Что я знаю о своих возможностях
Рабочая тетрадь
Класса
Ф.И.___________________________________________________
Первая четверть
Что я знаю о своих возможностях
Урок 1. Самооценка и уровень притязаний
Я знаю, как на мед садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, все губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю все, но только не себя. Франсуа Вийон
Задание 1. Кто Я?
В течение пяти минут десять раз по-разному ответьте на вопрос: «Кто Я?» записывайте ответы так, как они приходят вам в голову.
1. ________________________________________________________
2. ________________________________________________________
3. ________________________________________________________
4. ________________________________________________________
5. ________________________________________________________
6. ________________________________________________________
7. ________________________________________________________
8. ________________________________________________________
9. _____________________________________________________________
10. _____________________________________________________________
Тест, который вы только что выполнили, основан на вашей самооценке.
Самооценка – это способность оценивать себя самого. Это измерительный прибор, который всегда с собой. Большинство методик, которые вам встретятся в этой книге, также основаны на самооценке. Поэтому так важно, чтобы прибор был точный. Иначе полученная информация будет недостоверна и приведет к неправильному решению.
Задание 2 .Какой Я?
Оцените свои качества по десятибалльной шкале:
1 2 3 4 5 | Ум | 6 7 8 9 10 |
1 2 3 4 5 | Доброта | 6 7 8 9 10 |
1 2 3 4 5 | Красота | 6 7 8 9 10 |
Напишите на листочке имена ребят из класса, кого считаете самыми умными, самыми добрыми и самыми красивыми. Насколько ваша самооценка совпадает с оценкой других людей?
Задание 3. Успех – это…
В течение трех минут по-разному ответьте на вопрос: «Что такое успех?» записывайте ответы так, как они приходят к вам в голову.
1. ________________________________________________________
2. ________________________________________________________
3. ________________________________________________________
4. ________________________________________________________
5. ________________________________________________________
Контрольные вопросы:
Отметьте вариант, который вы считаете верным.
1. Способность оценивать себя называется: а) самодеятельность; б) самооценка; в) самопрезентация; г) самовоспитание.
2. На самооценку в первую очередь влияет: а) уровень притязаний; б) привлекательность; в) трудолюбие; г) здоровье.
3. Важнейший принцип психодиагностики называется: а) конгруэнтность; б) конфиденциальность; в) толерантность; г) лояльность.
4. «Формулу счастья» вывел: а) Павлов; б) Селье; в) Джеймс; г) Гиппократ.
5. На достоверность результатов тестирования влияет ваша: а) искренность; б) критичность; в) общительность; г) независимость.
Урок 2. Темперамент и профессия. Определение темперамента
В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком, и, наконец, в исполнении решений – флегматиком. В.Вундт.
Задание 1. Темперамент и свойства нервной системы.
Рассмотрите таблицу и подумайте, какие характеристики точнее всего описывают ваш темперамент, темперамент ваших родителей, знакомых, лучшего друга или подруги, соседа по парте.
Темперамент по Гиппократу | Краткая характеристика | Свойства нервной системы | Выдающиеся личности |
Флегматик | Работоспособный Малоэмоциональный Серьезный Надежный Спокойный | Сильный Уравновешенный Малоподвижный | Кутузов Крылов Ньютон |
Сангвиник | Активный Энергичный Жизнерадостный Легкомысленный Беззаботный | Сильный Уравновешенный Подвижный | Наполеон |
Холерик | Очень энергичный Вспыльчивый Эмоциональный Напористый Чувствительный | Сильный Неуравновешенный Подвижный | Петр Первый Пушкин Суворов |
Меланхолик | Замкнутый Ранимый Сдержанный Задумчивый | Слабый Неуравновешенный Сдержанный | Лермонтов Блок Гоголь |
Задание 2. Определение темперамента.
Вам будет зачитан ряд утверждений. Если вы согласны с утверждением, поставьте в бланке рядом с его номером «+», если нет – «-».
