Генетика, здоровье и образ жизни

Гимнастика ума

О методах развития психики

В книге вы найдете: Ø Информацию о том, как усовершенствовать свой ум Ø Описание образа жизни, способствующего максимально полной реализации умственного потенциала, заложенного в человеке Ø Краткие сведения об истории развития психотехник

 
  Генетика, здоровье и образ жизни - student2.ru

Генетика, здоровье и образ жизни - student2.ru Генетика, здоровье и образ жизни - student2.ru Генетика, здоровье и образ жизни - student2.ru Генетика, здоровье и образ жизни - student2.ru Генетика, здоровье и образ жизни - student2.ru 2011

Оглавление

Предисловие. 3

Общие вопросы.. 5

Генетика, здоровье и образ жизни. 7

Физические упражнения. 12

Фактор культуры.. 14

Специализированные умственные упражнения. 16

Краткая история вопроса. 29

Что делать дальше. 32

Приложение 1. Мышление Николы Теслы.. 33

Список рекомендуемой литературы.. 36

Умей мечтать, не став рабом мечтанья.

Р. Киплинг

Для того, чтобы усовершенствовать ум,

надо больше размышлять, чем заучивать.

Р.Декарт

Умные не бывают учены;

ученые не бывают умны.

Лао-Цзы

Тесен мир, мозг же человека необъятен.

Ф. Шиллер

Предисловие

С огромной скоростью движется прогресс человечества. Волны новой информации обрушиваются не только на ученых и руководителей, но и на рядового обывателя. Без развитых способностей к усвоению нового и пониманию происходящего вокруг невозможно эффективно приобрести современную технику, выгодно продать и купить недвижимость, полноценно использовать компьютер. Что же касается людей, основу жизни которых составляет работа с информацией – руководители, ученые, преподаватели, аналитики – то для них вопросы эффективной работы ума напрямую связаны с их профессионализмом и во многом определяют их эффективность и успешность.

В то же время, у широких масс отсутствует понимание того, что интеллект является проявлением функциональности нервной ткани в той же мере, в какой телесная сила и выносливость являются проявлением функциональности мышечной ткани. И что подходить к его развитию стоит отчасти с учетом тех же подходов, что и к физическому развитию. Если, благодаря стараниям активистов, физическая культура и спорт заняли достойное место в жизни современного цивилизованного человека, то культура развития своей психики пока еще остается в зачаточном состоянии. И даже в этом виде ее носителями являются в основном немногие образованные люди.

Давайте сравним современную физическую культуру – и культуру развития психики. Для развития тела построено множество спортзалов, бассейнов, фитнесс клубов, которые массово посещаются публикой. Проводятся спортивные состязания, где победителем становится тот, кто сильнее в том или ином аспекте физического развития – а их очень и очень много. Существует множество систем физических упражнений, диет, химических стимуляторов развивающих функциональность тела. В тоже время, в плане развития интеллекта методы развития в основном касаются получения знаний, причем вербально-логического характера. Также сравнительно развита культура кратковременных стимуляторов нервной деятельности вроде кофе, сахара и амфетаминов. Другим принятым в обществе способом являются интеллектуальные игры и отдельные виды искусства. А вот осознание связи интеллектуальных способностей с образом жизни, питанием, физическими упражнениями к сожалению есть не у всех. Те системы развития психики, которые получили признание современного общества, к сожалению, страдают уклоном в психологическую сторону, и слабо учитывают влияние образа жизни. Таковы, например, аутогенная тренировка и метод Сильва. Они эффективны, но не для всех работают. Гармоничной и полной системой является раджа йога, но она приспособлена для восточной культуры и не всегда эффективна в современном ускоренном темпе жизни.

Поэтому, на мой взгляд, методика развития ума, которая бы обладала следующими качествами: системность, учет генетического фактора, учет физиологического фактора, учет культурного фактора, развитая система интеллектуально-психологических упражнений; могла бы превзойти по эффективности существующие методики развития умственных функций. Тем более, если бы она использовала лучшие элементы существующих систем.

В этой книге будет в общих чертах описана такая система, которая позволит занимающимся улучшить функциональность центральной нервной системы. При этом вопросы, относящиеся к развитию способностей, связанных с прямым вмешательством в подсознание, в рамках этой книги будут рассмотрены лишь отчасти.

С древних времен существовали профессии людей, к умственному развитию которых предъявлялись особые требования. Во времена примитивного общества это были шаманы. В Древнем Египте и Индии таковыми были жрецы. Эти сообщества людей выработали сложные ритуалы отсева непригодных и развития до необходимого уровня немногих избранных, чьи способности позволяли им соответствовать высоким требованиям своего призвания. Эпоха античности породила новый класс образованных людей – ученых и философов. Особым подвидом жречества стало христианское и буддийское монашество одной из основных функций которого стало подготовка достаточно умственно развитых людей для нужд общества того времени.

