указания экипажам по устранению выявленных неисправностей, после чего доложить командиру роты и заместителю командира батальона по вооружению о наличии и техническом состоянии вооружения и техники, расходе боеприпасов и топлива, а также о местонахождении и причинах выхода из строя остановившихся на маршруте машин. Затем в соответствии с указаниями он организует выполнение работ по подготовке личного состава, вооружения и техники к очередному суточному переходу.
Обобщая полученную информацию, заместитель командира батальона по вооружению докладывает командиру батальона и заместителю командира полка по вооружению, а также информирует начальника штаба батальона о наличии и техническом состоянии вооружения и техники, количестве и местах выхода из строя машин, принятых мерах по их восстановлению и ходе ремонтно-восстановительных работ. В свою очередь, штаб информирует заместителя командира батальона по вооружению об изменениях обстановки и принятом командиром решении.
Во время нахождения в районах дневного (ночного) отдыха заместителю командира батальона (роты) по вооружению целесообразно подвести итоги завершившегося суточного перехода с механиками-водителями (водителями) и сделать разбор причин выхода машин из строя с указанием мер по их предотвращению в ходе очередных переходов.
Схема организации технического обеспечения танкового батальона на марше приведена на рисунке 13.1.