Понятие информационного ресурса
В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов (материальные, природные, трудовые, финансовые, энергетические) на информационный ресурс.
Данный термин начал широко использоваться в конце 1970-х - начале 1980-х гг. в результате осознания растущей зависимости промышленно-развитых стран, отдельных организаций и фирм от источников информации (технической, политической, военной и т.д.), а также от уровня развития и использования средств передачи и переработки информации.
C ним связаны термины:
- национальные информационные ресурсы (в том числе - государственные и негосударственные ресурсы);
- информационные ресурсы территориально-административных образований, фирм (организаций), их подразделений.
В общем случае под информационными ресурсами (ИР) понимается вся совокупность сведений, получаемых и накапливаемых в процессе развития науки и практической деятельности людей, для их многоцелевого использования в общественном производстве и управлении. ИР отображают естественные процессы и явления, зафиксированные в результате научных исследований и разработок или других видов целенаправленной деятельности в различного рода документах, понятиях и суждениях, а также более сложных моделях действительности.
Виртуальные (информационные) ресурсы - информационные ресурсы других организаций, предприятий, фирм, доступные пользователям в режиме теледоступа по каналам глобальной связи, например Интернета.
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»: Информационные ресурсы– отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Надо понимать, что документы и массивы информации, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.
Эти знания материализовались в виде
- документов;
- баз данных;
- баз знаний;
- алгоритмов;
- компьютерных программ;
- а также произведений искусства, литературы, науки.
Информационный ресурс – это семантическая информация, т.е. информация в виде понятийного знания.
Информационный ресурс имеет две неделимые стороны:
- формально-логическую (информационную);
- когнитивную (cognition – знание, познание; лат.).
Особенности информационного ресурса:
1. практически неисчерпаем;
2. имеет потенциальное значение (не самостоятелен);
3. по мере использования не исчезает, а сохраняется и даже увеличивается;
4. эффективность повторного применения связана с эффектом повторного применения знаний;
5. является формой непосредственного включения науки в состав производительных сил;
6. возникает в результате не просто умственного труда, а его творческой части;
7. превращение знаний в информационный ресурс зависит от возможностей их кодирования, распределения и передачи.
Существуют две формы информационных ресурсов как отчуждаемых знаний, становящихся сообщениями: пассивная и активная.
К пассивной форме относятся книги, журнальные статьи, патенты и банки данных. К ним могут также относиться и знания, привязанные к конкретным предметным областям (например, выборки, извлечение данных и т.д.), если они не комплексные, т.е. не достаточны для их целенаправленного применения.Пассивный информационный ресурс можно использовать только как источник информации (например, книга).
Активные формы: модель, алгоритм, проект, программа и база знания. Эти формы можно трактовать в целом как стадии созревания информационного ресурса, степени доведения его до готовности и превратиться в «силу». Естественно, что каждая из этих форм имеет разный научно-технический уровень и завершенность.Активный информационный ресурс предполагает определенное взаимодействие, в результате которого можно его изменить или получить новый ресурс (например, файл на диске).
В настоящее время не разработана методология количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а также прогнозирования потребностей общества в них. Это снижает эффективность информации, накапливаемой в виде информационных ресурсов, и увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального к информационному обществу. Кроме того, неизвестно, какой объем трудовых ресурсов должен быть задействован в сфере производства и распространения информационных ресурсов в информационном обществе.
Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.
Развитие мировых информационных ресурсов позволило:
- превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
- сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;
- образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;
- повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.
Формирование информационного ресурса (ФИС) – это центральная функция информационного процесса. Имеется в виду получение новой информации, обновление ресурса.
Информационный ресурс образуется при решении задач на базе организации информационных процессов (ОИП). Стыковка отдельных фаз информационного процесса (сбор, обработка, передача и др.) осуществляется путем реализации процедур (РП). Под процедурами понимаются процессы преобразования, кодирования, модуляции. Процедуры автоматизируются путем реализации информационно-вычислительных работ