Готов получать удовлетворение, но не готов жертвовать

КАК ОБРЕСТИ БИБЛЕЙСКИЙ ВЗГЛЯД НА СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Когда я учился в старших классах, то подрабатывал в одной из компаний, снимая на видео свадебные церемонии. Это был очень интересный способ зарабатывать деньги.

Обрученные пары заключали со мной контракт, и затем я снимал их венчание. В день свадьбы я приезжал в церковь за несколько часов до церемонии, чтобы установить камеру, свет и звуковую аппаратуру. Весь день я проводил за записью самых примечательных моментов. Мне приходилось снимать то, как девушки спорят из-за фаты невесты, через линзу видеокамеры я наблюдал за взволнованным женихом. Во время венчания я снимал церемонию со свечами, произнесение клятв, обмен кольцами. В нужный момент я давал крупный план и запечат­левал свадебный поцелуй жениха и невесты.

Во время приема мне приходилось увековечивать тот мо­мент, когда гости набивали свои желудки закусками, напитка­ми и сладостями. Конечно, я никогда не пропускал и момента, когда молодожены разрезали торт. Традиционное подбрасыва­ние букета и подвязки также оказывались на памятной пленке. Затем я снимал то, как, пытаясь укрыться от града рисовых зе­рен, жених и невеста бежали к своей машине. По просьбе одной пары я даже поехал в аэропорт, чтобы снять, как они подни­маются на борт самолета (причем на невесте было свадебное платье, а на женихе — смокинг)!

Но самая трудоемкая работа начиналась после свадьбы. По­ка молодожены наслаждались медовым месяцем, я целыми днями сидел перед монитором, монтируя эти бесконечные мет­ры пленки. Мне приходилось вырезать неудавшиеся моменты так, чтобы, в конце концов, получилась совершенная шестиде­сятиминутная кассета.

Если бы вы посмотрели хотя бы одну из таких пленок, не зная всего того, что мне пришлось с ней сделать, вы бы поду­мали, что венчание прошло без единой заминки. Никто не узнает, что мать и сестра невесты поругались, так как не могли решить, как лучше прикрепить фату. Тайной останется и то, что смокинги привезли в самую последнюю минуту, и уж ко­нечно никому не расскажут о том, что племянник жениха опу­стил руку в чашу с пуншем. На смонтированной видеокассете все выглядит так естественно: жених и невеста подобны звез­дам, а музыка за кадром создает впечатление сказки.

Это красиво и романтично, но, увы, это не реальность.

СМОНТИРОВАННАЯ ВЕРСИЯ БРАКА

К сожалению, многие молодые люди и девушки смотрят на брак очень ограниченно. Их взгляд на семейные отношения можно сравнить со свадебными кассетами, которые я создавал в прошлом. Эти люди смотрят на брак как на последователь­ность прекрасных романтических моментов, а повседневные скучные сцены оказываются вырезанными.

Одна моя знакомая однажды рассказала мне о том, что ее со­седки по общежитию могут часами рассматривать журналы, выбирая свадебное платье, наряды для подружек невесты, сравнивая обручальные кольца. Девушку удивляло то, что они отдавали столько времени и энергии тому, что, по сути, являет­ся очень незначительной составной частью брака.

«Брак— это гораздо больше, чем свадебная церемония,— пишут Гарри и Бетси Рикусси в книге «Любовь, которая не за­канчивается».— Свадьба — это событие в жизни человека, а брак — его состояние. Брак — это не кратковременное пред­ставление, а отношения, которые строятся на посвящении и должны поддерживаться мужем и женой всю жизнь».

Надеюсь, что те девушки задумаются о жизни после свадь­бы. Будут ли они готовы преданно хранить свои семьи?

Не только девушки склонны видеть брак так ограниченно. Мы, молодые парни, иногда совершаем такие же ошибки. Стыд­но признаться, но порой внутри себя мне приходится бороться с тенденцией отождествления понятий «брак» и «секс». Размы­шляя о семейной жизни, я почти мгновенно представляю себе то, как мы с женой ложимся спать. Как будто семейная жизнь состоит только из этого. Да, секс является неотъемлемой частью брачных отношений, и нет ничего плохого в том, что человек думает об этом. Самое главное, чтобы мой взгляд на брак не ограничивался только мыслями о сексе. Если я буду счи­тать секс основой семейной жизни, то однажды, вступив в брак, обязательно разочаруюсь. Может быть, я готов к удовольствию, но не готов к тому, что мне придется многим пожертвовать?

