Организационная структура хозяйства электрификации и электроснабжения

Железная дорога как потребитель I категории требует бесперебойного электроснаб­жения тяги поездов, устройств СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки) и других железнодорожных устройств. Составной частью хозяйства железнодорожного транспорта являются многочисленные устройства электрификации и энергетики. Они и осуществляют бесперебойную подачу электроэнергии в контактную сеть, устройства СЦБ и другим по­требителям железных дорог.

К устройствам электроснабжения электрифицированных железных дорог относятся:

— тяговые и понижающие трансформаторные подстанции, распределительные и пи­
тающие пункты электрической энергии;

— контактная сеть, посты секционирования и пункты параллельного соединения кон­-
тактной сети;

—линии электропередачи, в том числе продольные, т.е. расположенные вдоль железной дороги, предназначенные для электроснабжения устройств СЦБ и других потребителей;

— воздушные и кабельные электрические распределительные сети;

— наружное освещение железнодорожных станций, остановочных пунктов, переездов
и других объектов;

— системы телемеханики устройств электроснабжения.

Руководит хозяйством электрификации и энергохозяйства в Министерстве путей со­общения Департамент электрификации и электроснабжения (сокращенно ЦЭ), в управле­ниях дорог — службы электроснабжения (Э). В отделениях железных дорог, имеющих две и более дистанции электроснабжения, — отделы электроснабжения (НОДЭ).

Департамент электрификации и электроснабжения (рис. 1.1) отвечает за:

— разработку и организацию выполнения планов развития электрификации и энергети­ческого хозяйства железных дорог в общей увязке с техническим прогрессом народного хо­зяйства, планами развития железнодорожного транспорта и энергетической базы России;

— осуществление контроля за ходом и качеством строительства сооружений, необхо­-
димых для перевода на электрическую тягу железных дорог, развития их энергетической
базы, а также обеспечение приемки в эксплуатацию готовых объектов;

— обеспечение безопасной для движения поездов, надежной и экономичной эксплуата­-
ции всех устройств электроснабжения, технического обслуживания и ремонта, проведение
работ по повышению их надежности и усилению для бесперебойного электроснабжения тяги
поездов и других потребителей электроэнергии на железнодорожном транспорте;

— организацию работы по нормированию расхода и экономии электроэнергии в же­-
лезнодорожном хозяйстве;

— разработку прогрессивных норм расхода материалов;

Организационная структура хозяйства электрификации и электроснабжения - student2.ru

Рис. 1.1. Организационная структура управления хозяйством электроснабжения

— разработку и осуществление мероприятий по снижению эксплуатационных расхо­дов на содержание устройств электроснабжения электрифицированных линий и энергети­ческого хозяйства дорог и повышению производительности труда;

— обеспечение охраны труда, контроль соблюдения Правил техники электробезопасности;

— оперативно-техническое руководство службами электроснабжения железных дорог.

В решении этих задач участвуют проектно-конструкторские бюро, нормативно-ис­следовательские станции и заводы. Продукция заводов (аппаратура, механизмы, приспо­собления и запасные части), изготовленная по номенклатуре, утверждаемой Департамен­том электрификации и электроснабжения, поставляется на все железные дороги.

Службы электроснабжения, которые входят в управления железных дорог, обеспе­чивают техническое руководство дистанциями электроснабжения. Их основные задачи — разработка мероприятий по совершенствованию и реконструкции действующих устройств электроснабжения, внедрению более совершенных технологий обслуживания и ремонта устройств электроснабжения с максимальной безопасностью для обслуживающего и ре­монтного персонала, составлению планов реконструкции устройств электроснабжения. Служба электроснабжения работает в тесном контакте с энергосистемой, что улучшает решение главной задачи: бесперебойную подачу достаточного количества электроэнергии высокого качества для всех потребителей электроэнергии железной дороги.

Кроме того, под руководством службы электроснабжения работает энергодиспетчер­ская группа, которая осуществляет оперативное руководство хозяйством электрификации и энергетики, а также электротехническая лаборатория, в состав которой входит вагон-лаборатория для проверок контактной сети. Персонал лаборатории выполняет работы повышенной сложности в пределах всей дороги.

Ремонт электротехнической аппаратуры, изготовление приспособлений для ремонта электрооборудования, изготовление нестандартных деталей, запасных частей — деятель­ность дорожных электромеханических мастерских.

Дистанции электроснабжения (ЭЧ), непосредственно занимающиеся обслуживанием и ремонтом устройств электроснабжения, входят в состав отделений дороги, которые осу­ществляют административное, хозяйственное и оперативное руководство всеми подведом­ственными предприятиями и подразделениями.

Работы, связанные с капитальным ремонтом, реконструкцией и усилением устройств электроснабжения, — это одна из сторон деятельности электромонтажных поездов (ЭМП). Кроме этого, ЭМП занимаются электрификацией отдельных путей и парков при развитии станций, электрификацией участков железных дорог и т.п.

Такова структура хозяйства электрификации и электроснабжения МПС России. В 2001 г. в хозяйстве электрификации и электроснабжения работало около 50 000 человек.

Стоимость устройств электроснабжения составляет 6,1 % от стоимости всех основных фондов железнодорожного транспорта, а эксплуатационные расходы составляют 3,5 % от всех эк­сплуатационных затрат. На электрифицированные железнодорожные перевозки затрачи­вается примерно 5 % электроэнергии, потребляемой всеми электропотребителями России. В состав железных дорог России входят 167 дистанций электроснабжения, включающих в себя 1344 тяговых подстанций, 983 района контактной сети, 450 районов электроснабжения, 486 монтерских пунктов и 322 энергодиспетчерских пункта (круга).

Наши рекомендации