Методы достижения заданной точности замыкающего звена в сборочной размерной цепи, их выбор.
На этапе проектирования машины достижение требуемой точности взаимного положения поверхностей деталей обеспечивается путем выявления и расчета сборочных размерных цепей.
Основные зависимости, используемые при расчете, сводятся к двум уравнениям:
1.Устанавливается соотношение м/у значениями допусков составляющих звеньев и замыкающего звена. При расчете на «max-min» Т∑ равен:
При расчете вероятностным методом используется уравнение (2)
где t – коэффициент риска, λi' – коэффициент относительного рассеяния каждого из составляющих звеньев (учитывает отклонение рассеивания всех звеньев от норм. закона). Для норм. закона λi'=1/9. Для закона, близкого к треугольному, λi'=1/6. Для равновероятностного распределения λi'=1/3.
2.Устанавливается расположение допуска замыкающего звена относительно его номинального размера. а) при расчете на «max-min» координата середины поля допуска рассчитывается:
(3)
б) при расчете вероятностным методом
(4)
где αi – коэффициент смещения центра рассеивания размера i-го звена относительно середины поля допуска Тi.
Чем короче размерная цепь и меньше сведений о фактических параметрах распределения размеров составных звеньев, тем меньше разница в результате расчета размерной цепи вероятностным методом и методом «max-min». Расчет многозвенных размерных цепей по уравнениям (1-4) часто приводит к тому, что получаемые допуска практически невыполнимы и не экономичны. Поэтому приходится расширять допуски: организацией селективной сборки; пригонкой компенсирующего звена; введением в размерную цепь дополнительного компенсирующего звена.
1. Сущность селективной сборки заключается в том, что детали, которые поступают на сборку, сортируются по их действительным размерам на несколько групп. Сборочная единица составляется из деталей, которые входят в одноименные группы, и точность сопряжения повышается во столько раз, на сколько групп разбивают исходный допуск (рис.2.1.1).
Применение селективной сборки ограничивается рядом условий. Одно из главных – примерно одинаковое количество деталей в каждой из размерных групп. Это осуществимо только в условиях крупносерийного и массового производства.
2. Метод пригонки. На одном из звеньев, которое выполняет роль компенсатора, оставляют припуск, необходимую часть которого удаляют после предварительной сборки. При расчете в размерной цепи выбирают компенсирующее звено, назначают экономически достижимые допуски на все звенья размерной цепи и определяют допуск Т∑ и координаты середины поля допуска ∆○.
3. При методе компенсаторов точность замыкающего звена размерной цепи обеспечивают использованием спец. звеньев – компенсаторов. Эти звенья могут быть: а) неподвижными, б) подвижными.
В качестве подвижного используют прокладки, шайбы, втулки и т.д. Компенсирующее звено выполняется с такой же точностью, как и остальные составляющие звенья (рис.2.1.3).
Подвижные компенсаторы выполняются в виде устройства, которое позволяет бесступенчато регулировать размер компенсирующего звена в пределах величины компенсации. Здесь м.б. использованы планки, винты, клиновые устройства и т.д. Эти устройства широко используются в крупносерийном и массовом производстве (рис.2.1.4).
5 методов:
1)Полная взаимозаменяемость (брака нет, обеспечивается расчетом на max-min)
2)Неполная взаимозаменяемость: а) при вероятностном способе расчета
где t - коэффициент риска, А - показывает каков закон распределения размеров составляющего звена в пределах допуска, это коэффициент
относительного рассеивания.
3) Групповой взаимозаменяемости (селективная сборка). Это сборка, при которой попарно работающие детали сортируют на группы по сопрягаемым размерам и соответствующим образом подбирают при сборке.
4)Регулирование -требуемая точность взаимного расположения звеньев.составляющих размерную цепь, достигается изменением действительных
размеров исходного, замыкающего или какого -либо другого звена. При этом изготовление деталей, образующих размерную цепь, упрощается и удешевляется, а точность сборочных единиц остается в заданных пределах.
5) Пригонка - когда на одно из звеньев остается припуск, который снимается во время или после сборки. Величина оставшегося припуска является величиной компенсации и определяется: