Участники совместного полета посетили и предприятие фирмы «Рокуэлл Интернешнл» в США, где был изготовлен стыковочный модуль, соединивший в космосе два корабля. И эта встреча была радушной и теплой.
Завершая поездку по США, астронавты и космонавты вручили генеральному секретарю ООН К. Вальдхайму флаг Организации Объединенных Наций, который находился на борту первой международной космической станции. Принимая флаг, К. Вальдхайм отметил, что исторический полет «Союз–Аполлон» открыл новую эпоху в космическом исследовании. Он также подчеркнул, что полет был совершен во имя человечества, во имя блага всех людей на нашей планете.
Да, дальнейшее освоение космоса потребует объединения усилий всех стран. Полет «Союза» и «Аполлона» убедительно подтвердил плодотворность совместной работы в космических исследованиях, заложил хороший фундамент для последующего участия в этом огромном деле представителей разных стран.
А. С. Елисеев, доктор техн. наук, руководитель полета В. Г. Кравец канд. техн. наук, сменный руководитель полета | УПРАВЛЕНИЕ ПОЛЕТОМ |
ЗЕМНЫЕ
ТРАССЫ ПОЛЕТА
Как ни привычны теперь космические полеты, каждый из них все же событие уникальное. И прежде всего с точки зрения организационно-технической. Ведь в управлении полетом на разных уровнях принимают участие тысячи людей, объединенных единой целью и связанных сложнейшей системой тесного взаимодействия. Полет – это как бы гигантская ступенчатая пирамида, в вершине которой находится космический корабль и его экипаж в два-три человека. Ступенькой ниже – Центр управления полетом. В его составе уже сотни специалистов. Следующая ступенька – сеть наземных станций слежения, расположенных по всей территории нашей страны и на кораблях, несущих вахту в океане. Это – тысячи людей. И наконец, фундамент всей пирамиды – коллективы конструкторских бюро и научно-исследовательских организаций, предприятий, создающих корабль и его системы, десятки тысяч инженеров, техников и рабочих.
Организационная сторона управления полетом – это обеспечение оптимального, наилучшего взаимодействия специалистов на всех ступенях этой пирамиды в целях предельно точного выполнения заданной программы теми, кто на ее вершине – экипажем космического корабля.
Техническая сторона управления полетом космического корабля – это руководство действиями экипажа в полете, передача на борт нужных для экипажа сведений, дистанционное управление с Земли бортовыми системами, координация работы наземных средств слежения за космическим кораблем и систем обработки поступающей с него информации. Здесь приходится решать самые разнообразные задачи: производить измерение параметров движения корабля, рассчитывать маневры, которые корабль должен совершить для перехода на новую орбиту или для сближения с другим кораблем, определять наилучшие условия проведения экспериментов, анализировать телеметрическую информацию о состоянии бортовых систем и информацию о работе наземных средств, принимать решения о порядке дальнейших работ.
«Союз-19» над планетой. |
Если речь идет о групповом космическом полете, то службе управления приходится еще и согласовывать действия экипажей двух кораблей, обеспечивать совместную работу их бортовых автоматических устройств и т. д.
В связи с тем что скорость полета космических кораблей очень велика, все задачи надо уметь решать быстро.
Попробуем показать объем информации, стекающейся в Центр управления, для оценки состояния бортовых систем корабля и наземных средств.
Начнем с того, что на борту корабля десятки систем, сотни приборов и около тысячи телеметрических датчиков, контролирующих их работу и информирующих Землю о «здоровье» корабля. Эта информация составляет поток телеметрических данных. Космонавты в свою очередь наблюдают более 200 приборов и транспарантов на пультах корабля и сообщают на Землю об их показаниях. Внутренний вид корабля и окружающее его пространство осматриваются телекамерами. Эти изображения тоже идут на Землю.
Баллистические центры принимают информацию с бортовых приемоответчиков, вычислительные машины превращают эти сигналы в параметры орбиты корабля, которые тоже поступают в Центр.
Немало своих забот на станциях слежения и на кораблях в океанах. Там работают большие комплексы технических средств, состояние которых нужно знать в Центре. В постоянной готовности находится поисково-спасательный комплекс с десятками самолетов, вертолетов и судов в районах возможного приземления или приводнения корабля. И об этом Центр тоже должен иметь исчерпывающую информацию.
И вот вся эта телеметрическая, радиотелефонная, телевизионная, баллистическая информация, сведения о состоянии станций слежения и поисково-спасательного комплекса лавиной обрушиваются на узел связи Центра управления полетом. Для «переваривания» такого огромного потока сообщений Центр оборудован самой современной вычислительной техникой и средствами сортировки, адресации и отображения в удобном виде всей получаемой информации. После подготовки информация поступает к специалистам по управлению.
