VI. Разные и бросовые материалы

Ежедневно мы выбрасываем, казалось бы, совершенно ненужные нам предметы, не подозревая, что это хороший поделочный материал: пустые спичечные коробки, крышки из-под лимонада, тюбики из-под зубной пасты, обрезки ткани и проволоки, пластмассовые баллончики из-под клея. Перечень таких материалов довольно большой. Из всего этого можно сделать оригинальные игрушки, сувениры, различные приспособления, которые всегда найдут практическое применение. Для их выполнения требуется немногое - желание, смекалка и чуть-чуть терпения.

Вот несколько примеров. Если пустой пластмассовый баллончик из-под клея ПВА разрезать пополам, то нижняя часть может служить баночкой для хранения мелких предметов или мытья кистей, а верхняя, с зауженной стороной быть отличной лейкой.

Пустую упаковку от губной помады можно использовать как пенал для хранения игл. О пустых тюбиках зубной пасты, вазелина мы уже говорили - это хороший материал для чеканки.

Обрезки тонкой, без пластмассовой оболочки медной проволоки можно скрутить в пучок, один конец распушить, опустить сначала в клей, потом в окрашенные взеленый цвет опилки - получилось красивое дерево для макетов. Таких примеров можно привести много. В каждом конкретном случае тот или иной предмет может превратиться в поделку, игровой, раздаточный, демонстрационный или какой-либо другой нужный в обиходе материал.

Самоделки из разных и бросовых материалов

Конструирование из спичечных коробков

Самоделок из спичечных коробков можно изготовить очень много. Творческий простор в этом виде работы довольно широк.

Прежде всего необходимо наметить объекты работы, выполнить эскиз. Игрушки можно делать из одного, двух, трех и более коробков. Большое значение имеет их расположение относительно один другого. Основываясь на этом принципе, изменяют не только форму поделки, но и создают совершенно новые.

Вначале дети изготовляют игрушку из одного коробка, изменяя ее положение и отделку. В качестве натуры для создания эскизов можно использовать рисунки из книжек для раскрашивания, но в эскиз необходимо внести соответствующие упрощения, выразить наиболее характерные, основные черты будущей поделки.

Цвет игрушки играет существенную роль. Для оклеивания и отделки необходимо подобрать бумагу, наиболее близко передающую цвет действительного объекта, предмета, персонажа, животного и т. д.

После того как намечен объект работы, приступают к оклеиванию коробков. Эту работу можно делать по-разному, но лучше придерживаться определенной последовательности. Для оклеивания не обязательно нужна только новая бумага. Можно использовать обложки старых тетрадей, альбомов, цветные страницы журналов. Не годится для этой работы плотная, в том числе и бархатная, бумага, которую используют для отделки.

Когда оклеено необходимое количество коробков, по предварительному эскизу находят наиболее удачное конструктивное решение и склеивают детали. Игрушку дополняют нужными элементами, отделку производят способом аппликации, мелкие детали рисуют.

Собачка

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Собачка (рис. 86)

Игрушка может быть разного цвета. Сначала оклеивают цветной бумагой два коробка, накладывают один на другой, находя наиболее выразительную позу, и соединяют детали. Уши и хвост вырезают из глянцевой бумаги, лапки - из плотной рисовальной, ватмана или тонкого картона. Уши приклеивают так, чтобы клапаны были внутри. Потом производят окончательную отделку.

Бычок

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Бычок (рис. 87)

Игрушку делают коричневого цвета. Состоит она из двух коробков. При склеивании деталей можно изменить позу игрушки: это достигается путем поворота головы бычка.

Для отделки используют цветную глянцевую бумагу, мелкие детали можно дорисовывать фломастером. Для жесткости детали ушей сгибают вдоль пополам, с одной стороны делают разрез. Когда уши приклеивают, то в месте разреза бумага ложится внакладку. На хвосте также делают разрезы, чтобы получилась бахрома.

