Факторы, которые необходимо учитывать на практике

При выборе той или иной модели построения

Круглогодичной тренировки

Тренировка - важнейшая составная часть подготовки спортс­мена. При организации тренировочного процесса специалисты рекомендуют строить ее в виде циклов - относительно закончен­ных этапов с частичным повторением отдельных элементов. Вы­деляют макро-, мезо- и микроциклы.

Макроцикл представляет собой целостный, упорядоченный этап подготовки, который в соответствии с главной задачей обе­спечивает оптимальную динамику развития и удержания спор­тивной формы. Весь процесс спортивной подготовки в макроцикле направлен на адаптацию организма к тренировочным и соревнова­тельным нагрузкам, на совершенствование технико-тактических навыков и последующую их реализацию в соревнованиях.

В тренировке спортсменов встречается построение годичной тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое), двух макроциклов (двухцикловое), трех (трехцикловое) и т.д.

Продолжительность макроцикла, обеспечивающего эффек­тивность развития и удержания спортивной формы, может ко­лебаться от нескольких лет до нескольких месяцев. Наиболее часто специалисты в качестве макроцикла рассматривают годич­ный этап подготовки. Тенденция расширения общего календаря соревнований, распределенных в течение года, в числе которых от 2 до 1 наиболее ответственных (главных), заставляет специали­стов строить годичную подготовку из нескольких циклов.

Так как речь идет об управляемом, а не хаотичном процессе, то закономерен вопрос о его моделировании и определении струк­туры.

Как отмечает В.Н. Платонов (1986). структура моделируемого макроцикла может быть охарактеризована:

порядком взаимосвязи и соотношения различных сторон спортивной подготовки (ОФП, СФП, технической, психологиче­ской и т.д.);

- соотношением параметров тренировочных и соревнователь­ных нагрузок (объема и интенсивности работы, доли соревнова­тельных нагрузок в суммарном объеме работы и т.д.);

- последовательностью и взаимосвязью различных звеньев
(отдельных занятий, микро- и мезоциклов, этапов, периодов и т.д.).

В.Н. Платонов считает, и с ним солидарны многие ведущие теоретики в области организации спортивной тренировки, в част­ности Н.Г. Озолин (1970), М.Я. Набатникова (1982), Ю.В. Верхошанский (1985), А.П. Бондарчук (1987), Л.С. Хоменков (1987), В.П. Филин (1987), Л.П. Матвеев (2000), что методика построе­ния тренировочных макроциклов в первую очередь обусловли­вается главной задачей, решению которой посвящены занятия на конкретном этапе многолетнего совершенствования. Построение тренировочных макроциклов в начале многолетней подготовки принципиально отличается от построения макроциклов в период максимальной реализации индивидуальных возможностей.

На этапах предварительной подготовки, когда главная задача заключается в создании на базе гармоничного физического раз­вития и укрепления здоровья технических и функциональных предпосылок для дальнейшего спортивного совершенствования, тренировку, следует строить преимущественно на основе кругло­годичного подготовительного периода. Задачи технико-такти­ческой, физической, психологической подготовки решаются главным образом параллельно и лишь в отдельных случаях последовательно (когда есть необходимость уделить особое вни­мание устранению явно выраженных недостатков или диспропор­ций, а также вызванных необходимостью изменения условий проведения занятий). Основным является повышение двигатель­ной активности и общего физического развития за счет постепенно­го увеличения нагрузки в течение всего цикла подготовки. Сорев­нования организуют в основном с целью повышения мотивации, эмоциональности занятий, и не требуют специальной подводки к ним. Вопрос о структуре годичного цикла в этом случае вообще довольно условен.

На этапах углубленной тренировки в избранном виде и, особен­но, спортивного совершенствования, когда ставится с возрастаю­щей остротой задача максимального раскрытия индивидуальных возможностей спортсмена для достижения наивысших результа­тов и успешного выступления в соревнованиях, макроструктура тренировки приобретает значительно более сложный характер, на котором мы далее остановимся подробнее.

Кроме возраста и квалификации занимающегося, при выбо­ре структуры годичного цикла тренировки необходимо учиты­вать: специфические особенности вида спорта и закономерности становления мастерства в нем, необходимость подготовки к уча­стию в конкретных соревнованиях с показом определенного резуль­тата, индивидуальные адаптационные возможности спортсмена и структуру его подготовленности, содержание предшествующей тренировки.

Только с учетом перечисленных факторов можно попытаться подобрать для того или иного спортсмена, той или иной трени­ровочной группы наиболее адекватную модель годичноготрени­ровочного цикла. Задача эта весьма сложная из-за бесчисленного множества возможных значений и сочетаний в составе, объеме, продолжительности и организации нагрузок различном направ­ленности. Как справедливо отмечает Ю.В. Верхошанский (1985), практически принятие решения в такой ситуации осуществля­ется путем перебора и оценки многих из приемлемых вариантов построения тренировки. Их тем меньше, чем опытнее тренер, то есть чем больше у него оснований к тому, чтобы сразу отвергнуть одни варианты и задуматься над другими. От себя добавим, что
готовых рецептов в этом деле нет и быть не может, даже если кто-то предлагает, казалось бы, безупречную модель. Вспомним, что олимпийскими чемпионами, случалось, становились ученики тре­неров, исповедовавших прямо противоположные тренировочные концепции. ;

Современная теория и спортивная практика накопили солидный материал, и В.П. Черкашин (2000, 2002, 2006) сделал попыт­ку обобщить и проанализировать основные концептуальные под­ходы к построению тренировочных макроциклов.

Наши рекомендации