Прогностически значимые признаки, которые необходимо учитывать при массовом отборе юных спортсменов в ДЮСШ, СДЮШОР

Признаки   Массовый просмотр детей   Отбор в учебно-тренировоч­ные группы  
Физическое развитие:          
длина тела   +   +  
весоростовой индекс   +   +  
жизненная емкостьлегких   +   +  
окружность грудной клетки   --   +  
сила мышц-сгибателей кисти   +   +  
длина стопы   —   +  
Общая физическая подготовленность:          
бег на 30 м со старта   +   +  
непрерывный бег 5 мин   +   +  
скоростной бег на месте 10 с   +   +  
челночный бег 3х10 м   +   +  
прыжок в длину с места   —   +  
подтягивание в висе   —   +  
бросок мяча 2 кг   —   +  
прыжок в высоту с места   —   +  
Функциональные возможности:          
PWS '——по   —   +  
темпы прироста спортивных показателей   —   +  
специальная физическая подготовленность   —   +  
параметры тренировочной деятельности   --   +  
координационные способности   +   +  

В таблице 42 приведены прогностически значимые признаки, которые необходимо учитывать при массовом просмотре и тести­ровании детей, а также при отборе юных спортсменов в учебно-тренировочные группы ДЮСШ, СДЮШОР.

В таблицах 43 и 44 даны ориентировочные нормативы оценки физического развития и физической подготовленности юных спортсменов.

На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для каждого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста фи­зических качеств и спортивных результатов.

В ходе второго этапа отбора осуществляется систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с целью оконча­тельного определения его индивидуальной спортивной специали­зации. В это время проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа результатов обследования окончательно решается вопрос об ин­дивидуальной спортивной ориентации занимающегося.

Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и способностям спортсмена. В таблице 45 перечислены требования, предъявляемые к занимающимся некото­рыми видами спорта, которые учитываются в процессе отбора детей в спортивные школы. В таблице 46 дана характеристика тех физи­ческих качеств и морфофункциональных показателей, которые являются наиболее значимыми для отбора в определенном виде спорта.

Основными методами отбора на данном этапе являются антропометрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), психологические и социологические обследования.

Антропометрические обследования позволяют определить, на сколько кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования спортивных школ со ответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта. В спортивной практике вы работались определенные представления о морфотипах спортсме нов (рост, масса тела, тип телосложения и т.п.). Например, в баскетболе, легкоатлетических метаниях, академической гребле не обходим высокий рост, в марафонском беге рост не имеет суще ственного значения и т.п.

Медико-биологические исследования дают оценку состоянию здо­ровья, физическому развитию, физической подготовленности занимающихся. В процессе медико-биологических исследований особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме детей после выполне­ния значительных тренировочных нагрузок. Врачебное обследова­ние необходимо и для того, чтобы в каждом случае уточнить в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются дети и подростки.

Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют су­дить о наличии необходимых физических качествах и способнос­тях индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта. Среди физических качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов, существуют так на­зываемые консервативные, генетически обусловленные качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы спортивных школ. Ких числу следует отнести быстроту, относи­тельную силу, некоторые антропометрические показатели (стро­ение и пропорции тела), способность к максимальному потребле­нию кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личнос­ти спортсмена. В таблице 47 приведен комплекс контрольных ис­пытаний (тестов), которые целесообразно применять в различных видах спорта на начальных этапах отбора.

В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т.е. выявить его способности к решению двигательных задач, про­явлению двигательного творчества, умению управлять своими дви­жениями- Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало о его перспективных возможностях. А потенциальный спор­тивный результат спортсмена зависит не столько от исходного уровня физических качеств, сколько от темпов прироста этих ка­честв в процессе специальной тренировки. Именно темпы приро­ста свидетельствуют о способности или неспособности спортсме­на к обучению в том или ином виде деятельности.

Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т.п. Роль психологических обследований за спортсменами возрастает на третьем и четвертом этапах отбора.

Таблица43

Ориентировочные нормативы оценки физического развития спортсменов (мальчики и подростки)

(по данным лаборатории спортивного отбора ВНИИФК)

Показатели   Оценка,   Возраст, лет  
    уровень              
Рост, см     154 и выше   160 и выше   168 и выше   177 и выше   185 и выше   188 и выше  
      146-153   153-159   160-167   168-176   178-184   180-187  
      138-145   146-152   152-159   159-167   170-177   172-179  
      130-137   139-145   144-151   150-158   162-169   164-171  
      129 и ниже   138 и ниже   143 и ниже   149 и ниже   161 и ниже   163 и ниже  
Вес, кг     48 и выше   54 и выше   58 и выше   65 и выше   75 и выше   78 и выше  
.     41-47   46-53   50-57   56-64   64-74   69-77  
      34-40   37-45   42-49   47-55   53-63   60-68  
      27-33   28-36   34-41   38-46   42-52   51-59  
      26 и ниже   27 и ниже .   33 и ниже   37 и ниже   41 и ниже   50 и ниже  
ЖЕЛ,см3     3101 и выше   3501 Ильине   3801 и выше   4601 и выше   5201 и выше   5801 и выше  
      2601-3100   3001-3500   3301-3800   4101-4600   4601-5200   5201-5800  
      2101-2600   2501-3000   2801-3300   3601-4100   4001-4600   4601-5200  
      1501-2100   2001-2500   2301-2800   3101-3600   3401-4000   4001-4600  
      1500 и ниже   2000 и ниже   2300 и ниже   3100 и ниже   3400 и ниже   4000 и ниже  
Сила кисти     28 и выше   35 и выше   40 и выше   46 и выше   52 и выше   55 и выше  
руки (силь­     23-27   29-34   33-39   39-45   45-51   48-54  
нейшей), кг     18-22   23-28   26-32   32-31   38-44   41-47  
      13-17   17-22   19-25   25-31   31-37   34-40  
      12 и ниже   16 и ниже   18 и ниже   24 и ниже   30 и ниже   33 и ниже  
   
   
Длина руки,     45,6 и выше   45,6 и выше   45,3 и выше   45,6 и выше   45,8 и выше   45,8 и выше  
в % от длины     44.8-45,5   44,8-45.5   44,6-45,2   44,5-45,5   45,0-45,7   45,0-45,7  
тела     44.0-44,7   44,0-44,7   43,9-44,5   43,4-44,4   44,2-44,9   44,2-44,9  
      43,2-43,9   43,2-43,9   43,2-43,8   42,3-43,3   43,4-44,1   43,4-44.1  
      43,1 и ниже   43,1 и ниже   43,1 и ниже   42,2 и ниже   43,3 и ниже   43,3 и ниже  
Длина стопы, в     16,6 и выше   16,6 и выше   16,6 и выше   16,6 и выше   16,5 и выше   16.5 и выше  
% от длины     15,8-16.5   15,9-16,5   15,9-16,5   15,9-16,5   15,8-16,4   15,8-16,4  
тела     15,0-15.7   15,2-15,8   15,2-15,8   15,2-15,8   15,1-15,7   15,1-15,7  
      14,2-14,9   14,5-15,1   14,5-15,1   14,5-15,1   14,4-15,0   14,4-15,0  
    I   14,1 и ниже   14,4 и ниже   14,4 и ниже   14,4 и ниже   14,3 и ниже   14,3 и ниже  

Таблица 44

Наши рекомендации