Крокодил

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Крокодил (рис. 88)

Игрушку делают зеленого цвета. Хвост состоит из двух деталей, склеенных вместе. Широкие края развернуты в разные стороны для крепления к коробку. Положение головы можно изменить, приподняв немного ее заднюю часть. Для этого необходимо приклеить полоску бумаги на всю ширину коробка с изнаночной стороны. Лапки лучше делать из плотной бумаги или тонкого картона. Для отделки используют любой вид и цвет бумаги, мелкие детали рисуют фломастером.

Кукла

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Кукла (рис. 89)

Игрушку делают разноцветной. Отделку производят по индивидуальному замыслу. Мелкие детали: нос, волосы, зрачки и т. д. рисуют, крупные выполняют способом аппликации. Коробок, используемый для головы, оклеивают бумагой телесного или желтого цвета. Руки и ноги делают из плотной бумаги или тонкого картона.

Тигренок

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Тигренок (рис. 90)

Игрушку делают оранжевого цвета. Позу поделки можно изменять, поворачивая голову в разные направления. Большие детали делают способом аппликации, маленькие - рисуют. Щечки вырезают из белой бумаги, язычок - из красной, нос - из черной. Отделку производят по индивидуальному замыслу.

Клоун

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Клоун (рис. 91)

Игрушку делают разноцветной. Коробок для детали головы отрезают, чтобы в основе получился квадрат. Крепят к туловищу полосками, по цвету совпадающими с цветом оклеенных коробков. Колпак делают в виде конуса из красной бумаги, на конец приклеивают пучок ниток. Для рук и ног используют плотную бумагу. Когда подготовлены все детали, производят отделку.

Зайчик

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Зайчик (рис. 92)

Игрушку делают серого цвета. Мордочка зайчика выпуклая. Эту деталь необходимо выполнить из плотной бумаги, так как на тонкой бумаге трудно производить отделку. Если такого материала нет, игрушку делают плоской. Усы и зрачки • рисуют фломастером, остальные детали выполняют способом аппликации.

Кот

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Кот (рис. 93)

Игрушку делают черного или серого цвета. Эта поделка более сложная, чем предыдущие. Туловище состоит из двух коробков, склеенных вместе по длине, для лапок берут четыре коробка. Мордочку делают из белой плотной бумаги. Усы и зрачки рисуют. На деталях ушей делают разрез и сгибают их пополам, а потом приклеивают. Хвост плетут из толстых ниток.

Поросенок

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Поросенок (рис. 94)

Игрушку делают розового цвета. После оклейки коробков их располагают буквой "П", сверху приклеивают плотную цветную бумагу, потом крепят голову и производят отделку. На деталях ушей делают разрез, сгибают их пополам, потом приклеивают. Мелкие детали рисуют.

Робот

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Робот (рис. 95)

Игрушка имеет серый цвет. Деталь головы состоит из двух коробков, основы - из четырех. Детали рук крепят на полосках плотной бумаги. Отделка может быть различной, поэтому ее производят по индивидуальному замыслу.

Фигурка человечка

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Фигурка человечка (рис. 96)

Для работы используют различный бросовый материал. Туловище делают из кусочка пенопласта. Если его нет, деталь можно заменить пустым спичечным коробком, оклеенным цветной бумагой (рис. 96, а). Для рук и ног используют пробки от тюбика зубной пасты, голову выполняют из двух крышек из-под ситро, которые склеивают быстросохнущим клеем типа "Марс", "Феникс", "Момент-1" и др. (рис. 96, б, в). Когда собраны все детали, производят отделку. С обеих сторон крышек можно приклеить кружочки цветной бумаги, потом нарисовать глаза, нос, рот и т.д. (рис. 96, г).

Собачка

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Собачка (рис. 97)

Для работы используют разные материалы. Голову, хвост, лапки делают из пробок от тюбика зубной пасты (рис. 97, а). Для туловища берут пустую катушку, оклеивают ее плотной цветной бумагой, потом соединяют детали быстросохнущим клеем и производят отделку. Уши и глаза вырезают из бумаги (рис. 97, б, в, г).

