Готовые изделия возвращаются на Землю.

В. А. Шаталов, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, генерал-лейтенант авиации НА ОРБИТЕ СОТРУДНИЧЕСТВА

ПЕРВЫЙ ВИЗИТ
В ХЬЮСТОН

Придет время, когда на длительную работу в космос, в дальние рейсы к другим планетам, а затем и к звездам отправятся международные экспедиции. И, думаю, результаты, полученные в первом совместном экспериментальном полете «Союза» и «Аполлона», положили доброе начало этому захватывающему воображение пути завоевания человеком Вселенной.

Первый шаг... Он был сделан не 15 июля 1975 года, когда поочередно, с двух разных континентов, с космодромов двух стран стартовали космические корабли «Союз» и «Аполлон». Он был сделан много раньше. В памяти моей надолго останется первая поездка в Хьюстон, в американский Центр пилотируемых космических полетов имени Джонсона.

Совместная работа тогда уже шла полным ходом: инженеры и конструкторы осмысливали техническую сторону предстоящего эксперимента. Пришло время и ответить на вопрос: «Как готовить экипажи к этому полету?» В нашей стране был накоплен большой опыт подготовки космонавтов и проведения пилотируемых полетов.

Мы, естественно, знали и о достижениях американцев, знакомились с их космическим опытом. Что-то нам представлялось интересным и рациональным, что-то мы ставили под сомнение. Настала пора взяться за дело сообща. Первым шагом и была поездка в Хьюстон. Мы ставили перед собой конкретную задачу: определить объем предстоящей работы, ее характер, последовательность ее этапов, составить график подготовки экипажей. Но прежде всего надо было поближе познакомиться и обменяться опытом космоплавания, накопленным в обеих странах.

В Хьюстон мы прилетели ночью 14 марта 1973 года. В аэропорту нас встретили представители администрации Центра имени Джонсона – его директор К. Крафт, доктор Дж. Лоу и американские астронавты Т. Стаффорд и Д. Слейтон, которые в то время занимали руководящие посты в отделе подготовки экипажей.

Рукопожатия, приветствия, теплые слова. Спасаясь от хьюстонской жары, все заторопились к машинам. По пути в космический центр НАСА кто-то из американцев предложил: «В такую душную ночь не плохо бы угостить гостей холодным пивом». Идея нашла поддержку, и Т.Стаффорд остановил свой автомобиль у придорожного магазина. Вопреки ожиданиям, он вышел оттуда с пустыми руками. Потом была вторая остановка, и третья, но безрезультатно. Когда машина остановилась в четвертый раз, я тоже решил выйти и узнать, в чем же дело.



Космонавты и астронавты, участвовавшие в подготовке к полету «Союз–Аполлон»: сидят (справа налево) В. Бранд, В. Кубасов, Т. Стаффорд, Ю. Сернан, А. Леонов, Р. Эванс, Д. Слейтон; стоят А. Форостенко (переводчик с американской стороны), Б. Андреев, В. Джанибеков, К. Бобко, А. Бин, Д. Лаусма, А. Филипченко, Р. Овермайер, Н. Рукавишников И. Мамантов (переводчик с американской стороны), Ю. Романенко, А. Иванченков. Готовые изделия возвращаются на Землю. - student2.ru

В ярко освещенном магазинчике у одной из полок с товаром Т.Стаффорд горячо объяснял хозяину, что он астронавт, который трижды летал в космос, и просил продать ему пива. Хозяин наотрез отказывался, ссылаясь на закон штата, запрещающий продавать алкогольные напитки после десяти часов вечера. Не помогло Стаффорду и сообщение о том, что он хочет угостить пивом советских космонавтов – гостей Хьюстона, гостей Техаса, гостей Америки. Хозяин магазина был неумолим.

Раздосадованный Т. Стаффорд сокрушался под общий смех:

– Вот обида какая. Надеюсь, этот случай не помешает нашей успешной работе?!

Трудно перечислить все вопросы, которые волновали нас в тот, самый первый, визит. Трудно не только потому, что вопросов было очень много. Ни мы, ни американцы не догадывались даже, какие неожиданности и сложности ждут нас в будущем.

В ходе обмена мнениями постепенно стали вырисовываться те определяющие моменты, из которых мы исходили в дальнейшем, планируя подготовку космонавтов и астронавтов к совместному полету. Было очевидно, что работу нужно вести по двум направлениям – готовить космонавтов к выполнению как автономных, так и совместных участков полета. Мы убедились, что наши программы подготовки и программы наших американских коллег достаточно близки по содержанию и включают инженерно-техническую (теоретическую) и летную подготовку, тренировки на тренажерах, макетах и стендах, участие в работах на космодроме, в Центре управления полетом, в испытаниях корабля и его систем, медико-биологическую и физическую подготовку. Опыт же, накопленный нашей страной и американцами в подготовке экипажей к полетам по своим национальным программам, не вызывал сомнений ни у одной из сторон. И мы в основном сосредоточили наши усилия на совместной подготовке. Технические средства подготовки экипажей к полетам на кораблях «Союз» и «Аполлон» по национальным программам были достаточно полны и совершенны. Они обеспечили хорошую подготовку космических экипажей и вполне могли быть использованы при подготовке к совместному полету, может быть, с некоторой долей доработки.