А вы? Как вы представляете себе семейные отношения? Не ограничиваете ли вы их? Уверенны ли вы, что понимаете ис­тинную суть брака и готовитесь к тому, чтобы взять на себя та­кую серьезную ответственность?

НЕОБХОДИМЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Пока мы не связаны узами брачных отношений, у нас есть воз­можность подумать над тем, как на эти отношения смотрит Бог. Мы с вами можем заблаговременно обрести библейское понимание брака и семьи. Если выражаться словами, которые мы часто слышим на венчаниях, «к браку нельзя относиться легкомысленно, нельзя пользоваться им лишь для удовлетворения плотских похотей. К семейным отношениям нужно подходить почтенно, благоразумно, обдуманно и трезво».

Как же нам нужно смотреть на брак? В соответствии со сло­вами этой венчальной проповеди, наш подход к семейным от­ношениям должен быть почтенным, благоразумным, обдуман­ным и трезвым. Эти слова обладают очень богатым значением и поэтому позволяют нам живо представить суть брака. По­чтение — это уважение, основанное на благоговении. Благора­зумие — это умение здраво мыслить. Делать что-то обдуман­но — значит размышлять над своими действиями и поступка­ми. А трезвый подход отличается уравновешенностью и непо­колебимостью. Трезвость не поддается влиянию страсти.

Таков ли наш подход к брачным отношениям? Едва ли. Я слышал, как некоторые люди одобряли брак какой-нибудь пары только потому, что в их семье могли бы родиться красивые дети. Может быть, это и так. Нет ничего плохого в красивых детях, но, считая этот аспект самым важным, мы недооцениваем серьезность брачных уз. Нам нужно оставить мысли о том, что брак — это головокружительная игра, сказочный бал для взрос­лых, где больше всего ценится внешняя привлекательность.

Нам следует трезво взглянуть на вещи. Мы должны понять Божье предназначение семейных отношений и ту ответствен­ность, которая возлагается на нас с вами. К счастью, Божье Слово помогает нам понять и то, и другое. Супруги Рикусси пишут в своей книге: «Вам не нужно прочесть всю Библию от корки до корки, чтобы понять, насколько глубок смысл, кото­рый Бог вкладывает в эти священные отношения». Затем Гарри и Бетси говорят об этом более подробно. С их разрешения, я привожу ниже отрывок из их книги. Здесь вы найдете ответ на вопрос «Что такое брак?»

Брак — это первое Божье постановление (Быт. 2:22-24). Он был освящен еще до того, как появились чело­веческие власти и церковь.

Брак: символизирует единение Иисуса Христа и Церкви (Еф. 5:31-32). Сравнение отношений человека и Бога с брачными узами прекрасно. Оно вдохновляет и отрезвляет. Глядя на наши семьи, люди должны ду­мать: «Значит, именно так выглядит церковь? Значит, такими должны быть отношения человека с Иисусом?» Бог желает, чтобы мужья и жены любили друг друга такой же безграничной безусловной любовью, кото­рую Бог излил на всех нас. Брак — это великое таин­ство, сотворенное Богом для Его же славы.

Брак — это событие, которым ознаменуется оконча­ние времен (Отк. 19:7). У Бога было, по крайней мере, две тысячи лет для того, чтобы подготовиться к тому дню, когда Иисусу будет воздана честь и слава. Господь не желает устраивать почетную коронацию Агнца. Знаменательно то, что Бог избрал для этого брачный пир. Почему? Потому что брак является символом бли­зости и единения. Господь жаждет представить Иисусу Его прекрасную сияющую невесту. Не удивительно, что мы все в трепетном волнении, когда невеста идет к алтарю. Брак — это замечательный святой дар. Од­нажды Бог спросит у каждого из нас, как мы относи­лись к этому дару.

К браку нужно относиться с почтением (Евр. 13:4). В одном из переводов Библии этот стих говорит, что к браку нужно относиться с честью, принимать его как нечто драгоценное, дорогое. Для этого нам необходимо хранить себя от всякой мысли, которая может очер­нить святые узы брака.

Когда я (Гарри) захожу в магазин за молоком и хле­бом, я часто покупаю своей жене цветы. Однажды, когда я подошел к кассе, кассир пошутил:

— Да уж, приятель, собачья у тебя жизнь.

Конечно, я мог просто посмеяться, но я хотел по­казать этому человеку, насколько брак важен для ме­ня. У меня появился шанс бросить вызов его непра­вильному представлению о семейных отношениях. Я хотел посеять в его разум семя надежды в отношении великого потенциала брака. Пытаясь не выглядеть са­моправедным, я ответил:

— Нет, я просто очень люблю свою жену!