Дракончик

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Дракончик (рис. 98)

Для работы используют разные материалы. Туловище и голову делают из кусочков пенопласта (рис. 98, а, б). Если этого материала нет, туловище можно сделать из спичечного коробка, оклеенного цветной бумагой, а голову из части спичечного коробка. Для лапок берут четыре пробки от тюбика зубной пасты, шею делают из пустой катушки (рис. 98, в, г). Детали соединяют быстросохнущим клеем и производят отделку. Глаза вырезают из плотной цветной бумаги (рис. 98, д), мелкие детали можно нарисовать фломастером (рис. 98, е).

Игольница

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Игольница (рис. 99)

Для работы используют пустую катушку, вату, ткань, нитку, бумагу. На пустую катушку кладут кусочек ваты, сверху - тонкую ткань и обвязывают ее ниткой в узком месте на катушке, потом эту часть оклеивают плотной цветной бумагой.

Весельчак

Для работы используют две старые, бывшие в употреблении крышки для консервирования.

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Весельчак (рис. 100)

Готовая круглая форма деталей не требует дополнительных затрат сил и позволяет быстро сконструировать изделие. Такие работы могут служить хорошим украшением на елку, использоваться в качестве оформительского материала рабочей комнаты.

Сначала крышки необходимо соединить вместе. Для этого нарезают несколько узких полосок плотной бумаги, смазывают их клеем и скрепляют крышки по краю (рис. 100, а, б). Потом берут бумагу желтого цвета, вырезают два круга, равные по величине крышке, и приклеивают с обеих сторон. Таким способом получают заготовку для изготовлений различных игрушек. Потом производят отделку. Чтобы сделать волосы, берут полоску бумаги, через 3-5 мм делают надрезы (рис. 100, в), накручивают их на карандаш, чтобы волосы были объемными, и приклеивают к заготовке неразрезанной частью. Колпак делают из двух деталей плотной красной бумаги (рис. 100, г), между которыми приклеивают нитку для подвешивания поделки. В заключение производят отделку способом аппликации или рисуя отдельные детали фломастером.

Таким способом можно сделать много интересных игрушек (рис. 101).

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Игрушки (рис. 101)

Ушастик

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Ушастик (рис. 102)

Для основы используют пустую металлическую коробку из-под конфет. Сначала коробку оклеивают полоской цветной бумаги, потом с обеих сторон наклеивают два круга, равные по величине крышке и дну коробки. Когда сделана заготовка, производят ее отделку. Из плотной бумаги вырезают две детали для ушей (рис. 102, а). Клапаны сгибают и приклеивают так, чтобы они были внутри. Для носа используют пробку от тюбика зубной пасты, подставку делают из куска пенопласта (рис. 102, б, в). Детали соединяют на быстросохнущем клее (рис. 102, г).

Клоун в шляпе

Для работы используют яичную скорлупу аккуратно съеденного яйца всмятку. Сначала выполняют шляпу. Из плотной цветной бумаги вырезают круг, складывают его пополам и делают разрез со стороны сгиба, потом складывают по перпендикулярной диагонали и также делают разрез (рис. 103, а, б, в). Затем смазывают разрезанные части клеем и накладывают на скорлупу. Шляпа приобретает нужную форму. Чтобы поделка не падала, ее приклеивают к крышке из-под ситро (рис. 103, г). Если поделку необходимо подвесить, например, на елку, то сверху приклеивают петельку, которую закрепляют маленьким (до 10 мм в диаметре) кружочком из плотной бумаги.

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Клоун в шляпе (рис. 103)

Из яичной скорлупы можно сделать и другие поделки (рис. 104).

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Поделки из яичной скорлупы (рис. 104)

Самолет

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Самолет (рис. 105)

Для работы используют пустой стержень от шариковой ручки и плотную бумагу. Из бумаги подготавливают крыло, стабилизатор и киль с разрезом в нижней части (рис. 105, а, б, в). Крыло смазывают в середине клеем, кладут на него стержень, служащий в моделе фюзеляжем, сверху накладывают полоску длиной до 30 мм из такой же плотной бумаги, по форме повторяющую среднюю часть крыла. Хорошо сжимают детали и держат несколько секунд, чтобы их схватил клей. Потом разрезают трубочку стержня с полой стороны (рис. 105, г) и вводят в прорезь стабилизатор на клею. Затем берут киль, разводят по разрезу в противоположные стороны и приклеивают к стабилизатору. Хорошо выравнивают детали для улучшения аэродинамических свойств, берут за середину стержня и запускают модель.