Урок 4. Стресс и тревожность
Тревога - это беспокойство при мысли о будущих неприятностях, которые чаще всего не происходят.
Д.Локк
Широко известный термин «Стресс» ввел канадский психолог Ганс Селье в 1936 году. Он описал два стресса: эустресс – конструктивный, мобилизующий стресс, и дистресс – деструктивный, хронический стресс, приводящий к заболеваниям. Любой межличностный конфликт можно считать стрессом, и только от его участников зависит, будет он конструктивным или диструктивным.
Задание 1.
Запишите в левую часть таблицы качества характера, провоцирующие конфликты, а в правую – качества характера, препятствующие возникновению конфликтов. Подчеркните те, которые есть у вас.
Провоцируют конфликты | Препятствуют конфликту |
Задание 2. Методика «Определение уровня тревожности»
Вам будет зачитан ряд утверждений. Если вы согласны с утверждением, поставьте в бланке рядом с его номером «+», если нет - «-».
Как стать оптимистом
§ Признайтесь себе с своих сильных и слабых сторонах.
§ Никогда не говорите о себе плохо.
§ Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем. Что вам по душе.
§ Ваши друзья и близкие тоже испытывают неуверенность. Помогите им.
§ Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям, хвалите себя.
§ Помните, что вы – воплощение надежд ваших родителей, вы – образ и подобие Бога, вы – творец своей жизни!
Задание 4. (домашнее)
Вспомните и опишите ситуацию, которая была для вас стрессовой. Что и когда произошло? Что вы чувствовали? Как вели себя? Чем разрешилась для вас эта ситуация? Чему она вас научила?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предметно-действенное мышление (П-Д)
Свойственно людям дела. Про них обычно говорят: "Золотые руки!"' Они лучше усваивают информацию через движения. Они обладаю координацией движений. Их руками создан весь окружающий предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающие спортсмены, танцоры.
Как развивать мышление
· Информация для мышления – все равно, что пища для тела. Источники информации – общение с людьми и книгами, экскурсии и путешествия, Интернет. Как и пища, информация должна быть качественной.
· Мышление активизируется, когда стандартные решения не дают результатов. Поэтому так важно развивать у себя умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать необычное в обычном.
· Мышление и речь – неразрывны. Мышление развивается, когда вы рассказываете о прочитанном или увиденном, участвуете в дискуссиях, излагаете свои или чужие мысли в письменной форме.
Контрольные вопросы:
Отметьте вариант, который вы считаете верным.
1. Развитие абстрактно-символическое мышление необходимо: а) танцору; б) дизайнеру; в) программисту; г) агроному.
2. Ведущий тип мышления журналиста: а) предметно-действенный; б) абстрактно-символический; в) словесно-логический; г) наглядно-образный
3. Креативность важнее всего в работе: а) медсестры; б) официанта; в) ученого; г) строителя.
4. Какой тип мышления необходим в работе архитектора: а) предметно-действенный; б) абстрактно- символический; в) словесно-логический; г) наглядно-образный.
5. 5. Предметно-действенное мышление необходимо: а) на производстве; б) в работе с людьми; в) в планово-экономической деятельности; г) в умственном труде.
Урок 6. Внимание и память
На внимание и память жалуются все, на рассудок – никто.
Задание 1. Двойной счет
_________________________________________________________________________________________
Задание 2. Игра «Муха»
Как тренировать память
· Плохая память нередко является следствием плохого внимания. Чтобы сконцентрироваться на задаче, недостаточно просто думать о ней. Необходимо зрительно представить или проиграть ситуацию, выявить новые детали, рассмотреть задачу с различных сторон, представив себя на месте других людей.
· Тренируйте зрительную память, пытаясь перед сном как можно ярче представить дневные события. Мысленно всматривайтесь в лица, предметы, стараясь увидеть детали.
