Специфика и особенности развития познавательных интересов ребенка-дошкольника

Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.

Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения. Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности.

Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности. Устойчивый познавательный интерес - признак готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе.

В дошкольных организациях создаются условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако, добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности.

Известна подражательность дошкольников, поэтому они легко «заражаются» теми интересами, которые свойственны родителям. Так, рассказы членов семьи о своей профессии часто служат причиной для возникновения у детей интереса к ней, желания продолжить дело старших. Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении: он делится со взрослыми своими сомнениями, просит их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос. Исходя из этого, можно разработать игровые занятия в форме игр-путешествий, игровые и поисковые задания, проблемные ситуации, дидактические игры, алгоритмы и опыты, которые позволят ребенку включаться в активную деятельность и откроют ему возможность вступать в непосредственные контакты с предметами, проявить инициативу, творчество.

Формирование познавательного интереса педагоги осуществляют в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы). Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание, чтение, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других занятиях уточняются, расширяются и углубляются знания. На этих занятиях используется и труд детей в природе.

Основная задача занятий третьего вида - обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике. Реализация игровых приёмов и ситуаций на занятиях происходит по таким направлениям:

- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

- вся деятельность в процессе занятия подчиняется правилам игры; материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение детьми задания связывается с игровым результатом.

Интерактивное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе игровой деятельности

Игра является социальной практикой ребенка. Этот вид деятельности служит средством, реализующим стремление детей участвовать в жизни взрослых.

С одной стороны, игра является принадлежностью дошкольного периода, с другой — элементом системы воспитания, с помощью которого решаются многие задачи воспитательно-образовательной работы в дошкольной организации. Игра со сверстниками занимает существенное место в ряду других видов самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Раскрытие развивающего потенциала возможно лишь при условии понимания, как специфических особенностей построения самой игры, так и закономерностей становления её совместных форм на протяжении дошкольного периода.

Традиционно подчеркивалось прежде всего воспитательное, образовательное и развивающее значение игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. В психологии принята концепция игры, разработанная Д.Б.Элькониным. В его работах выделяются следующие этапы развития детской игры: предметная (до 3 лет), ролевая (3-7 лет), игра с правилами (6-7 лет). «Этапы развития игры не обнаруживают жесткой связи с возрастом детей: переход к более сложной игре связан как с возрастным развитием ребенка, так и с его игровым опытом».(Д.Б.Эльконин).

Согласно теоретическим основам детской психологии ведущая деятельность дошкольника — ролевая игра. Именно с её помощью закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребенка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и многие другие. Через игру дети учатся:

- строить свои личностные жизненные планы;

- определяют и апробируют действия и средства их достижения;

- проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми.

Игра является действенным средством познавательного и социального, физического и психического развития, формирования у ребенка основ общечеловеческой культуры. При помощи ведущего вида деятельности дошкольного возраста развиваются необходимые ребенку в его дальнейшей жизни психические процессы и механизмы их осуществления и в контексте теорий ближайшего (Л.С.Выготский) и перспективного развития ребенка, порождают мотивы новых видов деятельности. Общеизвестно из «народной педагогики», что «недоигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе.

Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний. Неотъемлемой частью любой игры являются правила. В творческой игре - это скрытые правила, заложенные в игровых условностях, когда дети принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного соответствия игровых действий выбранной роли. В играх с правилами, дидактических и подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. Ребенок учится подчинять свои действия образцу, в качестве которого может выступать повеление, мнение и оценка окружающих.

К концу дошкольного периода у ребенка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям. Многие исследователи подчеркивают важность плавного перехода от игры к учебе в дошкольный период, опираясь на генетическую преемственность игровой и учебной деятельности. Исследования ученых доказали, что для детей с низким уровнем развития игровой деятельности характерен низкий уровень развития учебной деятельности.

Важность использования потенциала игровой деятельности в личностном развитии детей дошкольного возраста подчеркивал Д.Б.Эльконин. Он определил значение сюжетно-ролевой игры для преодоления познавательного эгоцентризма, когда ребенок не способен отграничить свою точку зрения от другой, что приводит к отвержению чужих точек зрения и признанию своей как единственно правильной. Именно игра позволяет сформировать у детей первые этические и моральные установки, когда он начинает оценивать свои и чужие поступки. Бедность и примитивность игры пагубно отражается на коммуникативном развитии детей - ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно её правила, сюжет, распределение ролей-главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. В противном случае не будет ни содержательного общения, ни совместной деятельности.