Лев и сова

. Для работы пригодны неиспользованные обрезки веревки, шпагата, толстых ниток. Этим способом можно сделать много различных поделок. Вначале подготавливают эскиз. Предварительный рисунок переносят на основу, в качестве которой может служить лист тонкой фанеры или толстого картона. Потом всю поверхность смазывают клеем ПВА и по намеченному рисунку выкладывают кусочками плетеного материала отдельные фрагменты. Концы веревки или шпагата незаметно стыкуют, чтобы получилась видимость целого куска. Так продолжают до завершения работы.

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Лев и сова (рис. 106)

Творческий простор здесь не ограничен. Практически каждый может сделать свою оригинальную поделку, внести конструктивные изменения.

Когда клей высохнет, с изнаночной стороны приклеивают петельку из толстой нитки для подвешивания изделия. Поделку используют в качестве украшения, как сувенир на память.

Петушок

Для работы используют обрезки раз-личных тканей. Сначала подготавливают рисунок и переносят его по контурным линиям на основу из тонкой фанеры или плотного картона. Рисовать полностью петушка нет необходимости, так как в работе непременно будут изменения. Это обусловлено материалом, формой деталей и техникой исполнения.

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Петушок (рис. 107)

Работу начинают выполнять снизу вверх. Вначале приклеивают лапки из плотной красной ткани, потом туловище. Детали приклеивают частично и внакладку, т. е. смазывая лишь край ткани и перекрывая следующей деталью предыдущую. Таким способом достигается объемность фигуры.

Когда сделано туловище, приклеивают сережки и клюв, затем голову и гребешок. Эти детали должны быть из плотной тка-ни. В заключение делают хвост петушка.

Снеговик

Для работы используют вату и цветную бумагу. Размер снеговика может быть разным. Автор предлагает поделку, величина головы которой по диаметру равна примерно 40-45 мм.

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Снеговик (рис. 108)

Подготавливают два шарика из ваты для головы и туловища и два маленьких для рук. Для прочности в местах сворачивания вату закрепляют ниткой. Шарики опускают в жидкий клейстер и затем подвешивают сушить. Когда детали высохнут, их соединяют клеем ПВА и производят отделку.

Шапку снеговику делают в форме ведерка из плотной цветной бумаги (рис. 108, а, б). Метлу изготавливают из полоски темного цвета бумаги, с одной стороны которой делают частые надрезы (рис. 108, в). Полоску накручивают на палочку, служащую ручкой метлы, конец склеивают клеем. С одной стороны ручку заостряют, чтобы можно было проколоть шарик из ваты. Нос можно сделать из красной бумаги, глаза и рот нарисовать. Готовую поделку крепят на основе из картона.

Поделки из крышек

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Поделки из крышек (рис. 109)

Интересные и простые по изготовлению игрушки можно сделать из бутылочных крышек. Их форма позволяет без особых усилий и дополнительной обработки получить нужную поделку. Такие изделия используют как сувенир, игровой материал, подарок к празднику, елочное украшение. Для соединения деталей пригодны быстросохнущие клеи типа "Марс", "Феникс", "Момент-1", суперцемент. Отделку производят цветной бумагой, из которой вырезают кружочки, равные по величине крышке. Кружочки бумаги приклеивают с двух сторон крышек, потом рисуют глаза, рот, нос и другие элементы.

Сувенир из стружек

При строгании ручными инструментами древесных заготовок образуются стружки в виде тонких лент. Они имеют различную естественную окраску, красивую текстуру. Их обычно выбрасывают, хотя это отличный поделочный материал.

