Сущность стратегического управления. Этапы и элементы процесса разработки стратегии фирмы

Термин страт упр-е был введен для того, чтобы отражать отличия в упр-и осущ-ом на высшем ур-не пр-ва, от тек упр-я на уровне пр-ва.

Вкачестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стр-ому упр-ю от оперативного, явилась идея необходимости переноса центра влияния высшего руководства на окружение, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенной окр средой.

СУ-такое упр-е орг-ей, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирующий пр-ую дея-ть на запросы потребителей, осущ-ся гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяет добиваться целей.

В случае стратегического управления в каждый данный момент фиксируется, что организация должна делать в наст время. Чтобы достичь желаемых целей в будущем(взгляд из буд в наст)

Элементы стратегического выбора:

-видение(опред-е буд образа компании)маршрут движения компании в будущее, идеальное представление о бизнесе, смысле деятельности,перспективах.выбор направления начинается с осознания:куда компания должна идти;как изменится ситуация в отрасли;как изменения скажутся на положении компании.

Для выбора направления развития компании необходимо оценить ряд важных параметров:1)Изменение в сегменте рынка, на котором работаеткомпания и влияние на развтитие компании;2)изменение новых потребностей покупателя 3)изм(появление) новых потребностей сегментов4)новые товарные и геогр рынки 5) имидж и будущее компании.

-миссия(дея-ть в наст время)какие товары компании продавать;каковы технологич. Возможности; в чем отличие орг-и от конкурентов.

-страт цели (выбор цели – конечные результаты, кот должны быть достигнуты в буд., то на что направлены ресурсы.Цели связаны с конкурентной борьбой, повышением конкурен-сти.

-страт задачи (проблема, связанная с предстоящим событием в орг-и, направленная на поспешное достяжение цели.

-страт программа (комплекс мер, направленных на реализацию выбранной стратегии, сбалансированный по срокам. Каждая прога включает различные работы, в ходе кот решается общая задача.

-ресурсы и возможности.(в основании пирамиды лежат р и в, необходимые для реализации стратегии, достяжения целей, и для выполнения отдельной проги или проекта.

Существует множество моделей процесса стратегического управления, которые в той или иной мере детализируют последовательность шагов процесса стратегического управления, однако три ключевых этапа являются общими для всех. Это следующие этапы: 1) стратегический анализ; 2) стратегический выбор; 3) реализация стратегии.

1. Страт анализ предполагает исслед-ние положения орг-ии, для чего изучаются изменения во внеш среде орг-ии и во внутренней. Анализ внешней среды прозводится по средстам СТЕП анализа, анализа поставщиков, потребителей, конкурентов.

Внутренней – оцениваем наши функциональные сферы менеджмента (финансы, ИТ, итд), КФУ отрасли и соответствие нашим.

Стратегический выбор

. 1. Выработка страт вариантов. Каждая стратегическая альтернатива может представлять возможные направления действий. основным является следующий вопрос: какие направления стратегического развития кажутся наиболее приемлемыми? (исп.инструмент СВОТ)

2. Оценка страт вариантов. должны быть оценены различные варианты стратегии корпорации. Оптимальный вариант стратегии должен обеспечить наилучшее соотношение между сильными и слабыми сторонами организации, возможностями и угрозами внешней среды.

3. Выбор стратегии, стратегические линии поведения и планы. Выбор стратегии представляет собой отбор тех вариантов из предложенных на предыдущем этапе, которые соответствуют критериям и которым собирается следовать руководство. Он может представлять собой одну стратегию или же целый набор альтернатив. Стратегические линии поведения и планы предполагают работу в таких областях, как исследования и разработки, потребности в капитале и вопросы трудовых ресурсов.

3. Реализация стратегии.Включает претворение в жизнь той стратегии, которой намерено придерживаться руководство. Сопровождается БП, корректировкой текущих целей, формулированием сис.сбал.пок-лей, на основании которых будем оценить как проходит реализация страт.

Наши рекомендации