Ваша будущая супруга или ваш будущий супруг со­творены по образу и подобию Божьему. Поэтому и ва­ши брачные отношения священны.

Рикусси также говорят, что мы должны использовать каж­дую возможность защитить святость брака. Хотя они обраща­ются к тем, кто уже создал семью, мне кажется, что мы с вами тоже можем защищать святость будущих брачных отношений.

Как можно это делать? Раньше я рассказывал вам о знако­мой, чьи соседки по общежитию смотрят на брак как на дискус­сию об обручальных кольцах и свадебных платьях. Как же могла моя знакомая защищать святость брака в такой обстановке? Не охлаждая энтузиазма своих подруг (у которых есть право меч­тать о великом дне венчания), она могла бы деликатно на­помнить им о более важных аспектах семейной жизни. Напри­мер задать им такие вопросы как: «А как вы будете воспитывать своих детей? На чем вы будете строить общение с мужем?» И т.д.

Такие вопросы помогают девушкам и парням правильно смо­треть на брачные отношения. Например, в следующий раз, когда мои друзья начнут говорить о браке как о возможности заняться сексом, я смогу бросить им вызов, поставив под сомнение их не­зрелый взгляд на семью. Но для этого мне нужно, прежде всего, изменить собственные взгляды на все то, что связано с семейны­ми отношениями. Несмотря на то, что я еще холост, я могу по­мочь своим друзьям и самому себе научиться выше ценить брак, отвергая все то, что преуменьшает его значение и лишает чести. Как же мы с вами можем помочь девушкам и юношам отно­ситься к браку с почтением?

ГОРНИЛО БРАКА

Последнее утверждение супругов Рикусси должно привлечь на­ше особое внимание.

Брак — это очищающий процесс. В каждой семье будут возникать конфликтные ситуации. Когда это случит­ся, вам будет проще всего обвинить друг друга: «Если бы ты не выключала кондиционер, когда в доме так жарко, я бы не расстраивался». Факт остается фактом: ваш супруг или ваша супруга не заставляют вас гре­шить. Они лишь помогают вам увидеть то, что уже давно живет в вашем сердце. Один из лучших свадеб­ных подарков, который дарит вам Бог — это зеркало, в котором вы можете увидеть себя во весь рост. Этим зеркалом является ваш супруг (ваша супруга). Если бы Бог мог приложить к Своему подарку открытку, на ней было бы написано: «Благодаря этому подарку ты смо­жешь увидеть свое истинное лицо. Поздравляю!»

На расстоянии брак представляется чем-то ярким, внося­щим тепло в жизнь человека. Во многом это так. Но как часто мы забываем о том, что Бог желает использовать огонь брачных отношений не только для того, чтобы утешать и согревать нас, но и для того, чтобы очищать нас от эгоизма и греха. Мы подходим к огню брака для того, чтобы согреть руки, а Бог пол­ностью бросает нас в этот огонь!

Я не хочу верить в то, что семейная жизнь может причинять лишь боль и неудобства. Но верить в то, что брак — это вечное блаженство, тоже не стоит. Если мы вовремя это не поймем, наш брачный опыт повлечет за собой множество проблем. Майк Мэйсон в своей книге «Тайна брака» пишет: «Святые узы брака, как и другие святые постановления, не были задуманы Богом для того, чтобы послужить местом комфорта для лени­вых людей. Совсем наоборот, брак является комплексной про­граммой осознанного самопожертвования. Семейные отноше­ния — это радикальный шаг. Человеку, который не готов отка­заться от собственной воли, полностью подчинив себя воле сво­ей второй половины, не стоит делать этот шаг».

Нам нужно как можно скорее отказаться от эгоизма, кото­рый заставляет нас думать о браке как о возможности что-то получать, вместо того, чтобы быть готовым отдавать.

ПРЕКРАСНЫЕ МЕЧТЫ

Знаменитый фельетонист Энн Ландэрс однажды поделилась замечательным советом относительно брака. Одна из ее чита­тельниц сокрушалась по поводу нереальных идей, которые свойственны многим девушкам, мечтающим о создании семьи. — Энн, почему бы тебе не вразумить их? — спросила она. На этот вопрос Ландерс ответила так:

Я вразумляла девушек, объясняя им, что каждый брак счастлив, но жизнь после свадьбы не проста.

Я говорила им, что брак — это не дар, а достижение.

Брак не для детей: он требует смелости и зрелости.

Он совершает разделение мужчин и мальчиков, женщин и девочек.

Я говорила им, что брак ежедневно подвергается испытаниям, которые требуют взаимных уступок.