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Сувенир из стружек (рис. 110)

Стружка из-под рубанка выходит колечками, завитками, различными сгибами, т. е. имеет ту форму, которую иногда приходится делать специально. Поделки из стружек можно выполнять способом аппликации. От подобного вида работ из ткани или бумаги она отличается технологией исполнения. Стружечная аппликация объемна, поэтому ее выполняют внакладку: первую полоску перекрывают второй, вторую - третьей и т. д.

Вначале необходимо выполнить эскиз, котором предусматривают не только рисунок апликации, но и размер, поэтому эскиз делают в натуральную величину. Подготовленный рисунок по контурным линиям переносят на основу. Отдельные детали в аппликации выполняют в ходе работы, используя эскиз в качестве образца. После предварительной подготовки приступают к приклеиванию стружек.

Вначале приклеивают те полоски, которые находятся на контурных линиях. Каждую полоску приклеивают только с одного конца, изогнутая часть должна быть приподнята над основой. Потом на эти полоски приклеивают следующие, перекрывая их лишь частично. Так до завершения работы.

Для отделки используют дополнительные материалы: кусочки бумаги, ткани, кожи. Мелкие детали можно нарисовать. В качестве основы берут тонкую фанеру, толстый картон и т. д.

Рыбка и ежик

Для работы используют пластилин и оставшиеся от других поделок небольшие кусочки бумаги, картона, ткани, кожи и т. п.

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Рыбка и ежик (рис. 111)

Из пластилина лепят основу в форме рыбки или ежика. Потом берут предварительно подготовленные кусочки материала; нарезанные маленькими треугольниками, и вдавливают их узкой частью в пластилин. Треугольнички располагают с небольшим наклоном, чтобы они перекрывали друг друга. Таким способом закрывают всю поверхность пластилина. Основу рыбки начинают покрывать с хвоста, ежика - сверху, нижняя часть его остается гладкой. Готовую поделку крепят на кусочке картона или фанеры.

Чудище

Для работы используют пустой тюбик из-под зубной пасты, крема, проволоку и бумагу.

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Чудище (рис. 112)

Тюбик служит основой оригинальной поделки. Из куска медной или алюминиевой проволоки толщиной 1-2 мм делают подставку, которая одновременно служит передними лапками (рис. 112, а, б). Из плотной бумаги вырезают заготовку для рта (рис. 112, в), складывают ее пополам, в середину приклеивают кусочек красной бумаги - язычок. Деталь крепят снизу тюбика. Потом вырезают две детали для глаз (рис. 112, г), зрачки рисуют карандашом или фломастером.

Поделку остается закрепить на основании. Если для основания берут фанеру, то тюбик прибивают к ней маленьким гвоздиком, если толстый картон, то поделку приклеивают быстросохнущим клеем (рис. 112, д).

Солнышко

Для работы используют пенопласт, булавки с колечками, конфетти или кружочки цветной бумаги, полученные с помощью дырокола.

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Солнышко (рис. 113)

Эта поделка очень проста по исполнению. Из пенопласта вырезают небольшой кружочек (рис. 113, а) и втыкают в него булавки с нанизанными на них конфетти. К одной из булавок привязывают нитку для подвешивания поделки. Изделие используют в качестве елочного украшения (рис. 113, б).

Карандашница

Для работы используют пустую баночку из-под кофе или конфет, сметаны или майонеза, в качестве отделки - опилки и бумагу.

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Карандашница (рис. 114)

Сначала подготавливают опилки, которые просеивают через металлическую сеточку, чтобы не было крупной щепы. Потом берут баночку, смазывают ее столярным, казеиновым или клеем ПВА и обсыпают опилками. Если в каких-либо местах клей стечет и опилки не приклеются или получится недостаточная плотность, то эти места вновь смазывают клеем и посыпают опилками. Так добиваются необходимого качества работы.

Для украшения карандашниц берут полоску цветной бумаги (рис. 114, а). С обеих сторон полоски делают небольшие надрезы, сворачивают полоску на карандаше в трубочку вдоль длинной стороны. Затем деталь приклеивают в верхней части баночки (рис. 114, б).