· Тренируйте слуховую память. Попробуйте повторить сказанное диктором с интервалом в несколько секунд, как это делает синхронист-переводчик.
· Выпишите понравившиеся интересные афоризмы и цитаты. Ежедневно запоминая хотя бы одну из них, вы не только улучшите память, но и обогатите свою речь
Задание 3. Кто быстрее
Найдите на рисунке все числа по порядку от 1 до 90. Это упражнение развивает переключаемость внимания.
Задание 4.(домашнее)
Прочитайте отрывок из письма известного английского политика и дипломата XIX века лорда Честерфильда своему сыну. Согласны ли вы с его мнением? Обоснуйте свой ответ.
Без внимания нельзя ничего достичь: недостаток внимания - это недостаток мысли, иначе говоря — либо глупость, либо безумие. Рассеянность делает человека до такой степени похожим на дурака и сумасшедшего, что я не вижу особой разницы между всеми тремя. У дурака никогда не было способности мыслить, сумасшедший потерял ее навсегда, а человек рассеянный на время. У сэра Ньютона, мистера Д. Локка, может быть, еще у человек пяти-шести с самого сотворения мира было право на рассеянность, проистекающую от крайней напряженности мысли, которой требовали их занятия. Но если молодой человек будет проявлять в обществе подобного рода рассеянность и считать себя вправе это делать, то это мнимое его право на рассеянность обернется для него скорее всего тем, что он будет просто из общества исключен.
Урок 8. Обобщающий
Задание 1. Мой психологический портрет.
Пользуясь записями в тетради и результатам тестов, заполните таблицу.
Психологическая характеристика | По результатам теста | По моему мнению |
Самооценка | ||
Темперамент | ||
Уровень агрессии | ||
Уровень тревожности | ||
Тип мышления | ||
Память | ||
Внимание | ||
Уровень внутренней свободы |
Запишите качества, которые вам помогают в общении с другими людьми:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запишите качества, которые осложняют ваше общение с другими людьми:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что бы вы хотели изменить в себе?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Психологический кроссворд
Вспомните, какими словами обозначаются эти понятия, и впишите их в клетки.
1. Представление себя другим людям.
2. Направленность нашего сознания на определенный объект.
3. Необходимое условие проведения психологической диагностики.
4. Свойство нервной системы.
5. Общительный, уравновешенный человек.
6. Способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи.
7. Спокойный, уравновешенный человек.
8. Психолог, автор учения о стрессе.
9. Общительный, эмоциональный, импульсивный человек.
10. Конструктивный, мобилизующий стресс.
Вторая четверть
Что я знаю о мире профессий
Задание 1. Назови профессию
Задание 2. По горячим следам
Перечислите предметы труда по классификации Климова
1. ____________________________________________________________________________________
2. ____________________________________________________________________________________
3. _____________________________________________________________________________________
4. _____________________________________________________________________________________
5. _____________________________________________________________________________________
Задание 3. Пирамида Климова
Заполните все четыре этажа пирамиды, записав на первом уровне труда сокращенные названия предметов труда, на втором – целей труда, на третьем – средств труда, на четвертом – условий труда
Подчеркните предпочтительные для вас предметы, цели, средства и условия труда.
Контрольные вопросы
1. Основание «пирамиды Климова» составляют: а) условия труда; б) предмет труда; в) средства труда; г) цели труда.
2. Предметом труда водителя является: а) техника; б) человек; в) природа; г) художественный образ.
3. Учитель работает: а) в бытовых условиях; б) на открытом воздухе; в) в необычных условиях; г) в условиях моральной повышенной ответственности.
4. В мире насчитывается: а) около 10 тысяч профессий; б) более 100 тысяч профессий; в) около 40 тысяч профессий; г) 32198 профессий.
5. Ручные орудия труда необходимы в работе: а) хирурга; б) космонавта; в) актера; г) машиниста.
Задание3. Формула профессии.
Внимательно прочитайте характеристики профессий и подчеркните самые привлекательные для вас цели, предметы, средства и условия труда (1-2 варианта).