Интерактивные формы работы с родителями воспитанников ДО (для использования в работе консультационных пунктов для родителей )

Все формы работы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. Коллективные формы работы с родителями: родительские собрания, конференции, консилиумы, клубы, исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры (в том числе и тренинги), конкурсы–вечера вопросов и ответов.

Индивидуальные формы работы: беседы, консультации, анкетирование, посещение семьи.

Информационные: уголок для родителей, разнообразные выставки (детских работ, поделок из природного материала, изготовленных родителями совместно с детьми, «Детские книги», «Семейный альбом» и т.п.).

Информационные листки: объявления о собраниях, экскурсиях, благодарность добровольным помощникам, родительская газета, папки-передвижки, сформированные по тематическому принципу: «Роль отца в воспитании детей», «Читаем дома», радио-эфир.

Общественное воспитание взяло на себя много функций и обязанностей, тем самым, занизив ответственность и снизив педагогическую компетенцию родителей по воспитанию детей. Актуальной задачей сегодня является повышение педагогической компетентности родителей. Любая инициатива педагога, обращённая к семье должна быть нацелена на укрепление, обогащение и оздоровление эмоциональных связей и отношений ребёнка со взрослыми. За всю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет собой социальный институт воспитания. В работе с семьями воспитанников педагоги должны учитывать современные подходы к проблеме формирования педагогической компетентности у родителей воспитанников ДО.

Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия. Анализ педагогической литературы показал, что самостоятельной теории интерактивного взаимодействия педагогов и родителей как таковой не существует, выявил недостаточное методическое обеспечение применения интерактивных форм формирования педагогической компетентности у родителей. Положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные зрители, а полноправные участники.

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

На основе анализа инновационных тенденций в образовательной политике государственных требований к структуре дошкольного воспитания и образования предлагаются новые подходы к проектированию и реализации технологии развития инновационной методической деятельности.

Цель: описать технологию развития инновационной методической деятельности педагогов дошкольного образования в связи с модернизацией системы образования в целом, сферы дошкольного воспитания и образования в частности и подготовкой к переходу на 12-летнее обучение детей дошкольного возраста в 2015 году.

Метод или методология проведения работы:методология педагогического исследования.

Область применения:практика дошкольного образования.

Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования в мире, стране обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в организациях образования различных типов и форм собственности, в том числе и в дошкольных организациях. Инновационная направленность деятельности воспитателей и педагогов, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает сегодня средством обновления образовательной политики.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования и воспитания детей дошкольных организаций, регламентированное в Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы от 7 декабря 2010 года и Государственном общеобязательном стандарте развития детей дошкольного возраста - от рождения до 6 лет, требует постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В данной ситуации существенно возрастает роль инновационной деятельности.

В-третьих, происходит изменение отношения педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер.

В-четвертых, вхождение дошкольных организаций в рыночные отношения, создание новых типов ДО, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их развития и совершенствования в целях достижения конкурентоспособности. Инновационные тенденции развития образования повышают требования к методической деятельности воспитателя и педагога дошкольного образования, выражающиеся в перестройке традиционного и освоении нового содержания программного материала в связи с усилением требований к структуре дошкольного образования, адаптации и трансформации методических новшеств, обогащающих профессиональный арсенал педагога (методов, форм, средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста), а также проектировании и реализации инновационной методической деятельности. В этих условиях педагог дошкольного образования, являясь носителем традиций в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, должен творчески реализовывать общекультурные знания с учетом инновационных процессов в образовании, что возможно при условии сформированности инновационной деятельности и, в частности, инновационной методической деятельности. В этой связи актуализируется проблема разработки и апробации технологии развития инновационной методической деятельности в дошкольном образовании. Для организации проектирования технологии развития инновационной методической деятельности, прежде всего, необходимо уточнить понятие феномена «инновационная методическая деятельность». Инновационная методическая деятельность трактуется нами как деятельность, включающая совокупность мотивов, ценностей, компетенций и оптимальное сочетание владения традиционными и инновационными технологиями в реализации дошкольного образования, применяемыми на основе рефлексивных действий и обеспечивающими высокий уровень профессиональной деятельности, готовность педагогов к отбору позитивных инноваций, созданию методических продуктов, обеспечивающих инновационный образовательный процесс. Технология развития инновационной методической деятельности в дошкольном образовании обеспечивает проекцию теоретических положений в практику системы повышения квалификации педагогов через систему инновационной методической работы и может быть представлена в единстве концептуальной, содержательной, процессуальной, организационной и оценочно - результативной характеристик:

