Гости побывали в домиках, где Ю. А. Гагарин и С. П. Королев провели ночь перед первым стартом в космос, осмотрели стартовые и технические площадки космодрома.
Но конечно же участники будущего полета приехали на космодром не ради экскурсии. Им предстояло «обжить», как мы говорим, свое космическое рабочее место. Каждому астронавту основного и дублирующего экипажей «Аполлона» была предоставлена возможность поработать внутри корабля «Союз». При этом первый экипаж на основном корабле дополнительно примерял оборудование, переносимое из корабля «Аполлон», и оценивал возможность работы с ним в нашем корабле. Второй экипаж занимался такой же работой на другом корабле. Наши космонавты помогали им советами.
12 июля 1975 года. Ракетно- космический комплекс с кораблем «Союз-19» покидает монтажно- испытательный корпус. Стартовая площадка космодрома Байконур. | |
Экипажи провели кино- и фотосъемки бортовыми аппаратами различных деталей интерьера и стыковочных мишеней. Это нужно было для завершения наземных тренировок. Астронавты работали старательно и аккуратно, вникали во все детали предстоящих действий. Т. Стаффорд попросил добавочное время, чтобы поработать с переносимым оборудованием.
Никаких замечаний или претензий при «обживании» «Союза» у американских космонавтов не оказалось. Т. Стаффорд заявил, что он бы с удовольствием стартовал в космос на корабле «Союз». И вообще весь первый этап совместных работ на космодроме проходил в духе доброжелательности и полного взаимопонимания, как, впрочем, и все последующие встречи.
Астронавты покинули Байконур, а с 12 по 17 мая здесь работали американские специалисты, осуществляя проверку и испытания совместимых устройств и систем, установленных на «Союзах».
Работу 16 специалистов возглавлял Р. Дитц – руководитель четвертой американской группы. С ними прибыли на космодром помощник технического директора проекта с советской стороны В. А. Поделякин, советский руководитель четвертой группы Б. В. Никитин и другие наши специалисты.
Наиболее ответственной и важной по своим результатам была проверка так называемой электромагнитной совместимости оборудования, переносимого американскими астронавтами со своего корабля, с системами корабля «Союз».
Затем надо было испытать и получить функциональные характеристики совместно используемого радиооборудования для измерения дальности и связи. Ну и, наконец, проверить механическую совместимость оборудования. Скажем, убедиться, что электроразъемы переносимого оборудования и системы проводной связи между кораблями подходят друг к другу. Для этого американские специалисты привезли с собой соответствующие части электроразъемов. Сюда же входят юстировка, или оценка точности установки на кораблях «Союз» стыковочных мишеней, проверка размещения и закрепления всего переносимого в корабль «Союз» оборудования.
Порядок, последовательность и методика совместных работ были заранее согласованы. Известным подспорьем оказался опыт подобных работ на корабле «Аполлон», проведенных в начале февраля в космическом Центре имени Кеннеди. Там проверялось оборудование корабля «Союз» и его совместимость с системами «Аполлона».
Приступили к делу. В первые два дня намеченный ранее план был выполнен. Более того, стало ясно, что можно ускорить работу, в согласованном плане были заложены резервы на выяснение возможных вопросов и замечаний. Но замечаний и задержек не было. Время летело незаметно, и уже к вечеру 16 мая все удалось закончить.
Совместные испытания подтвердили полную электромагнитную совместимость систем и средств «Союза» и «Аполлона», а также механическую совместимость электроразъемов. Примерка переносимого оборудования и проверка точности установки мишеней прошли так же успешно.
Кстати, в этом лично убедились заместитель директора НАСА Дж. Лоу, доктор Г. Ланни и другие американские руководители космического Центра имени Кеннеди, приехавшие на космодром 18 мая. Гости вместе с директором проекта К. Д. Бушуевым заслушали доклад о результатах проведенных испытаний, выразили удовлетворение ходом подготовки к полету и поблагодарили всех участников совместных работ. Как ни короток был визит американских руководителей – всего один день, – они все же успели познакомиться со стартовыми сооружениями и монтажно-испытательным корпусом космодрома, осмотреть Ленинск, побывать в городском Доме пионеров.
НАКАНУНЕ
СТАРТА
Приближался день и час старта космического корабля «Союз». Мы были заняты приведением систем обоих кораблей в предполетное состояние. А до того опробовали контрольными включениями бортовые системы «Союзов». Работа шла в строгом соответствии с графиком.