Цели труда
1.1 Оценивать, проверять.
1.2 Исследовать что-либо, делать открытия.
1.3 Перевозить, перемещать людей, грузы.
1.4 Изготовлять какие-либо предметы.
1.5 Учить, воспитывать, консультировать.
1.6 Создавать произведения искусства.
1.7 Руководить людьми.
1.8 Обслуживать кого-либо или что-либо.
Предмет труда.
2.1 Человек.
2.2 Информация.
2.3 Финансы.
2.4 Техника.
2.5 Искусство.
2.6 Животные и растения.
2.7 Изделия и продукты.
2.8 Природные ресурсы.
Средства труда.
3.1. Ручные. 3.2 Механические. 3.3. Автоматические 3.4 Компьютерные 3.5 Мышление 3.6.Голос, мимика, выразительные движения. 3.7 Физические возможности организма. 3.8 Органы чувств (обоняние, осязание, вкус, цветоразличение).
Условия труда.
4.1 Бытовой микроклимат (класс, кабинет).
4.2 Помещение с большим числом людей (торговый, концертный, выставочный залы, вокзал, рынок).
4.3 Разъезды и командировки.
4.4 Открытый воздух.
4.5 Экстремальные условия ( под водой, под землей, в космосе, на высоте, в горячем цеху).
4.6 Работа на дому.
4.7 Особые условия ( лаборатория, пульт диспетчера, арена цирка, съемочная площадка)
4.8 Повышенная моральная ответственность
Задание 4.(домашнее)
Из подчеркнутых вами в предыдущем задании признаков профессии, выберите самые привлекательные для вас (по одному из каждой группы) и запишите их.
Цели:__________________________________________________________________
Предмет:_______________________________________________________________
Средства:_______________________________________________________________
Условия:________________________________________________________________
Если вы уже выбрали профессию, подумайте, соответствует ли она этим характеристикам. Если не выбрали – подберите профессию, которая соответствует этим признакам.
Запишите ее название:____________________________________________________________
Задание 1. Методика «Профиль».
Прослушайте утверждения и поставьте в бланке ответов рядом с соответствующим номером «+», если вам нравится выполнять эти действия, и «-», если не нравится. Если сомневаетесь – поставьте «?». Чем искреннее вы ответите на вопросы, тем точнее будет результат.
Задание 1. Определение профессионального типа личности
Представьте, что вы обладаете универсальными способностями и профессиональными навыками. Прочитайте список профессий, сравнивая их попарно. После каждой профессии стоит буква. Это код профессии. Выберите профессию, которая кажется вам более привлекательной, а в бланке ответов напротив кода поставьте «+». Например, в паре «автомеханик (Р)» - «Физиотерапевт (С)» для вас интереснее профессия автомеханика. Код этой профессии – Р. Значит в бланке ответов в строке «Р» надо поставить «+». Для уточнения содержания профессий пользуйтесь Словарем профессий (приложение).
Подсчитайте количество плюсов в каждой строке. Максимальное количество плюсов укажет на принадлежность к одному из профессиональных типов:
7-10 – ярко выраженный тип; 4-6 – средне выраженный тип; 0-3 – тип не выражен.
