Объединение усилии обогатило советских и американских специалистов опытом реализации сложных технических и организационных проблем, связанных с проведением совместного полета.

Говоря об успешном завершении программы «Союз–Аполлон» хотелось бы отметить, что без того огромного внимания и помощи, которую оказывали нам в подготовке и осуществлении совместного полета руководители Советского Союза, Академии наук СССР, успех был бы немыслим.

Космонавтов и руководителей проекта ЭПАС принимал Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев. Неоднократно заслушивалось состояние работ по программе «Союз–Аполлон» в различных правительственных органах и в Президиуме Академии наук СССР. Хотелось бы особо подчеркнуть большую роль в достижении соглашения о совместных работах по этой программе, а также постоянную и действенную поддержку этим работам со стороны президента АН СССР академика М. В. Келдыша.

Мы также постоянно ощущали внимание к нашим работам вице-президента АН СССР, а позднее исполняющего обязанности президента АН СССР академика В. А. Котельникова. Активную помощь в решении многих сложных задач при осуществлении программы «Союз–Аполлон» оказывал академик Б. Н. Петров, председатель Совета «Интеркосмос» при АН СССР.

Со стороны американских руководителей к работам по программе ЭПАС также проявлялся неослабевающий интерес. Президент США Дж. Форд в своих выступлениях неоднократно подчеркивал большое значение программы «Союз–Аполлон». Много внимания и личного участия уделили сотрудничеству советских и американских специалистов при подготовке советско-американского космического эксперимента директор НАСА доктор Д. Флетчер и его заместитель доктор Дж. Лоу.

В одном из выступлений Д. Флетчер сравнил реализацию проекта «Союз–Аполлон» с восхождением на горную вершину, с которой открываются новые горизонты советско-американского технического сотрудничества. Это очень верное сравнение. Совместная работа была выгодна обеим сторонам. Это был первый широкий обмен опытом в области пилотируемых полетов, и он принес много пользы специалистам обеих стран.

Наш двусторонний опыт сотрудничества в области космической техники может быть использован в дальнейшем международном сотрудничестве. Освоение космоса станет интернациональным делом всех стран, потому что по самому своему существу космические исследования носят интернациональный характер. Недаром еще Константин Эдуардович Циолковский, мечтая об освоении космоса, писал: «Человечество обретет всемирный океан, дарованный ему как бы нарочно для того, чтобы связать людей в одно целое, в одну семью...» Мы стали свидетелями того, как освоение космоса действительно начинает сближать народы нашей планеты.


В. А. Тимченко, заместитель директора проекта, руководитель первой рабочей группы ЭПАС В. Н. Бобков, инженер В. В. Васильев, инженер КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ «СОЮЗ» И «АПОЛЛОН»


К моменту, когда было принято решение о проведении совместного экспериментального полета, корабли «Союз» и «Аполлон» прошли большой «космический путь»: на «Союзе» были осуществлены многочисленные пилотируемые полеты по орбитам спутника Земли, «Аполлон» достаточно надежно освоил трассу Земля–Луна.

И вот двум разным кораблям, созданным в разных странах для решения разных задач, предстояло встретиться над планетой и, осуществив сближение и стыковку, превратиться в единый орбитальный комплекс.

Расскажем о кораблях и основных изменениях в их конструкции, которые провели советские и американские специалисты, чтобы выполнить совместную космическую программу.


«СОЮЗ»
ДЛЯ ЭПАС

Первый космонавт Земли Юрий Алексеевич Гагарин готовился к своему историческому старту, людям еще предстояло узнать имя его «космической колесницы» – «Восток», а в умах конструкторов уже зрели контуры «Союза», велись поиски наиболее рациональных технических решений для будущих пилотируемых космических кораблей. Уже тогда рассматривались вопросы обеспечения управляемого спуска в атмосфере, совершенствовались система приземления и система спасения экипажа в случае аварии ракеты-носителя, проводился выбор параметров спускаемого аппарата, велись поиски рациональной компоновочной схемы корабля, разрабатывались многофункциональные бортовые системы. Среди этих вопросов, например, рассматривался вопрос выбора формы спускаемого аппарата.

Как известно, для спускаемого аппарата корабля «Восток» была принята простая сферическая форма. Но такой спускаемый аппарат движется в атмосфере по баллистической траектории, как метеорит. Если же на корпусе аппарата создать подъемную силу, пусть даже намного меньшую, чем у самолета, то можно существенно снизить перегрузки, а главное, появляется возможность управлять спуском и посадить аппарат в заданном районе.

Работа над этой проблемой привела в конечном счете к тому, что спускаемый аппарат изменил форму – переднее днище было теперь сегментальным – и стал обладать аэродинамической подъемной силой, на нем была установлена система управления спуском с реактивными двигателями малых тяг.

Совершенствовались системы приземления и средства спасения экипажа. В результате сравнительного анализа различных вариантов была рекомендована парашютно-реактивная система приземления с пороховыми двигателями, которые впоследствии получили название двигателей мягкой посадки. Парашют обеспечивает торможение спускаемого аппарата и его снижение с небольшой вертикальной скоростью (менее 10 м/сек), а двигатели мягкой посадки тормозят аппарат непосредственно перед касанием с землей, смягчая удар в момент посадки.

Наши рекомендации