Управленцы, по сути дела, подводят итог многолетних усилий больших коллективов. Поэтому на них лежит огромная ответственность. Они, как и космонавты, не имеют права ошибаться. Любую недоделку на Земле можно исправить, заменить оказавшийся под подозрением блок или прибор. А корабль на орбите на остановишь, не пошлешь к нему ремонтную бригаду.
Службе управления полетом, в ее сегодняшнем понимании, едва ли исполнилось десять лет. Это дело совсем еще новое даже в такой молодой отрасли техники, как космонавтика. И как всякое новое дело в технике, поднимает его в основном молодежь. Средний возраст специалистов, занимающихся сегодня управлением полетами, 30 – 35 лет. Сорокалетние здесь – уже ветераны.
Можно утверждать, что за последние годы родилась новая профессия – специалист по управлению полетами космических кораблей. Границы этой новой специальности пока еще недостаточно четко очерчены. Но для нее обязательны твердые знания физических основ движения космического корабля, автоматики и телемеханики, всего многообразия бортовых систем, возможностей наземных средств слежения за полетом и конечно же большая преданность своему делу, отнимающему много сил и времени.
ОДИН ЦЕНТР –
ХОРОШО,
А ДВА?..
Организовать и обеспечить эффективное управление полетом одного космического корабля – дело сложное. Еще более усложнились вопросы управления, когда была поставлена задача управлять полетом двух кораблей, созданных в разных странах, да еще и из двух разных Центров, удаленных друг от друга на 12 тысяч километров. Рассмотрим особенности такого полета по уже известным нам ступеням «пирамиды».
Экипажи кораблей «Союз» и «Аполлон» говорят на разных языках. Как быть? Для полета пришлось выработать своеобразный «космический эсперанто», создать на обоих языках специальный словарь наиболее часто употребляемых терминов и оборотов. Договорились, что наш экипаж изъясняется в межбортовых переговорах на английском языке, а американцы – по-русски.
Но не только экипажи должны понимать друг друга – их переговоры между собой должны понимать и на Земле. В Центрах управления появились переводчики. Работы им хватало. Ведь управленцы обоих Центров тоже говорят на разных языках, а им надо общаться.
При многих общих принципах подхода к задачам управления у каждого Центра выработались свои традиции. Нужно было так организовать их взаимодействие, чтобы решения принимались всегда согласованные, чтобы эти две «головы управления» оправдали поговорку «ум хорошо, а два лучше».
Все это оказалось совсем не простой задачей. Для того чтобы, например, осуществить стыковку, переходы экипажей из корабля в корабль или, к примеру, выполнить эксперимент «Искусственное солнечное затмение», нужно действия космонавтов и астронавтов увязать между собой с точностью до одной минуты, а точность выдачи команд и включение двигателя при маневрах – уже секундная. Такую согласованность можно было обеспечить, только разработав заранее детальный план деятельности экипажей и наземных служб.
Но и этого недостаточно. Ведь полетная обстановка может измениться. Значит и план придется корректировать. Совершенно очевидно, что, хотя создатели кораблей принимали все меры к обеспечению безотказной работы бортовых систем, полной, стопроцентной надежности добиться невозможно. В полете всегда остается какая-то, пусть даже самая малая, вероятность отказа. Если такое случается, то задача экипажа и управляющих полетом состоит в том чтобы вовремя обнаружить, заменить неисправный элемент. Если же это неосуществимо, необходимо изменить весь дальнейший план полета.
Схема связи при управлении полетом «Союз–Аполлон». |
В совместном полете при возникновении каких-то нерасчетных ситуаций решения должны разрабатываться и приниматься обоими Центрами управления. Если бы, например, стыковочный агрегат «Аполлона» не смог выполнить активные функции с первой попытки (обеспечить сцепку со стыковочным агрегатом «Союза» и закрыть стык), эти функции были бы переданы кораблю «Союз». В этом случае Центры управления разработали бы новую последовательность операций, в соответствии с которой стыковочный агрегат «Аполлона» был бы переведен в пассивное состояние, а у «Союза» – в активное, и стыковку попытались бы сделать снова. Указания экипажам о проведении этих операций Центры должны были бы передать уже через несколько минут после появления отказа.
К управлению полетом привлекались станции слежения (наземные и плавучие) с обеих сторон. В процессе разработки программы полета стало очевидно, что потребуется большой объем переговоров экипажей с Землей. При возникновении нерасчетных ситуаций этот объем мог резко возрасти, и тогда собственных станций слежения могло бы не хватить. Поэтому было решено обеспечить техническую возможность ведения радиопереговоров каждого Центра со своим экипажем через станции слежения партнера. С этой целью были созданы системы дистанционного управления приемопередатчиками чужих станций из своего Центра управления, а в случае отказа этих систем предусматривалось ведение переговоров со своим кораблем из чужого Центра управления. Вот почему в Центрах присутствовали специалисты по Связи из другой страны.