Тема4. Сооружения станционного хозяйства. Сооружения хозяйства энергоснабжения.

Тема4. Сооружения станционного хозяйства. Сооружения хозяйства энергоснабжения.

Деление железнодорожных линий. Раздельные пункты, их виды.

Все железнодорожные линии делятся на перегоны. Пункты, которые делят железнодорожные линии на перегоны, называются раздельными. «Движение поездов производится с разграничением их раздельными пунктами», это значит, что между двумя смежными раздельными пунктами может находиться только один поезд.

К раздельным пунктам относятся:

станции — раздельные пункты, имеющие путевое развитие, позволяющее производить операции по приему, отправлению, скрещению и обгону поездов, операции по приему, выдаче грузов и обслуживанию пассажиров, а при развитых путевых устройствах — маневровую работу по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами;

разъезды — раздельные пункты на однопутных линиях, имеющие путевое развитие, предназначенное для скрещения и обгона поездов;

обгонные пункты — раздельные пункты на двухпутных линиях, имеющие путевое развитие, допускающее обгон поездов и в необходимых случаях перевод поезда с одного главного пути на другой;

путевые посты — раздельные пункты на железнодорожных линиях, не имеющие путевого развития (блокпосты при полуавтоматической блокировке, посты примыкания на однопутных перегонах с двухпутными вставками, предузловые посты);

проходные светофоры — раздельные пункты на участках, оборудованных автоблокировкой. Каждый проходной светофор на таком участке является границей перегона и в зависимости от сигнального показания разрешает или запрещает поезду проследовать с одного перегона на другой.

На перегонах, где в качестве самостоятельного средства сигнализации и связи при движении поездов применяется автоматическая локомотивная сигнализация, раздельными пунктами являются границы блок-участков, при прохождении которых в зависимости от свободности или занятости впереди лежащего пути изменяются показания локомотивного светофора.

На отдельных перегонах для обслуживания пунктов примыкания подъездных путей открываются вспомогательные посты. Такие посты для поездов, следующих по всему перегону, раздельными пунктами не являются. Раздельными пунктами не считаются также имеющиеся на некоторых перегонах пассажирские остановочные пункты, предусматриваемые исключительно для посадки и высадки пассажиров. Вспомогательные посты и пассажирские остановочные пункты путевого развития не имеют. На раздельных пунктах, имеющих путевое развитие, можно выполнить скрещение поездов противоположных направлений и обгон одного поезда другим, следующим в том же направлении, что и обгоняемый поезд.

В зависимости от типа ограничивающих раздельных пунктов перегоны называются: межстанционные, ограниченные станциями, разъездами и обгонными пунктами; межпостовые, ограниченные путевыми постами или путевым постом и станцией; блок-участки, ограниченные проходными светофорами (границами блок-участков) или проходным светофором (границей блок-участка) и станцией, на линиях, оборудованных автоблокировкой (или автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи при движении поездов).

Каждый раздельный пункт, вспомогательный пост и пассажирский остановочный пункт должны иметь наименование или номер.

Границы станции.

Границами станции являются:

· на однопутных участках - входные светофоры;

· на двухпутных участках по каждому в отдельности главному пути с одной стороны - входной светофор, а с другой - сигнальный знак "Граница станции", установленный на расстоянии не менее 50 м за последним выходным стрелочным переводом.

На двухпутных участках, оборудованных двусторонней автоблокировкой, а также, где установлены входные светофоры для приема поездов по неправильному пути, границей станции по каждому в отдельности главному пути являются входные светофоры.

Станционные пути.

Железнодорожные пути делятся на главные на перегонах, станционные (в том числе главные на станциях) и специального назначения.

Главными называются пути перегонов, а также пути станций, являющиеся непосредственным продолжением путей прилегающих перегонов и, как правило, не имеющие отклонения на стрелочных переводах. Станционными называются все пути, расположенные в границах станций, в том числе и главные.