Каждая сторона обязалась внимательно проанализировать состояние этих средств и при необходимости либо дополнить их, либо создать заново, если имеющиеся средства будут заняты для подготовки экипажей по внутренним программам.

Работать решили по такой схеме: сначала детально изучить технику друг друга, а затем отработать всю совместную деятельность в ходе тренировок. Зная хорошо свой корабль и имея многолетний опыт полетов на нем, мы взялись составить для американцев подробную и последовательную программу изучения систем «Союза», а они должны были сделать такую же для нас по «Аполлону».

Учитывая опыт подготовки полета «Союза-4» и «Союза-5», мы предложили американцам предусмотреть в подготовке экипажей так называемую перекрестную подготовку. И вот почему. Коль скоро к каждому старту (на каждый корабль «Союз») мы готовили по два экипажа (основной и дублирующий), а американцы тоже сформировали два экипажа для подготовки к полету на «Аполлоне», то требовалось сделать так, чтобы каждый член американского экипажа поработал с каждым членом нашего экипажа. Такая подготовка гарантировала от всяческих случайностей. В итоге наш первый экипаж мог отправляться в полет со вторым американским экипажем, а первый американский экипаж был готов к работе с нашим дублирующим.

Наконец дошли до определения сроков предстоящих рабочих встреч экипажей. Решено было, что после утверждения наших экипажей космонавты посетят Центр имени Джонсона в июле, а американские астронавты побывают в Звездном городке в сентябре или октябре того же года.

Обсуждались и сроки пребывания экипажей в хьюстонском Центре и Центре подготовки космонавтов имени Ю Гагарина. Оптимальным признали две-три недели. За меньший срок нельзя было бы выполнить весь цикл планируемых мероприятий, больший отвлек бы космонавтов от нашей текущей работы, из-за чего усложнился бы ход подготовки к полету.

График встреч, по которому космонавты и астронавты встречаются через каждые пять-шесть месяцев сроком до месяца, показался нам вполне подходящим. Мы учитывали, что сработанность экипажей достигается не только совместными занятиями на тренажерах, в классах, лабораториях, но и личными контактами, встречами в свободное от работы время, поездками на экскурсии, семейными вечерами и т. д.


АСТРОНАВТЫ
ДЛЯ ЭПАС

Конечно же нам были известны заслуги американских участников проекта, высокий уровень их профессиональной подготовки. Коротко представлю читателю членов американских экипажей.

Бригадный генерал ВВС Томас Стаффорд родился в 1930 году. В отряде астронавтов – с 1962 года. Окончил военную академию, школу летчиков-испытателей. Имеет большой налет на самолетах разных типов. Трижды стартовал в космос. Был вторым пилотом корабля «Джемини-6» (1965 год), командиром экипажа «Джемини-9» (1966 год), командиром лунного модуля на «Аполлоне-10» (1969 год). Томасу Стаффорду одному из первых посчастливилось увидеть Луну с близкого расстояния.

Вэнс Бранд родился в 1931 году. Имеет университетское образование. Многие годы работал летчиком-испытателем. В 1966 году пришел в отряд астронавтов. Принимал участие в испытаниях прототипа командного модуля в термокамере, был членом так называемых экипажей поддержки «Аполлона-8» и «Аполлона-13», пилотом командного модуля дублирующего экипажа «Аполлона-15» и командиром дублирующих экипажей, которые работали по программе второй и третьей экспедиций «Скайлэба».

Дональд Слейтон – самый старший в этой тройке. Он родился в 1924 году, принимал участие во второй мировой войне – был пилотом бомбардировщика. В 1949 году окончил университет. В отряде астронавтов – с 1959 года. В 1962 году медицинская комиссия забраковала Слейтона, найдя у него ненормальности в работе сердца. Почти десять лет он занимал пост начальника отдела подготовки экипажей в хьюстонском Центре, готовил астронавтов, летавших на космических кораблях типа «Меркурий», «Джемини», «Аполлон» и орбитальной станции «Скайлэб». В 1972 году Слейтон добился, чтобы его восстановили на летной работе – для этого потребовалось десять лет упорных тренировок.

Трех других астронавтов НАСА определили в дублирующий экипаж. Среди них – капитан I ранга Алан Бин, 1932 года рождения. В 1955 году он окончил Техасский университет по специальности «авиационная техника». Служил летчиком в ВМС США. В отряде астронавтов – с 1963 года. В 1969 году на корабле «Аполлон-12» в качестве пилота лунной кабины совершил полет на Луну. Позднее, в 1973 году он выполнил 59-суточный полет в качестве командира второй экспедиции на орбитальной станции «Скайлэб».

Наши рекомендации