Специализированные умственные упражнения

В предыдущих главах мы рассмотрели ряд подготовительных средств по развитию человеческого ума. Здесь мы рассмотрим ряд специализированных упражнений, целью которых является развитие силы ума и его гармоничного развития. Освоение этих упражнений, усилит ваши способности заниматься социально значимой активностью.

Для того, чтобы приступить к этим упражнениям, необходимо уже иметь некоторую степень развития умственных способностей, заключающуюся в некой минимальной силе и гибкости умственной деятельности. Этот минимальный уровень должен быть достигнут практикой здорового образа жизни и развивающих занятий, описанных в предыдущей главе. Это позволит нервной ткани приобрести необходимую гибкость для того, чтобы справиться с освоением более сложного функционала. Этот набор требований состоит из минимальных требований к управлению своим вниманием, контролю эмоций, силе памяти и сенсорного восприятия, логического мышления.

Эти упражнения еще не практикуются в обществе широко, поэтому для их освоения следует пойти в специализированные группы, или же заниматься самостоятельно. Некоторые из описанных здесь упражнений практикуются в группах аутогенной тренировки, НЛП, йоги и медитации. Эти способности пока еще относят к т.н. резервным возможностям психики. Тем не менее, большинство людей, не имеющих генетических и физиологических отклонений, а также травм головного мозга могут их проявить. В частности, по статистике эти способности могут проявлять в гипнотическом сне около 20% людей – те кто может входить в состояние глубокого гипноза. Та же статистика говорит, что около 50% людей способны входить в неглубокие стадии гипноза – глубина их погружения может быть потенциально повышена до более глубоких стадий, и у них также проявлены некоторые из гипнотических феноменов. Итого имеем 70% - не так уж и плохо. Скорее всего, питание и физические упражнения в системе йоги были направлены на то, чтобы статистически повысить достижимость глубокого гипноза у тех самых 50%.Автор полагает, что многие (но, увы, не все) из тех, кто вообще не поддается гипнозу стандартными методами, могут повысить гипнабельность изменением своего образа жизни.

Ни для кого не секрет, что мозг человека состоит из частей, отличающихся своим функциональным назначением. Это правое и левое полушария, передние и задние доли, кора и подкорка. У каждой из этих частей есть своя специализация, но работают они в норме дружно и слаженно, постоянно взаимодействуя между собой для решения жизненных задач. Поэтому для гармоничного развития ума человека нужно добиваться функциональности каждого из этих отделов мозга, а также эффективного их взаимодействия между собой.




Следующая таблица обобщает данные о функциональной специализации различных отделов мозга:

Отдел мозга Специализация
Кора Сложные, многовариантные реакции и действия
Подкорка Автоматические реакции и действия, эмоции
Передние доли Координация и управление деятельностью задних долей, определяют способность человека к сложным, скоординированным действиям – например эффективной социальной активности
Задние доли Специфические способности – первичная обработка и ассоциативная обработка информации
Правое полушарие Обработка новой информации, оперирование со сложными сенсорными образами – сложными моделями сигналов органов чувств. Сильные стороны этого полушария – широта и плотность потока обрабатываемой информации
Левое полушарие Обработка привычной информации, оперирование с символами (упрощенными образами, содержащими выжимку информации изначального сложного образа), установление связей между символами и создание их иерархий. Сильные стороны полушария – специализированость и скорость операций

Более детальную информацию о функциональной специализации отделов головного мозга можно найти в литературе по современной нейропсихологии - книге [22] и книгах, указанных в ее библиографии.

Для гармоничного развития ума необходимо развивать функциональность всех его отделов. И все нижеприведенные упражнения воздействуют на несколько отделов мозга одновременно – в большей или меньшей мере. Хотя, разумеется, у них есть своя специализация.