Код профессии | Плюсы | Сумма плюсов | |||||||||
Р | |||||||||||
И | |||||||||||
С | |||||||||||
О | |||||||||||
П | |||||||||||
А |
Автомеханик (Р) – физиотерапевт (С)
Специалист по защите информации (И) – логистик (П)
Оператор связи (О) – Кинооператор (А)
Водитель (Р) – продавец (С)
Инженер-конструктор (И) – менеджер по продажам (П)
Диспетчер (О) – дизайнер компьютерных программ (А)
Ветеринар (Р) - эколог (С)
Биолог-исследователь (И) – фермер (П)
Лаборант (О) – дрессировщик (А)
Агроном (Р) – санитарный врач (С)
Селекционер (И)- Заготовитель сельхозпродуктов (П)
Микробиолог (О) – ландшафтный дизайнер (А)
Массажист (Р) – воспитатель (С)
Преподаватель (И) - предприниматель (П)
Администратор (О) – режиссер тетра и кино (А)
Официант (Р) – врач (С)
Психолог (И) – торговый агент (П)
Страховой агент (О) – хореограф (А)
Ювелир-гравер (Р) – журналист (С)
Искусствовед (И) – продюсер (П)
Редактор (О) – музыкант (А)
Дизайнер интерьера (Р) – экскурсовод (С)
Композитор (И) – арт-директор (П)
Музейный работник (О) – актер театра и кино (А)
Верстальщик (Р) – гид- переводчик (С)
Лингвист (И)- антикризисный управляющий (П)
Корректор (О) – художественный редактор (А)
Наборщик текстов (Р) – юрисконсульт (С)
Программист (И) – брокер (П)
Бухгалтер (О) – литературный переводчик (А).
Запишите три типа из шести возможных, которые набрали наибольшее количество баллов. Рядом запишите предметы труда, которые, по вашему мнению, соответствуют этим типам.
1. _________________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________________
3. _________________________________________________________________________
Задание 2. По горячим следам
Прочитайте высказывания и подумайте, к какому профессиональному типу личности можно отнести каждое из них. Поставьте рядом с каждым высказыванием начальную букву соответствующего типа.
Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать. (Шенк)
Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач. (В. Бехтерев)
Научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле и обеими руками тянется к долларам. (Марти Ларни)
Офис может работать без шефа, но не без секретаря. (Дж. Фонда)
Специальность налетчика куда менее заманчива, чем смежные с ней профессии политика или биржевого спекулянта. (О. Генри)
Только поэты и женщины умеют обращаться с деньгами так, как деньги того заслуживают. (А. Боннар)
Контрольные вопросы
1. Интеллектуальный и социальный типы сближает: а) материальная заинтересованность в работе; б) потребность в общении; в) потребность в свободном графике; г) пренебрежение к материальным вопросам.
2. Социальный и предпринимательский типы сближает: а) материальная заинтересованность в работе; б) потребность в общении; в) потребность в свободном графике; г) пренебрежение к материальным вопросам.
3. Предпринимательский и офисный типы сближает: а) материальная заинтересованность в работе; б) потребность в общении; в) потребность в свободном графике; г) пренебрежение к материальным вопросам.
4. Интеллектуальный и артистический типы сближает: а) материальная заинтересованность в работе; б) потребность в общении; в) потребность в свободном графике; г) пренебрежение к материальным вопросам.
5. Люди реалистического и офисного типов не испытывают: а) материальной заинтересованности в работе; б) потребности в общении; в) потребности в свободном графике; г) пренебрежения к материальным вопросам.
Урок 14. Профессионально важные качества
Компетентных людей на всех не хватает, вот и приходится иметь дело с некомпетентными адвокатами и докторами. Б.Шоу
Задание 1.
Какие особенности мышления, черты характера и особенности нервной системы являются профессионально важными для каждого из шести типов профессий? Заполните таблицу, вписав слова в пустые клетки.
Тип профессии | Черты характера | Особенности мышления | Свойства нервной системы |
Реалистический | |||
Интеллектуальный | |||
Социальный | |||
Офисный | |||
Предпринимательский | |||
Артистический |
Если вы обладаете какими - то из перечисленных качеств, подчеркните их.
Задание 2. Игра «Молчание-знак согласия»
Задание 3.(домашнее)
Перечислите универсальные черты характера, отличающие успешного специалиста в любой области.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подчеркните те качества, которых у вас не хватает.
Урок 16. Обобщающий
Задание 1. Моя будущая профессия
Заполните таблицу, пользуясь записями в тетради и результатами тестов.
