Структуризация процесса разработки ур, основанная на использовании функционально-производственной технологии управления.
Структура организации предопределяет прохождение операций по разработки, принятию и реализации управленческих решений.
Как правило, все разработанные методики организационного структурирования исходят из разделения процесса управления на отдельные задачи с последующей координацией действий по их решению.
Структуризация процесса разработки управленческого решения на основе функционально-производственной технологии управления. Этапы:
1) Анализ характеристик организации как системы. Позволяет определить и сформулировать доминирующие функции управления объектами, выявить их содержание и тем самым указать на основные виды управленческой деятельности. Нередко эти функции называют специальными (управление финансами, маркетингом, производством).
2) Определение функций раскрывающих содержание процесса управления. В любой конкретной организации проводится с конкретными общими функциями (планирование, организация, мотивация, контроль, координация). Наряду с этим учитываются направления деятельности цели, задачи и ответ на вопрос кто и что будет делать для достижения поставленных целей.
3) Учёт функций раскрывающих содержание цикла разработки решения. Содержание цикла разработки решения представляет собой последовательное и комплексное осуществление разработанных, распределённых специальных функций управления в соответствии с подготовкой, принятием, внедрением, контролем и оценкой принятого решения.
В зависимости от конкретных целей разработки решения функции цикла решения могут осуществляться:
1. Разными подразделениями
2. Одним подразделением
3. Укрупнено
В зависимости от типа управленческого решения может осуществляться 1 этап процесса его разработки (подготовка) или 2 (подготовка и принятие, принятие и оценка и другие).
Объективные закономерности между объемом административной власти и численностью занятых (исполнителей).
Понятие управленческой проблемы.
Проблемная ситуация характеризует реальные несовпадения желаемого и действительного уровней удовлетворения потребностей субъекта. Проблемная ситуация, с одной стороны, как совокупность целей субъекта, а с другой, как состояние субъекта и внешней среды.
Проблема – это расхождение между действительным и желаемым состоянием при неизвестных способах предложения этого расхождения.
Проблема определяет выбор метода использования предвидения результатов
Параметры проблемы:
-реальность
-актуальность
-ресурсообеспеченность
-ценность предполагаемого результата.
Операции по формулированию проблемы:
1. Формулирование проблемы, включая постановку центрального вопроса. Фиксация того противоречия, которая составляет проблемы и описание предполагаемых последствий 2 типа проблемы по типу формулирования: субъектные и объектные
Проблемы 1 типа фиксируют в терминах потребителей данного субъекта управления, отражают факт их неудачности.
Проблема 2 типа отражают недоступность тех или иных средств и факторов для решения соответствующей исходной проблемы.
2. Построение проблемы базируется на методе декомпозиции и изучении ее внутренней структуры.
Внутренняя структура включает предмет, субъект, связи и цели решения.
Предмет характеризует возникшее главное противоречие «в чем сущность проблемы?»
«Объект проблемы отвечает на вопрос «где возникла проблема?». Субъект это тот, кто связан с проблемой. Связи характеризуют ограничения и отношения с другими проблемами. Они отражаются в вопросе с чем связана проблема.
Цели решения проблемы отражаются в вопросе «для чего необходимо решать проблему?»
3. Оценка проблемы связанная с выявлением условий решения проблемы. Соотнесение потребностей и возможности при ее решении и классификации.
4. Обоснование проблемы, т е установление взаимосвязей с другими проблемами организации.
Для конкретизации проблемы необходимо:
1. Разделить проблемы на части
2. Выделить основные и второстепенные характеристики проблемы
3. Установить причинно-следственные характеристики проблемы
4. Прогнозировать и проанализировать требуемые действия
5. Разработать рекомендации действия.
Модель проблемной ситуации.
Модель проблемной ситуации - наглядное изображение проблемной ситуации, ее разделение на логически связанные компоненты, определение самой структуры проблемы. 2. В модели проблемной ситуации обычно выделяются следующие задачи: • анализа проблемы; • моделирования механизма ситуации; • формирования исходного множества альтернатив; • характеристики частных задач модели проблемной ситуации; • моделирования предпочтений; • выбора; • оценки фактической эффективности решений. Задача анализа проблемы - наиболее ответственная часть проблемной ситуации. Решение задачи предполагает на начальном этапе содержательный анализ проблемы, чтобы не решать несуществующую, неактуальную проблему. Затем проводят вербальное (словесное) описание проблемы. Окончательным результатом решения задачи будет формально заданная цель и критерии оценки. Задача моделирования механизма ситуации включает: • определение: - перечня управляемых и неуправляемых факторов; - ведущего типа механизма ситуации; - ведущего типа неопределенности; • выбор типов шкал оценки; • построение моделей для получения значений результатов в выбранных шкалах. При решении задачи получения информации исходят прежде всего из требований: • к точности; • надежности; • достоверности; • обоснованности разрабатываемого решения. При решении данной задачи важно не только определить требования к качеству информации, но и установить наиболее предпочтительный источник ее получения. Решение задачи формирования исходного множества альтернатив позволяет ответить на вопрос, какими способами будет достигаться цель. Задача моделирования предпочтений решается на основе углубленного анализа цели предстоящих действий и преимуществах тех или иных гипотетических результатов над другими. Задача выбора предполагает выявление "наилучшего" варианта, который будет рассматриваться одним из первых для реализации. Задача оценки фактической эффективности решений проясняет, какие из частных решений были приняты верно, а какие варианты действительно оказались плохими, частично или полностью ошибочными. Лицо, принимающее решение, после получения информации о фактически достигнутых результатах, ее обработки и анализа: • формирует: - выводы; - рекомендации; • вносит необходимые корректировки в управленческую деятельность.