Спичечный домик

Для домика нужны использованные спички. Эта поделка - хороший сувенир, подарок к празднику, в день рождения. Для основы берут тонкий картон, из которого сделан коробок. Сначала подготавливают из картона две маленькие стены и две стены с фронтоном (фронтон - треугольная часть стены здания с двускатной крышей).

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Спичечный домик (рис. 115)

В одной из маленьких стен вырезают окно, в стене с фронтоном делают вырез для двери в виде буквы "Г", чтобы дверь не выпала полностью. Потом подготавливают необходимое количество длинных и коротких спичек. Использованную верхнюю часть спички отрезают ножницами. Короткая спичка должна равняться длине стены, у длинной отрезают только использованную головку.

Когда подготовлен материал, основу смазывают клеем и накладывают спички, начиная снизу. На стенах с фронтоном первая спичка должна быть длинной, вторая короткой, третья вновь длинной и т. д. На маленьких стенах наоборот. Это надо для того, чтобы готовые стены при сборке вошли "в замок".

На дверь спички наклеивают вдоль, так естественнее она выглядит и легче выполнить эту работу. Дверь должна быть несколько приоткрыта, поэтому спичку, примыкающую к сгибу, надо срезать по ребру, чтобы она не упиралась в стену.

Когда подготовлены все детали, края стен между спичками смазывают клеем ПВА, соединяют их "в замок" и оставляют до полного высыхания.

Потом делают крышу. Из картона вырезают прямоугольник и сгибают его пополам. Подготавливают нужное количество спичек и наклеивают их на прямоугольник, стыкуя по линии сгиба (рис. 115, д).

После высыхания клея производят подгонку: у стен под углом срезают выступающие части спичек, чтобы крыша плотно легла по фронтону. После подгонки спичек фронтоны смазывают клеем и накладывают на них крышу, которую некоторое время придерживают руками, чтобы схватился клей.

Собранный домик необходимо отделать. Из однослойной фанеры (шпона) приклеивают полоски спереди и сзади крыши, закрывая спички, а сверху крепят конек - верхнюю часть крыши, закрывая стык между спичками. Готовый домик украшают выжиганием и приклеивают на основу - кусочек картона (рис. 115, е).

Книжка-игольница

Для работы используют картон, цветную бумагу, плотную ткань или поролон.

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Книжка-игольница (рис. 116)

Подготавливают два кусочка картона для переплетной крышки и приклеивают их на узкую полоску ткани - корешок. Между деталями переплетной крышки приклеивают полоску из плотной бумаги (шпацию) для жесткости корешка. Ширина полоски должна равняться толщине поролона или двойной толщине ткани-вкладыша, где будут храниться иглы. Концы корешка сгибают и приклеивают с внутренней стороны (рис. 116, а, б).

Потом книжку оклеивают цветной бумагой. Начинают с внешней стороны, закрывают частично корешок, затем окантовывают крышку (рис. 116, в). С внутренней стороны на одну сторону приклеивают кусочек поролона или плотную ткань для игл, другую оклеивают бумагой. Готовую поделку украшают аппликацией. Эта форма игольницы удобна тем, что иглы в ней закрыты (рис. 116, г).

VII. Игрушки-самоделки

В свободное время дети любят мастерить, моделировать и конструировать, делать различный игровой материал. Этот вид занятий очень привлекает ребят.

Изготовление игрушек не только забава. В процессе работы школьники лучше познают свойства, особенности материала, способы его обработки, у детей расширяются кругозор, знания о предметах, явлениях, вырабатывается констуктивное, логическое мышление.

Для младших школьников можно предложить простые по исполнению самоделки, игровой материал, который легко сделать на внеклассных занятиях в школе, на станции юных техников, в клубе при ЖЭКе, пионерском лагере, дома.

Сборная звездочка

На горизонтальной линии из точки О проводят перпендикуляр и делают засечки по круговой линии. На перпендикуляре этим же раствором циркуля делают еще две засечки (рис. 117, а, б). Из точки А проводят линии через точки В и С (рис. 117, в). Поставив ножку циркуля в точку В, отмечают на линий точку Д, из которой находят последнюю точку Е. Все точки соединяют (рис. 117, г). Вырезав заготовку, получают шаблон, по которому подготавливают еще четыре такие же детали (рис. 117, д). Из этих деталей собирают звездочку (рис. 117, е).

