Роскомнадзор готов к выполнению закона
о блокировке "зеркал" пиратских сайтов
Согласно новому закону, поисковые системы также обязаны исключать из выдачи ссылки на пиратские сайты и их "зеркала"
© Patrick Lux/Getty Images
Закон о блокировке "зеркал" пиратских сайтов вступает в силу с воскресенья на территории России, поправки направлены на то, чтобы дать правообладателям инструменты для более быстрой блокировки "зеркал" пиратских сайтов, которые ранее были навечно заблокированы по решению суда. Информационная система Роскомнадзора полностью готова исполнять новые требования, сообщил ТАСС представитель ведомства Вадим Ампелонский.
"Роскомнадзор готов в короткие сроки обеспечить прием решений от Минкомсвязи о признании копиями, "зеркалами" пиратских сайтов, которые заблокированы на постоянной основе. Наша информационная система полностью готова", - сказал он.
Согласно вступившему в силу закону, если в Минкомсвязь России поступает информация от федеральных органов или правообладателей информации об обнаружении в интернете копий заблокированных сайтов, то ведомство в течение суток принимает решение о признании данной страницы копией заблокированного сайта. Свое решение Минкомсвязь направляет на русском и английском языках владельцу "зеркала", а также в Роскомнадзор. Операторы связи обязаны в течение суток с момента получения от Роскомнадзора соответствующего требования ограничивать доступ к копии заблокированного сайта.
Закон также обязывает поисковые системы исключать из выдачи ссылки на пиратские сайты и их "зеркала".
Также закон определяет само понятие "зеркала". Это сайт, "сходный до степени смешения с сайтами, доступ к которым ограничен по решению Московского городского суда в связи с неоднократным и неправомерным размещением информации, содержащей объекты авторских и (или) смежных прав, или информации, необходимой для их получения".
Изменения были внесены в федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также в Гражданский процессуальный кодекс РФ. Федеральный закон был принят Госдумой 23 июня и одобрен Советом Федерации 28 июня 2017 года.
Не победить, но разорить
Ужесточение антипиратского законодательства позволяет сделать более сложным доступ к контенту с нарушением авторских прав, но не исключить его полностью. По мнению замглавы Минкомсвязи Алексея Волина, при желании, человек все равно сможет найти нужный контент, какие бы действия не предпринимались государством.
"Ни запрет анонимайзеров (соответствующий закон вступает в силу с 1 ноября 2017 года), ни блокировка "зеркал" тотально и целиком никогда не решат вопрос с противоправным контентом в интернете. Данные законы направлены на то, чтобы ограничить количество людей, которые этим пользуются, и выбить бизнес-составляющую, потому что пиратский сайт, условно, имеет коммерческую привлекательность только тогда, когда собирает у себя, предположим, миллион человек", - сказал ТАСС Волин.
По его мнению, если сам пиратский сайт и его зеркала будут заблокированы, то контент из сети не исчезнет, а распространится на большое количество других сайтов. При этом количество посетителей начнет резко сокращаться, и бизнес потеряет возможность зарабатывать. "Все негативнее вещи, которые мы имеем в интернете, все равно останутся. Вопрос в том, чтобы на них нельзя было бы зарабатывать, к чему мы и стремимся", - подчеркнул Волин.
Он добавил, что практика применения закона покажет, требует он изменений или нет. "Нужно, как правило, несколько лет", - сказал собеседник агентства.
Нагрузка на операторов
Вице-президент, руководитель российской юридической и налоговой практики O2 Consulting Наталья Кузнецова считает, что данные изменения в законе позитивны для правообладателей, но усложняют обязанности "поисковиков" и могут привести к высокой загруженности регулирующих органов.
"Формально, можно относительно просто заблокировать копию пиратского сайта и потребовать очистить поисковик от ссылок на такой сайт. Это будет делать все более и более сложным для пользователей доступ к нелегальному контенту, и как следствие, должно помочь сократить количество пользователей таких сайтов. С другой стороны, новые правила накладывают достаточно существенные обязанности на поисковые системы, они в крайне сжатый срок (один день) должны будут реагировать на требования контролирующих органов удалять рекламу пиратских сайтов и исключать выдачи ссылок на такие ресурсы при поиске", - сказала Кузнецова.