Жизнеспособность брака зависит от того, насколь­ко умны партнеры, и могут ли они определиться, ради чего стоит спорить, а ради чего нет.

Брак требует отдачи и умения прощать. Чаще всего эти качества необходимы жене. Кроме того, ей нужно навсегда забывать то, что она уже простила.

Это так сложно!

Я пыталась их вразумить, и если они меня не поня­ли, то это просто потому, что не захотели.

Очки с розовыми стеклами никогда не бывают двух­фокусными, ведь никто не желает в мечтах напрягать­ся, чтобы читать то, что написано мелким шрифтом.

В своих мечтах о браке мы слишком часто забываем, каким серьезным шагом он является. Мы замечаем сверкающие заго­ловки, но забываем прочесть то, что написано мелким шриф­том. А что же написано мелкими буквами? То, что брак требует работы, терпения, дисциплины, самопожертвования и подчи­нения. Для того, чтобы брак был успешным, необходимы сме­лость, зрелость и, я бы добавил, библейское понимание Божьей цели. Только развивая в себе все эти качества, мы можем брать на себя такую серьезную ответственность. Только тогда мы мо­жем испытать истинную радость и полноту брака.

ИМЕТЬ ДОСТАТОЧНО МУЖЕСТВА, ЧТОБЫ ДАТЬ ОТВЕТ

Заканчивая эту главу, я хотел бы бросить вызов молодым лю­дям. В то время, как Энн Ландерс призывает девушек к тому, чтобы они проснулись и перестали смотреть на брак сквозь розовые очки, стихотворение под названием «Вопрос женщи­ны», написанное Леной Латроп, обращено непосредственно к мужчинам. Каждый раз, когда я его читаю, у меня по коже бе­гут мурашки. Вдумываясь в значение этого стихотворения, я понимаю, что по-прежнему являюсь незрелым мальчишкой. Лена Латроп призывает нас быть настоящими мужчинами, ко­торые умеют правильно относиться к женщинам.

Понимаешь, что просишь бесценного ты, Сотворенного Вышней рукой?

Сердце женщины просишь и женскую жизнь,

И ее дорогую любовь.

Как игрушку ребенок, ты просишь того

Что нельзя ни купить, ни продать.

Безрассудный мальчишка, скажи, ты готов

Свою жизнь без остатка отдать?

Подготовил ты список задач для жены

И меня обо всем распросил.

Стань теперь пред вратами девичьей души

И послушай-ка мысли мои.

Хочешь ты, чтобы борщ подогрет был всегда,

А носки и рубашки чисты.

Я ж прошу, чтоб сияла в душе чистота,

Чтобы верность ты в сердце хранил.

Тебе нужно, чтоб кто-то готовил обед

И одежду твою исправлял.

Моя более важная просьба к тебе:

Нужен мне мой мужчина и царь.

Царь, чтоб править в стране под названьем «семья»,

А мужчина мне нужен такой,

Что когда Бог-Творец поглядит на тебя

Проречет: «Я доволен тобой».

Я прекрасна, юна, но года пролетят

И умчатся с моей красотой.

Будешь также любить ты меня в листопад,

Как любил ты цветущей весной?

И смогу ль я довериться нежным волнам Сердца сильного как океан?

Что увидит влюбленная — рай или ад

Когда станет женою она?

В настоящем мужчине величье и честь,

Для меня если станешь таким,

Я отдам свою жизнь без остатка тебе,

Отвечая желаньям твоим.

Коль мужчиной не сможешь ты истинным быть,

То за деньги несложно нанять

И кухарку и прачку. Но женской души

Не надейся ты завоевать.

Я хочу обратиться к девушкам, которые читают эту книгу. Я надеюсь, что это стихотворение послужит вам напоминанием о том, что ваши стандарты должны быть высокими. Требуйте «великого и истинного». Размышляя о браке, ни в коем случае не занижайте свои стандарты; ни один молодой человек, требу­ющий этого, не достоин вашего внимания.

Обращаясь к парням, хочу заметить, что это стихотворение ясно показывает, над чем нам нужно потрудиться. Я надеюсь, что мы в состоянии по-настоящему осознать, как бесценна женская любовь. Когда мужчина предлагает женщине разде­лить с ним всю свою жизнь, это не мелочь, не игра. Мне хочется верить, что каждый из нас заслужит право сделать женщине подобное предложение. Для этого нам всем нужно быть муж­чинами, сердца которых подобны «большому сильному океану». Только тогда мы сможем предстать перед вратами женских душ, и надеяться на то, что нам будет позволено войти.

ГЛАВА 14

Наши рекомендации