Многие из этих упражнений направлены на развитие контролируемого воображения. Воображение это процесс осознанного создания внутрипсихических моделей реальности и оперирования ими. Многие формы жизни наделены способностью к воображению, но лишь человек может его осознанно контролировать. К тому же сила воображения отдельных личностей многократно превосходит то, что мы наблюдаем у животных. Вероятно, эта способность давала эволюционные преимущества обладателю, позволяя эффективнее решать многие возникающие задачи. Так или иначе, обладание развитым воображением было бы несомненным плюсом для современного человека, поскольку давало бы ему немало возможностей для более эффективной социальной активности.

В целом, вербальное воображение неплохо развито у многих людей, поскольку подавляющее большинство из нас использует внутреннюю речь для мышления. Иначе обстоит дело с сенсорным воображением, которое более или менее развито обычно только у людей художественного склада. Этот широко распространенный перекос следует исправлять в первую очередь, поскольку развитие сенсорного воображения позволяет существенно повысить эффективность процесса мышления.

Для начала несколько подготовительных рекомендаций. Негативные эмоции снижают эффективность упражнений. Поэтому перед тем, как приступить к занятиям следует их приглушить при помощи седативного дыхания, если они имеются. Если у вас нарушено кровообращение вследствие длительного сидения или холода, следует разогнать кровь посредством физических упражнений, они же позволяют снять чрезмерное мышечное напряжение и спазмы. В идеале, заниматься следует на голодный желудок, опорожнив кишечник и мочевой пузырь, если у Вас это не вызывает проблем. До приобретения устойчивого навыка в концентрации заниматься следует в уединенном тихом месте, где Вас ничто не будет отвлекать. При появлении отвлекающих желаний следует их приглушать при помощи седативного дыхания.

У большинства людей мыслительный процесс осуществляется посредством внутренней речи. Многие не умеют контролировать внутреннюю речь. Некоторые даже не способны удерживать внутреннюю речь от произнесения вслух. Это бывает, например, при синдроме Туретта. У большинства людей внутренняя речь течет совершенно автоматически. Они не могут ее остановить. И это мешает концентрации внимания. Поскольку, мысли могут пойти в другом направлении, чем желаемое. Могут всплыть мысли, которые отвлекут внимание на себя, вызовут определенные эмоциональные или ментальные реакции. Кроме того, внутренняя речь отнимает ресурсы некоторых мозговых структур.

Внутреннюю речь необходимо научиться останавливать. Сначала ненадолго, потом все дольше и дольше. При остановке внутренней речи человек начинает мыслить при помощи образов. При выполнении упражнений внутренняя речь должна контролироваться. Она должна отсутствовать, когда мешает, и использоваться при необходимости.

Важным моментом является должная концентрация внимания. При концентрации, человек начинает воспринимать в основном стимулы от объектов, на которых внимание сконцентрировано. Внимание бывает произвольным и непроизвльным. Произвольное внимание может контролироваться осознанно. Неосознанное внимание определяется бессознательными реакциями, но зависит от осознанного внимания. Фактически, неосознанное внимание представляет собой дошедшее до автоматизма осознанным вниманием. Оно зависит от нашего прошлого опыта осознанного внимания, а значит, может быть натренировано. Следующие упражнения позволяют развить осознанное внимание:

Упражнение В1

Пристально разглядываем какой либо предмет, стараясь разглядеть как можно больше деталей на нем. Удерживаем внимание на нем в течение длительного времени.

Упражнение В2

Отыскиваем различия между двумя очень похожими, но различными предметами.

Упражнение В3

В течение длительного времени 15-20 минут думаем на скучную или неприятную для нас тему.

Упражнение В4

Выполняем нудную физическую работу, полностью сосредоточившись на процессе деятельности.

Вышеуказанные упражнения позволяют контролировать активную зону сознания, не допуская в нее не нужные там в данный момент образы и сенсорные стимулы. Навык осознанного внимания окажет неоценимую помощь при освоении последующих упражнений. Можно сказать, он будет одним из ключевых факторов успеха. Ключевыми факторами в развитии внимания является развитие его устойчивости и длительности удержания.