Она пояснила, что для исполнения требований закона "поисковикам" потребуются дополнительные ресурсы, техническая наладка обмена информацией с соответствующим государственным органом.
"Существенное бремя может лечь и на госорган. Запуск пиратских ресурсов поставлен на поток, и владельцы таких ресурсов каждый раз после блокировки могут создавать новые копии. Это может привести к огромному количеству заявлений о блокировке в контрольных органах, с которым они могут не справиться", - сказала собеседница агентства.
По мнению Кузнецовой, вступившие в силу поправки не закрывают все технические лазейки для создателей и пользователей сайтов с нелегальным контентом, поэтому не следует оценивать эти поправки закона как механизм, который решит проблему полностью. "С юридической точки зрения, одним из важнейших вопросов остается ограниченность действия российских законов только территорией России, что при глобальности интернета оставляет большое поле для пиратов и пользователей. Борьба с пиратством в большей степени должна переноситься на глобальный и международный уровень", - считает эксперт.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Роскомнадзор готов к выполнению закона о блокировке "зеркал" пиратских сайтов // ТАСС.- 2017.- 1 окт.- Режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/4607192 [02.10.2017]
_____________________________________________________________________
См. также: Роскомнадзор начнет блокировать копии пиратских сайтов // РИА Новости.- 2017.- 1 окт.- Режим доступа: https://ria.ru/society/20171001/1505932820.html [02.10.2017]
Указали на право
"Умные" часы обложат авторским сбором
С апреля 2018 года в России с "умных" часов начнут уплачивать авторский сбор. Цифровые фотоаппараты и видеокамеры от этого, наоборот, освободят.
Постановление правительства, которое вносит изменения в перечень оборудования, используемого для свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, было подписано в конце сентября. Речь идет о фильмах, клипах и - главное - музыке, которую можно слушать без подключения к основному устройству - смартфону.
Авторский сбор, или "налог на болванки", - это плата потенциального пользователя гаджета за прослушивание и просмотр музыки и видео, которые фактически он мог и не купить. Основная цель такого сбора - профилактика электронного пиратства, то есть, уплачивая "налог на болванки", производитель компенсирует, например, певцу упущенную выгоду от реализации своих песен на дисках в другой стране.
Сейчас авторский сбор уплачивается практически за всю портативную электронику: ноутбуки, планшеты, электронные книги, смартфоны, флешки, диктофоны, магнитофоны и прочее. Средства от производителей поступают Российскому союзу правообладателей. Распределяемая им сумма небольшая - в год это два-три миллиарда рублей. Взимают сбор только с непрофессиональной техники, и он составляет один процент таможенной стоимости оборудования.
С предложением изменить законодательство и внести в перечень "умные" часы минувшим летом официально выступило министерство культуры, объяснявшее необходимость поправок тенденциями на рынке. Так, сами производители гаджетов указывают на возможность воспроизводить музыку и видео без подключения к ведущему устройству, что является преимуществом перед другими устройствами. В то же время видеокамеры такую функцию потеряли.
В Российском союзе правообладателей идею минкультуры поддерживали, но против выступала Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). По оценкам ее специалистов, "умные" часы не используют для копирования и воспроизведения видео и музыки, к тому же введение авторского сбора на такую продукцию чревато ее подорожанием.
В августе прошлого года Ассоциация РАТЭК также ссылалась на опрос ВЦИОМ среди россиян. Только два процента респондентов на тот момент признались, что копировали для личных нужд купленный контент, причем чаще всего они использовали стационарный компьютер (более половины случаев), ноутбук (47 процентов) или смартфон (36 процентов).
Рынок "умных" часов в России растет высокими темпами: в салонах связи "Связной" и сети магазинов электроники "М.Видео" по итогам прошлого года продажи в денежном выражении выросли примерно одинаково - на 43-44 процента, в штуках рост составил 10,5-11 процента. Львиная доля приходится на продажи Apple Watch, следом с большим отрывом идут часы фирм Samsung и Sony.