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Сборная звездочка (рис. 117)

Разрезные буквы

Из плотной бумаги или тонкого картона вырезают буквы: высота каждой равна 100 мм, общая ширина - 60 мм, ширина полосы - 20 мм. На рисунке 118 показано, как разрезают буквы на части, из которых затем дети вновь будут складывать буквы. Задача не так проста, и без тренировки сложить необходимое непросто. Чтобы детали не.перепутать, каждую букву хранят в отдельном конверте.

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Разрезные буквы (рис. 118)

Лист Мёбиуса

Назван так по имени его изобретателя. Лист обладает удивительной особенностью - он имеет одностороннюю поверхность. Это значит, что если по нему будет ползти муха, то она сможет находиться в любой точке листа, не переползая через его край. Можно сделать эксперимент: провести вокруг кольца карандашом, не отрывая при этом его от поверхности листа.

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Лист Мёбиуса (рис. 119)

Если обыкновенное кольцо разрезать вдоль полоски пополам, то получится два кольца. Что получится, если разрезать лист Мёбиуса пополам вдоль полоски? Что получится, если отрезать от листа одну третью часть? Сделайте это, и вы убедитесь, что результат будет неожиданным.

Лист Мёбиуса делать просто. Отрезают полоску бумаги, сворачивают в кольцо, перекручивают один конец и склеивают (рис. 119, а,б,в).

Из частей квадрата

Способов разрезания квадрата и складывания из его деталей различных фигурок есть несколько. В каждом варианте получают непохожие работы. Предлагаем один из них. Для работы необходима плотная бумага или тонкий картон.

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Из частей квадрата (рис. 120)

Снять рыбку

Из фанеры или толстого картона вырезают рыбку, раскрашивают ее, делают в головной части отверстие (рис. 121, а). Потом берут тонкую веревочку длиной до 50 см и закрепляют на ней рыбку, как показано на рисунке 121, б. Задача заключается в том, чтобы снять рыбку, не выпуская веревки из рук. Как это сделать, показано на рисунке 121, в.

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Снять рыбку (рис. 121)

Игра на перестановку

Для работы используют плотную цветную бумагу. Подготавливают три квадрата одного и три - другого цвета. Склеивают их попарно, чтобы, например, с одной стороны был синий, а с другой - красный цвет. Квадраты кладут так, чтобы средний был одного цвета, крайние - другого.

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Игра на перестановку (рис. 122)

Требуется решить задачу: переворачивая по два квадрата одновременно, нужно в три приема положить квадраты вверх одним цветом. Задача решается так: переворачивают сначала первый и второй квадраты, потом первый и третий, последними опять первый и второй (рис. 122).

Игра в 15

Для работы можно использовать различные материалы: картон, линолеум, пластмассы, фанеру.

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Игра в 15 (рис. 123)

Это очень интересная и увлекательная головоломка. Дети с большим удовольствием используют ее в своих интересах.

Из любого перечисленного выше материала подготавливают 15 квадратиков (рис. 123, а). Из фанеры вырезают четыре полоски и большой квадрат (рис. 123, б, в). Заготовки хорошо отшлифовывают наждачной шкуркой для лучшего скольжения маленьких квадратиков и делают коробочку, склеивают детали быстросохнущим клеем.

В готовую коробочку вкладывают пронумерованные квадратики, оставляя правый нижний угол свободным. Требуется поставить по порядку номера 14 и 15 (рис. 123, г).

Задумай число

Для игры подготавливают шесть карточек с написанными на них цифрами. В игре участвует не менее двух человек.

VI. Разные и бросовые материалы - student2.ru
Задумай число (рис. 124)

Руководитель отдает все шесть карточек и просит, чтобы играющий задумал число, нашел его в карточках и возвратил те, в которых оно есть. Не задумываясь, руководитель называет это число. Задача решается так: надо сложить первые числа.

Наши рекомендации