Разные феноменологии конфликта и разные объяснительные модели

Классическая психология предложила несколько вариантов понимания кон­фликтов: 1) как явления, природа которого определяется через интрапсихи-ческие процессы и факторы; 2) как явления, возникновение и особенности которого определяются прежде всего ситуацией; 3) как явления, для понима-

78 Часть I. Основы изучения конфликтов

ния которого недостаточно знания личностных особенностей или объектив­ного описания ситуации, но необходимо понимание когнитивной составляю­щей — субъективной интерпретации происходящего.

Каждый из этих подходов внес свою лепту в понимание конфликтов. Пси­хоаналитическая традиция в ее теоретическом и практическом выражении обогатила психологию уникальными описаниями и клиническим опытом на­блюдения и интерпретации тонких взаимосвязей между внутренним миром личности и ее существованием в реальности интерперсональных отношений. Кроме того, интерес психоаналитиков к личностным особенностям и их соче­таниям стимулировал их описания личностных типов, личностных стилей, которые могут быть интересны тем, кого волнует проблема «конфликтных личностей». В рамках ситуационных подходов выполнено огромное число экспериментальных исследований, в которых изучались различные аспекты поведения участников конфликтов в их зависимости от бесконечно варьиро­вавшихся параметров ситуации. Когнитивистские подходы открыли возмож­ность «культурного» понимания конфликтов в рамках более широкого соци­ального контекста, чем замкнутость параметрами ситуации непосредственного взаимодействия.

Разные направления классической психологии не просто предложили раз­личные подходы к пониманию природы конфликтов, но и, исходя из своих концептуальных построений, фактически разрабатывали различные измере­ния данного явления. Психодинамические подходы с их вниманием к внут­реннему миру личности обогатили своими идеями и опытом то, что может быть названо «аффективным» пространством конфликта, которое связано с чувствами и переживаниями людей. Ситуационные подходы работали с «поведенческим» измерением. Когнитивные подходы добавили к этому ког­нитивные факторы формирования как аффективного, так и поведенческого параметра, равно как и заставили воспринимать конфликт как более субъек­тивный феномен, чем это предполагалось другими направлениями.

Теоретические основания классических направлений психологии стиму­лировали поиск соответствующей феноменологии. Понятно, что психоанализ в принципе не мог заниматься поиском ситуационных детерминант конфлик­тов, а бихевиоризм, в свою очередь, — глубинными причинами душевных пе­реживаний человека.

Каждый крупный теоретик выделил и прояснил определенные аспекты человече­ской природы. Мы полагаем, что каждый теоретик по существу «прав» в той об­ласти, которую он рассматривает наиболее внимательно. Единственная ошибка, которую делали большинство из них, — это предположение, что они обладают единственным, лучшим, причем общим и всеохватывающим ответом. Разногласия между создателями различных теорий личности часто напоминают историю о сле­пых и слоне. Теория, основанная на психопатологии, может не обладать концепту­альными средствами и эмпирическими данными для адекватного рассмотрения сверхличного опыта. Теория, занятая по преимуществу феноменами сознания, мо­жет быть неадекватной в объяснении снов и других форм символизма. Мы полага-

Глава 2. Психологическая традиция изучения конфликтов 79

ем, что каждый теоретик обладает ясным понятием о некоторой части целого, но временами, не признавая, что это только часть, пытается убедить остальных, что то, что он держит, — либо наиболее важная часть, либо даже весь слон целиком.

Дж. Фейдемен, Р. Фрейгер

Однако безусловная плодотворность их изначальных теоретических посы­лок привела к выявлению и описанию каждым из классических направлений психологии своей феноменологии конфликта, которая не исключала, но до­полняла другие. Когда мы говорим, что психоанализ выявил интрапсихиче-скую природу конфликтов, бихевиоризм описал их как ситуационные фено­мены, а когнитивные подходы вскрыли когнитивные основания конфликтов, то противоречат ли эти результаты друг другу? Безусловно, нет. В каждом из этих случаев научный поиск просто продемонстрировал разнообразие чело­веческих конфликтов. Существуют ли конфликты, возникновение, развитие и разрешение которых подчиняется интрапсихическим законам, предложен­ным психоанализом? Бесспорно, в той же мере, в которой между людьми воз­никают конфликты, понимание которых требует привлечения закономерно­стей, выявленных бихевиоризмом или когнитивными подходами.

Таким образом, правомерно говорить не о противоречиях в понимании яв­ления конфликта, а о разных существующих явлениях конфликта, которые в своем конкретном выражении могут быть поняты через обращение к раз­ным принципам их описания.

Тем не менее свое право на существование разные направления в психоло­гии часто отстаивали не только в полемике друг с другом, но и в претензии на исключительное право единственно правильной интерпретации. Каждый из рассмотренных нами подходов не просто «работал» со своей феноменоло­гией, но нередко претендовал на универсальность предложенной им объясни­тельной модели. В случае конфликта эта объяснительная модель касается прежде всего его происхождения.

Теоретические описания породили соответствующие направления в прак­тической работе с психологическими проблемами: психоаналитическая прак­тика и трансактный анализ, рационально-эмотивная терапия и разнообраз­ные виды групповых встреч дали огромную литературу, изобилующую при­мерами конфликтов и работы с ними. Как совершенно справедливо отмечает Л. А. Петровская, «практическая работа может оказаться просто обедненной, если к многогранной живой реальности прикладывается концепт, строго сле­дующий единственному объяснительному принципу, как правило, продук­тивному в определенных границах, но ни в коей мере не являющемуся все­охватывающим и исчерпывающим реальность. Это может быть отнесено ко всем существующим сегодня в психологии объяснительным теоретическим конструкциям — психоаналитической, бихевиористской, когнитивистской, гуманистической и др.» (Петровская, 1989, с. 107). Практическая работа в ка­ждом конкретном случае и состояла бы прежде всего в верификации тех или иных возможных объяснений психологической природы данного конфликта.

80 Часть I. Основы изучения конфликтов

Наши рекомендации