"Умные" часы подорожают в среднем на 240 рублей, если уплату авторского сбора переложат на потребителя
Средняя цена на "умные" часы в России превышает 24 тысячи рублей, так как велика доля премиального сегмента, отмечали в "Связном". Если предположить, что авторский сбор переложат на конечного потребителя, то средний рост стоимости составит 240 рублей. Не исключено, что при таких среднерыночных ценах либо потребитель не заметит повышения, либо некоторые игроки рынка возьмут обязанность по уплате сбора на себя.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Воздвиженская А. Указали на право // Российская газ.- 2017.- 4 окт.- Режим доступа: https://rg.ru/2017/10/04/umnye-chasy-oblozhat-avtorskim-sborom.html [05.10.2017]
В "Сколково" предложили устранить
Законодательных ограничений
Эксперты утверждают, что ограничения препятствуют развитию цифровой экономики
Центр компетенций по нормативному регулированию цифровой экономики под руководством Фонда "Сколково" представил проект плана мероприятий по нормативному регулированию "цифры".
Над проектом в течение месяца работали 14 тематических групп, более 300 экспертов из крупнейших компаний, таких как МТС, Сбербанк, Росатом, МегаФон, 1С, Яндекс, Киви, Альфа-банк, Газпромбанк, Abbyy, Deloitte, Ростелеком, ВымпелКом, Baker McKenzie, Dentons, НИУ Высшая школа экономики и РАНХиГС.
Центр компетенций по нормативному регулированию цифровой экономики был создан в рамках автономной некоммерческой организации "Цифровая экономика". Основная задача центра на 2017 год - подготовка концепции первоочередных мер по совершенствованию правового регулирования с целью развития цифровой экономики.
В целях устранения правовых ограничений предполагается сформировать три концепции - первоочередных, среднесрочных и комплексных мер. Например, предлагается выявление новых правовых понятий и институтов (электронные документы, электронная форма сделок, смарт-контракты); формирование цифровой среды доверия (вопросы идентификации субъектов правоотношений и юридических фактов); обработки данных и регулирования интернета вещей; прав на результаты интеллектуальной деятельности; ответственности искусственного интеллекта.
Кроме того, эксперты предлагают разработку единой стратегии развития робототехники и киберфизических систем. В ближайшем будущем предполагается разработка рамочных законопроектов по беспилотным транспортным средствам. В планах внесение изменений в более чем 10 законодательных кодексов РФ. Специалисты предлагают, по сути, пересмотреть всю российскую правовую базу.
Директор департамента развития и планирования Фонда "Сколково" Сергей Израйлит уверен, что возможности автоматизированного сбора и обработки больших данных в экономической сфере позволяют существенным образом модернизировать многие процессы государственного управления в сфере цифровой экономики. "Формирование максимально благоприятной среды для цифрового бизнеса может быть обеспечено за счет перестройки процессов управления изменениями в нормативном регулировании отраслей экономики, в которых цифровые технологии приведут к опережающему росту создаваемой добавленной стоимости и качества жизни россиян", - считает Сергей Израйлит. Он напомнил, что основное направление радикального изменения "дружественности" государства к компаниям, ведущим цифровой бизнес, заключается в многократном изменении скорости управления изменениями. Цифровые механизмы оформления условий сделки с помощью машиночитаемого языка позволяют детально уточнять обязательства сторон. Каждое положение нормативных актов, регулирующих особенности ведения бизнеса в отрасли, может быть соотнесено с объемом финансовых транзакций, проводимых на основе этого положения.
План мероприятий уже поступил на рассмотрение в рабочую группу АНО "Цифровая экономика" по нормативному регулированию, следующий шаг - рассмотрение в Министерстве экономического развития РФ. Утверждение плана ожидается в декабре на правительственной комиссии под председательством Дмитрия Медведева.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В "Сколково" предложили устранить 250 законодательных ограничений // ТАСС.- 2017.- 2 окт.- Режим доступа: http://tass.ru/skolkovo/4609839 [02.10.2017]
В "Сколково" создают