Предмет труда | |
Цели труда | |
Средства труда | |
Условия труда | |
Определение типа будущей профессии | |
Профиль | |
Определение профессионального типа | |
Профессионально важные качества | |
Мое здоровье |
Запишите профессии, соответствующие вашим интересам и склонностям.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что вы знаете об этих профессиях?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Психологический кроссворд
Вспомните, какими словами обозначаются эти понятия, и впишите их в клетки.
1. Предмет труда профессий, связанных с исследованием, изучением и использованием природных ресурсов, уходом за животными и растениями.
2. Цели труда, заключающиеся в сравнении, проверке, оценке сортировке.
3. Осмысленный порядок вещей.
4. Вещественные средства труда, используемые в работе плотника, хирурга, скульптора.
5. Ученый, автор самой известной в нашей стране классификации профессий.
6. Важнейшее условие правильного выбора профессии.
7. Цели труда, направленные на изменение предметов, материалов, процессов.
8. Влечение, интерес к какому-либо занятию.
9. Предмет труда в профессиях, связанных с текстами, формулами, расчетами, чертежами.
10. Предмет труда в профессиях, связанных с проектированием, производством и обслуживанием различных машин, приборов, механизмов.
Третья четверть
Бланк ответов
I | II | III | IV | ||||
1. | 21. | 41. | 61. | ||||
2. | 22. | 42. | 62. | ||||
3. | 23. | 43. | 63. | ||||
4. | 24. | 44. | 64. | ||||
5. | 25. | 45. | 65. | ||||
6. | 26. | 46. | 66. | ||||
7. | 27. | 47. | 67. | ||||
8. | 28. | 48. | 68. | ||||
9. | 29. | 49. | 69. | ||||
10. | 30. | 50. | 70. | ||||
11. | 31. | 51. | 71. | ||||
12. | 32. | 52. | 72. | ||||
13. | 33. | 53. | 73. | ||||
14. | 34. | 54. | 74. | ||||
15. | 35. | 55. | 75. | ||||
16. | 36. | 56. | 76. | ||||
17. | 37. | 57. | 77. | ||||
18. | 38. | 58. | 78. | ||||
19. | 39. | 59. | 79. | ||||
20. | 40. | 60. | 80. |
Задание 4. (домашнее). Круг чтения
Прочитайте рассказ О. Генри "Последний лист". Ответьте письменно на вопросы:
Почему доктор оказался беспомощен перед болезнью Джонси?
_________________________________________________________________________________________
В чем выражалась забота Сью о больной подруге?
_________________________________________________________________________________________
Почему старика Бермана считали неудачником?
_________________________________________________________________________________________
Удалось ли Берману создать свой шедевр?
_________________________________________________________________________________________
Какое впечатление на вас произвел рассказ?
_________________________________________________________________________________________
Задание 4. (домашнее). Круг чтения
Прочитайте рассказ О. Генри "Дороги, которые мы выбираем" и подумайте над вопросами:
§ Чем отличался Акула Додсон от бандитов с Дикого Запада?
§ Что было бы, если бы Акула Додсон выбрал другую дорогу?
§ Что общего между главой маклерской конторы "Додсон и Деккер" и бандитом Акулой Додсоном?
Задание 4. (домашнее). Честь превыше прибыли
Прочитайте свод нравственных принципов в хозяйствовании, принятый на VIII Всемирном русском народном Соборе 4.02.2004.
1.Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны.
2.Богатство — не самоцель. Оно должно служить созданию достойной жизни человека и народа.
3.Культура деловых отношений, верность данному слову помогают стать лучше и человеку, и экономике.
4.Человек — не "постоянно работающий механизм". Eму нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развития.
5.Работа не должна убивать и калечить человека.
6.Государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, особенно о тех, кто не может заработать себе на хлеб. Хозяйствование — это социально ответственный вид деятельности.
7.Политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике может быть только прозрачным и открытым.
8.Присваивая чужое имущество, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе.
9.В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты.