Каждый станционный путь предназначается (специализируется) для выполнения определенных операций. В зависимости от этого станционные пути разделяются на: приемо-отправочные для приема, отправления и пропуска поездов; сортиро­вочные — для накопления вагонов по назначениям их следования и формирования составов поездов; вытяжные — для передвижений групп вагонов при их сортировке и при перестанов­ках с одного пути на другой; погрузочно-разгрузочные — для операций по погрузке в вагоны, выгрузке из вагонов; деповские — для экипировки, ремонта, стоянки локомотивов и вагонов в пределах территории локомотивного и вагонного хозяйств. На станциях имеются, кроме того, пути, назначение которых определяется выполняемыми на них операциями, например: весовые — для взвешивания вагонов, промывочные — для промывки вагонов и т.п. К станционным относятся также расположенные в границах станции соединительные пути, ведущие к контейнерным пунктам, топливным складам, базам, сортировочным платформам, к пунктам подготовки вагонов под перевозки — очистки, промывки, дезинфекции, ремонта подвижного состава и т.д., а также соединяющие отдельные группы путей между собой или с главным путем.

На перегонах и станциях сооружаются пути специального назначения: предохранительные тупики — тупиковые пути для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следо­вания поездов; улавливающие тупики — тупиковые пути для остановки потерявшего управление поезда или части поезда при движении по затяжному спуску, а также подъездные пути на перегонах и станциях.

Все пути в пределах станционной территории, за исключением переданных в ведение других служб и организаций, находятся в распоряжении начальника станции.

Устройство контактной сети.

Электроподвижной состав получает электрическую энергию че­рез контактную с е т ь — совокупность проводов, конструкций и оборудования, посредством которых электрическая энергия пере­дается от тяговых подстанций к токоприемникам подвижного состава.

 
  Тема4. Сооружения станционного хозяйства. Сооружения хозяйства энергоснабжения. - student2.ru

Контактную сеть монтируют над рельсами на металлических или железобетонных опорах. Контактная сеть, кроме опор, состоит из консолей, изоляторов, несущего троса, контакт­ного провода, фиксаторов и струн. Расстояние между опорами принимается 65—80м. К консо­лям, укрепленным на опорах, на изоляторах подвешивают биме­таллический (сталь+медь) несу­щий трос, к которому на стру­нах подвешивают контактный про­вод, имеющий специальный профиль. Изготавливают контактный провод из холодно­катаной красной меди с присад­кой кадмия, повышающего изно­соустойчивость. Расстояние меж­ду струнами определяется рас­четом и лежит в пределах 6—12 м.

Подвеска контактного провода к несущему тросу с помощью струн обеспечивает стабильное положение его по отношению к головкам рельса в вертикальной и горизонтальной плоскостях, Этим создаются благоприятные условия обеспечения нормальной (безотрывной) работы токоприемника при установленном нажа­тии его на провод. Фиксаторы, прикрепленные к опорам через изо­ляторы, служат для удержания контактного провода в стабильном горизонтальном положении, а также придают ему зигзагообраз­ное направление по отношению к оси пути. Они же препятствуют раскачиванию контактной сети при ветре.

Требования ПТЭ к устройствам энергоснабжения.

1. Устройства технологического электроснабжения должны обеспечивать надежное электроснабжение:

электроподвижного состава (включая моторвагонный железнодорожный подвижной состав) для движения поездов с установленными нормами массы, скоростями и интервалами между ними при установленных размерах движения;

(в ред. Приказа Минтранса России от 30.03.2015 N 57)

устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи и вычислительной техники не менее, чем от двух независимых источников электроэнергии, при которых переход с основной системы электроснабжения на резервную или наоборот должен происходить автоматически за время не более 1,3 секунды.

До переустройства систем технологического электроснабжения допускается выполнять переход с основной системы на резервную или обратно за время, установленное, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

При наличии аккумуляторного резерва источника технологического электроснабжения автоматической и полуавтоматической блокировки он должен быть в постоянной готовности и обеспечивать бесперебойную работу устройств сигнализации, централизации и блокировки, переездной сигнализации в течение не менее восьми часов при условии, что основное электропитание не отключалось в предыдущие 36 часов.

Для обеспечения надежного технологического электроснабжения должны проводиться периодический контроль состояния сооружений и устройств технологического электроснабжения, измерение их параметров с использованием вагонов-лабораторий, приборов диагностики, а также должны осуществляться плановые ремонтные работы.

Тема4. Сооружения станционного хозяйства. Сооружения хозяйства энергоснабжения.

Наши рекомендации