Составляющие информационного ресурса

Для определения состава информационных ресурсов России целесообразно опереться на национальные доклады «Информационные ресурсы России», которые были подготовлены в 1994, 1999 и 2000 годах.

В первом национальном докладе основным предметом рассмотрения были автоматизированные информационные ресурсы (базы и банки данных).

Второй национальный доклад был посвящен описанию состава и особенностей формирования основных видов государственных информационных ресурсов России.

Третий национальный доклад «Информационные ресурсы России» посвящен организации использования информационных ресурсов, прежде всего государственных.

Первой составляющей информационных ресурсов России являются пять основных государственных информационных систем России, имеющие межведомственный универсальный характер. К данным системам относятся:

1. библиотечная сеть России;

2. Архивный фонд РФ;

3. Государственная система статистики;

4. Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ);

5. Государственная система правовой информации, включающая систему публичных центров правовой информации (ПЦПИ).

Также необходимо отметить единую систему государственных кадастров и регистров Российской Федерации, создание которой практически завершено.

Второй составляющей информационных ресурсов России являются справочные информационные ресурсы массового использования, т.е. информационные массивы, содержащие адресные данные, сведения о работе предприятий бытового обслуживания, органов власти, транспорта, связи, об организации отдыха, обучения и т.д.

Третьей составляющей информационных ресурсов России являются собственные информационные ресурсы органов государственной власти, организаций и предприятий. Данные информационные ресурсы создаются непосредственно в ходе их основной деятельности и используются только в рамках определенных технологических процессов и управленческих задач. Они представлены в основном в виде информационных файлов различных автоматизированных систем управления (АСУ), систем управления производством (АСУП), технологическими процессами (АСУТП) и т.д., рабочих картотек, комплектов технической и чертежно-конструкторской документации, прейскурантов, калькуляций и других рабочих документов.

Обработка информации и формирование информационных ресурсов происходит с применением информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения.

Информационные ресурсы преобразуются в информационные продукты. Полученные информационные продукты предоставляются потребителю в процессе оказания информационных услуг.

Информационные продукты (продукция) – это документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей.

К информационным продуктам относятся документы, данные, справки, аналитические обзоры, базы и банки данных, компьютерные игры, фильмы, книги и другие виды информационных продуктов.

Информационные продукты могут создаваться в соответствии с требованиями законодательства и по собственной инициативе. Практически любой документ, созданный в нашей стране можно считать информационным продуктом. Распространение информационных продуктов может осуществляться на платной или бесплатной основе. Большая часть информационных продуктов распространяется за плату. Наиболее распространенными в нашей стране являются информационные продукты в виде литературных произведений и компакт-дисков (видеокассет). Реже встречаются информационные продукты, подготовленные по мировым стандартам – оформленные в красочные обложки, с описанием, последующим сопровождением, обязательной регистрацией владельца через Интернет. Это связано с тем, что рынок подобных продуктов недостаточно развит, а население страны в основном удовлетворяет качество выпускаемых на сегодняшний день информационных продуктов и, самое главное, их низкая цена.

Информационные услуги – это действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами.

Информационные услуги могут оказываться двумя способами. Первый из них – это услуги по информационному обслуживанию. Этот способ более характерен для европейских стран и США. В нашей стране он применяется не так часто. В соответствии с данным способом информационная компания осуществляет для потребителя поиск, обработку, хранение и выдачу информации, как правило, в виде конечного продукта. Подобный способ удобен при глобальном поиске большого количества информации или длительном постоянном обслуживании. Услуги по информационному обслуживанию могут оказываться как сторонними организациями, на основе договора, так и структурными подразделениями в составе самой организации-заказчика.

Второй вид информационных услуг – предоставление доступа к базам данных, компьютерным сетям, в том числе Интернет. В этот же вид информационных услуг попадает сопровождение проданных ранее информационных ресурсов. Организации, оказывающие данный вид информационных услуг, как правило, только предоставляют доступ и взимают за это плату. Данные информационные услуги являются наиболее распространенными в нашей стране на настоящий момент.

Субъектами данной области являются собственники и владельцы информационных ресурсов, информационных продуктов, а также лица, оказывающие информационные услуги. В качестве таких субъектов могут выступать физические лица, организации и государственные органы. Как правило, создателями информационных ресурсов являются библиотеки, архивы, информационные центры и фонды, информационные агентства и государственные органы разного уровня. Однако в отдельных случаях информационные ресурсы могут создаваться физическими лицами..

Наши рекомендации