10. Нужно уважать право владеть и распоряжаться имуществом. Безнравственно завидовать благополучию ближнего, посягать на его собственность.
Ответьте на вопросы:
§ Как вы понимаете слова "Хозяйствование — это социально ответственный вид деятельности"?
§ Какие изменения могли бы произойти в социально-экономической жизни нашей страны, если бы все предприниматели придерживались этих правил?
§ Какой тип предпринимателей их поддерживает, а какой — отвергает?
Урок 24. Обобщающий
Задание 1. Мои способности
Заполните таблицу, пользуясь записями в тетради и результатами тестов. Если трудно определить степень сформированности своими словами, пользуйтесь формулировками «низкая», «средняя», «высокая».
Виды способностей | Степень сформированности моих способностей |
Способности к практическим видам деятельности | |
Способности к интеллектуальным видам деятельности | |
Способности к профессиям социального типа | |
Способности к офисным видам деятельности | |
Способности к предпринимательской деятельности | |
Артистические способности |
Задание 2. Психологический кроссворд
Вспомните, какими словами обозначаются эти понятия, и впишите их в клетки.
1. Самый эффективный способ поведения в конфликтных ситуациях.
2. Высшая степень профессиональной пригодности.
3. Раздел психологии, изучающий поведение человека в конфликтных ситуациях.
4. Тип личности, воспринимающий себя и других людей как товар, который можно выгодно продать.
5. Поведение в конфликте, проявляющееся в виде взаимных уступок.
6. Немецкий психолог, предложивший классификацию продуктивных и непродуктивных типов личности.
7. Автор теста, изучающий поведение человека в конфликтных ситуациях.
8. Индивидуально-психологические особенности человека.
9. Стратегия ухода от решения проблемы в конфликтной ситуации.
10. Побуждение к действию.
Четвертая четверть
Планирование профессиональной карьеры
Урок 25. Мотивы и потребности
У рабочих, возводящих Шартрский собор, спрашивают, что они делают. Один говорит: «Я таскаю камни». Другой: «Зарабатываю на пропитание». Третий: «Строю храм».
Мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма и определяющее ее направленность. Важнейшим условием профессиональной самореализации личности являются не столько способности, сколько мотивация человека и его жизненные цели. Мотивация – это двигатель человеческих поступков.
Задание 1. Преодоление
Прочитайте эти примеры и подумайте, что роднит этих успешных и счастливых в профессиональной деятельности людей.
...Цирковой артист Валентин Дикуль, выполняя акробатический трюк, получил травму, приковавшую его к постели. Врачи не оставляли никакой надежды. Благодаря ежедневным многочасовым упражнениям Валентин не только встал на ноги, но и вернулся на арену цирка, где стал жонглировать гирями, выдерживая груз почти в тонну.
...В 1996 году во время тренировки конек партнера буквально раскроил Лене череп. Врачи сделали все возможное — Лена осталась жива. А сама Лена и ее новый партнер Антон сделали невозможное — после нескольких лет упорных тренировок в 2002 году пара Е. Бережная и А. Сихарулидзе завоевала олимпийскую золотую медаль.
...Великолепная, яркая балерина, обладающая безупречной техникой и заслуженно получающая награды за свое мастерство — такой мы знаем Анастасию Волочкову. Но чтобы достичь этого, надо было преодолеть множество препятствий, в том числе сомнения специалистов, которые считали Анастасию слишком высокой для балета.
Тысячи девочек, завороженных волшебным танцем балерин, порхающих над сценой в кружевах и перьях, приходят в балетную студию. И уходят, когда поймут, что балет - это прежде всего тяжелый изнурительный труд и отказ от многих радостей жизни. Остаются - единицы. Только так можно достичь мастерства. А слава и все, что ей сопутствует, - это уже приложение. И так - в любом деле.
Задание 2. Определение мотивации
Прочитайте приведенные ниже суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам.
1. В наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые кач |