· концептуальная характеристика представляет собой отражение научных ориентиров (педагогические теории, закономерности и принципы), в соответствии с которыми осуществляется подготовка педагогов к инновационной методической деятельности;

· содержательная характеристика представляет собой совокупность целей и содержания развития инновационной методической деятельности педагогов ДО. Основной идеей содержательной характеристики является идея восхождения от методической к научно-методической и к инновационной методической деятельности;

· процессуальную характеристику составляют продуктивные формы инновационной методической работы; методы обучения педагогов инновационной методической деятельности; средства обогащения опыта взаимодействия по созданию и тиражированию инноваций;

· организационная характеристика технологии может быть представлена педагогическими условиями, понимаемыми как совокупность необходимых и достаточных мер, создающих наиболее благоприятную среду для успешного развития каждого компонента инновационной методической деятельности педагогов ДО;

· оценочно-результативная характеристика представляет собой квалитативно-компаративное обеспечение оценивания профессиональной и методической компетентности педагогов.

Формы методической работы в которых выявляются наиболее прогрессивные, адаптированные и дающие положительный результат идеи делятся на:

1. Репродуктивные (практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, семинары-практикумы, тренинги).

2. Репродуктивно-эвристические (педагогические чтения, научно-практические конференции).

3. Эвристические (проблемные и проблемно-проектные семинары, организационно-деятельностные игры).

4. Эвристико-продуктивные (фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок).

5. Продуктивные (научные конференции, теоретические семинары, научные стажировки, участие в работе временных научно-исследовательских коллективов, временных творческих групп, научные отпуска). Наиболее эффективными в условиях инновационной деятельности являются проблемные и проблемно - проектные семинары, мастер - классы, педагогические мастерские, фестивали педагогических идей, онлайн-семинары.

Для реализации личностно-ориентированного принципа выстроен и апробирован алгоритм отбора форм методической работы в зависимости от выявленных проблем в профессиональной деятельности педагогов.

1. Профессиональная подготовленность

- теоретические семинары,

- педагогические гостиные,

- педагогические чтения,

- научно – практические семинары,

- научные конференции.

2. Профессиональная деятельность:

а) Организационная компетентность:

- организационно-деятельностные игры;

- педагогические мастерские;

- тренинги.

б) Проектировочная компетентность:

- проблемные семинары;

- проектные семинары;

- семинары – практикумы;

- фестивали педагогических идей;

- конкурсы методических разработок.

в) Гностическая компетентность:

- конкурсы профессионального мастерства;

- научно – практические конференции;

педагогические чтения.

г) Коммуникативная компетентность:

- научные конференции;

- педагогические гостиные;

- педагогические мастерские;

- теоретические семинары.

д) Конструктивная компетентность:

- конкурсы методических разработок;

- проблемно – проектные семинары.

Реализация предложенных продуктивных форм методической работы обеспечивает готовность педагогов к инновационной деятельности.

Организационная характеристика представлена условиями, создающими благоприятную среду для успешного развития инновационной методической деятельности педагогов:

а) ДО позиционируется как инновационное, что повышает статус каждого педагога и развитие их ценностно-смысловой сферы;

б) реализуется система инновационной методической работы, обеспечивающая восхождение педагогов от методической к научно-методической и инновационной методической деятельности;

в) создана система мотивации творческого педагогического труда педагогов;

г) организована деятельность инновационных структурных подразделений, обеспечивающих активность участия педагогов в инновационной деятельности в соответствии с их возможностями и результатами квалитативно-компаративного анализа.

В содержание данной характеристики включены диагностические и экспертные карты оценивания профессиональной теоретической подготовленности педагогов к инновационной деятельности, экспертные карты оценивания методической компетентности педагогов, осуществляющих инновационную деятельность, уровневые характеристики готовности педагогов к инновациям.

Таким образом, представленная технология развития инновационной методической деятельности педагогов дошкольного образования обеспечит реализацию требований Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы от 7 декабря 2010 года и Государственного общеобязательного стандарта развития детей дошкольного возраста - от рождения до 6 лет к структуре и содержанию дошкольного воспитания и образования.

В современном мире, считает М. Бершадский, интеллектуальное развитие всех членов общества является необходимым условием выживания цивилизации. Успех развития любого общества зависит от количества входящих в его состав одаренных и талантливых людей, от наиболее полной реализации ими своих возможностей.

Одной из приоритетных целей современного образования является воспитание и обучение, основанное на усложнении и обогащении ментального опыта каждого ребенка; и обеспечение всем детям поля деятельности и равные возможности для актуализации заложенного в них природой интеллектуального потенциала и творческого проявления самовыражения.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.

Наши рекомендации