Теперь об основных упражнениях. Упражнения на развитие сенсорного воображения, в основном нацелены на работу с правым полушарием. Тем не менее, в продвинутых упражнениях задействуется весь мозг целиком. Эти упражнения направлены на работу в следующих модальностях:

· Зрительная

· Слуховая

· Тактильная

· Температурная

· Пространственная

· Вкусовая

· Обонятельная

· Ноцицептивная (болевая)

Во всех этих модальностях можно создавать воображаемые образы с той или иной степенью детализации.

Наиболее важным органом чувств, дающим информацию об окружающем мире, для человека является зрение. Поэтому, в основном, мы будем описывать упражнения, направленные на работу со зрительными образами. Тем не менее, образы других модальностей также важны для человека и могут найти практическое применение. Просто, для требования к четкости и детализации образов такого рода будут ниже.

Зрительная модальность.

Упражнения выполняются с закрытыми глазами.

Подготовительные

Упражнение П0

А) Представление темного фона. Вызываем у себя перед закрытыми глазами вид сплошного черного цвета.

Б) Представление цветного фона. То же самое, но фон должен быть какого либо не черного цвета. Возможно, нужный цвет сразу встанет у Вас перед глазами, возможно вам будет легче представить кучу предметов этого цвета –например, лимонов для желтого фона.

Упражнение П1

Представление простого одноцветного предмета на фоне другого цвета. Например, лимона на черном фоне. Или шайбы на белом. Постепенно надо повышать четкость изображения.

Упражнение П2

Представление более сложного многоцветного предмета на цветном фоне. Например, коробка спичек. Нужно добиваться повышения детализации предмета. «Видеть» его до мельчайших деталей.

Упражнение П3

А) Представление динамики многоцветного предмета – например, вращения спичечного коробка на цветном фоне.

Б) Повышение длительности удержания перед мысленным взором многоцветного предмета.

Упражнение П4

Представление буквенной или цифровой матрицы. Необходимо четко представить перед внутренним взором следующее (в порядке возрастания сложности):

A. Матрицу, состоящую из одной и той же цифры или буквы

B. То же, но уже из различных цифр и\или букв

C. То же , но из одного и того-же слова

D. То-же, но из нескольких разных слов

E. То же, но из связного предложения

Основные

Упражнение О1

Представление сложного многоцветного объекта, например картины в цвете и с высокой детализацией. Нужно постепенно повышать детализацию и длительность выполнения упражнения.

Упражнение О2

Представление страницы машинописного текста. Текст должен стоять перед глазами как живой. Вы должны быть способны читать с «мысленного экрана».

Упражнение О3

Динамика сложных образов. Мысленный просмотр немой киноленты с высокой детализацией.

Продвинутые

Упражнение ПР1

Просмотр немой киноленты с участием. Например, Вы идете по улице, прохожий протягивает Вам книгу – вы ее читаете и смотрите картинки, затем идете в картинную галерею и смотрите картины. Ключ – в синтетическом чередовании созерцания различных типов зрительных образов, полном контроле их статики и динамики.

Слуховая модальность

Подготовительные

Упражнение П0

Воссоздание в уме слухового ощущения тишины.

Упражнение П1

Внутреннее моделирование монотонных звуков

Упражнение П2

Ментальное конструирование сложных звуков –например, шума дождя, шума автомобиля, самолета

Упражнение П3

Слушание внутренней речи

Упражнение П4

Внутреннее моделирование примитивных мелодий

Основные

Упражнение О1

Внутреннее моделирование сложной мелодии

Упражнение О1

Внутреннее моделирование чужих голосов

Продвинутые

Упражнение ПР1

Внутреннее моделирование звуков, сопровождающих киноленту. Если Вы освоили продвинутое упражнение в зрительной модальности, Вы можете их скомбинировать со зрительными образами. Все звуки, сопровождающие, например, прогулку по городу должны быть смоделированы в воображении.

Вкусовая и обонятельная

Упражнение О1

Представление какого либо вкуса либо запаха, либо их отсутствия и удержание этого ощущения.

Наши рекомендации