Высокие требования предъявлялись и к умственному развитию класса воинов. Обычно воинские сообщества цивилизованных стран, а точнее их верхняя прослойка – дворянство была носителем культуры своего социума.

При этом, и справедливо, книжное образование рассматривалось лишь как одно из необходимых, но не достаточных средств формирования культурного человека «благородного» сословия. Другими немаловажными средствами являлись интеллектуальные игры, общение с людьми своего класса, занятия искусствами, и война - то есть именно те действия, которые способствуют развитию ума.

Надо казать, что дальше всех в отношении разработки методов развития ума пошли индийские мыслители, создавшие систему йоги – великолепную, гармоничную, и предельно эффективную для своего времени и соответствующего уровня знаний систему, основанную на глубоком знании человеческой природы, многолетних размышлениях и гениальных догадках, аккумуляции многовекового опыта. Именно создатели йоги постигли, как обучить человека достигать полноты освоения заложенного в нем интеллектуального и физического потенциала. К сожалению, с утратой последующими поколениями полноты древних знаний, йогические тексты превратились в плохо понимаемую абракадабру, способную будить благоговение в неокрепших умах своей таинственностью и описанием «сверхчеловеческих» способностей.

В целом, в минувшие века были созданы и применялись на практике все описанные в этой книге методы развития интеллекта. Автор лишь собрал их вместе, систематизировал, и, местами, объяснил.

Если спроецировать эту систему упражнений на восемь ступеней йоги, то по сути это можно считать разъяснением некоторых вопросов хатха-и карма- йоги. Да. Именно хатха и карма. То есть ступеней, подготовляющих практикующего к освоению ступени пратихары – отрешения от органов чувств. Ведь к освоению этой ступени нужно имея идеальное здоровье, и великолепное физическое и умственное развитие. Освоение хатха и карма йог призвано обеспечить тот минимум развития ума, который необходим для освоения исключительно сложных упражнений раджа йоги. При этом, пусть вас не вводит в заблуждение слово минимум. Этот минимум является чуть ли не пределом развития человека социального – про человека с умом этого типа люди бы сказали - человек больших способностей. Главное отличие раджа йоги от более низших ступеней состоит в том, что она максимально ориентирована на работу с бессознательной частью психики, в то время как более низшие ступени более нацелены на работу с сознательной частью ума и обеспечение телесной составляющей функциональности различных уровней сознания и бессознательного..

Автор сам регулярно практикует многие из описанных в этой книге методов, и имел возможность убедиться в их действенности. Поэтому он полагает, что данная книгу будет полезна всем, кто интересуется вопросами личностного развития, практикует йогу, желает улучшить свои умственные и физические способности.


Общие вопросы

Давно признаны несостоятельными примитивно-механистические подходы к моделированию психики человека. И этот отказ был обусловлен накоплением различными науками значительного количества опытных данных, которые позволяют увидеть в устройстве человека исключительную сложность и многогранность. Одним из примеров такого примитивного подхода была теория Фрейда, сводившая все многообразие психических проявлений к одному инстинкту, более приличествующему какому-нибудь моллюску, нежели существу разумному. Сегодня любому образованному человеку становится ясно, что эффективные методы работы с психикой должны учитывать сложность и многосторонность человеческой природы, сочетание в ней биологических, физиологических, поведенческих, информационных и культурных факторов. Никто не будет спорить, что человек – это мыслящая машина, но это сложная, многогранная машина. И ее внутреннее устройство нельзя описать примитивными схемами.

Вот некоторые их факторов определяющих развитие ума человека:

Геном, экзогеном, структура белков

Особенности эмбрионального и постэмбрионального развития

Перенесенные заболевания и травмы

Образ жизни

Режим питания

Режим дня

Физические упражнения

Экология окружающей среды

Употребление лекарственных препаратов и стимуляторов

Образование

Профессия

Хобби

Круг общения

Пристрастие к интеллектуальным играм

Интенсивность жизни

Все эти факторы оказывают свое действие на ум человека. Поэтому тот, кто пожелает внести изменения в нынешнее состояние своего ума, должен будет считаться со всеми ними как по отдельности, так и во взаимодействии друг с другом. Программа развития ума должна быть как маршрут, проложенный опытным лоцманом в проливе полном рифов, водоворотов и прочих опасностей – она должна брать в расчет все эти факторы, и с максимальной полнотой обращать их в свою пользу.

Рассмотрение психики человека как мыслительной машины дает возможность рассматривать ее эффективность при помощи известных методов для анализа такого рода объектов. Эффективность отдельных мыслительных операций, а также их комбинаций может быть оценена в разрезе таких показателей как скорость, точность, стабильность, широта охвата, гибкость, и т.д. С учетом пластичности нервной системы, и ее способности к тренировке можно устанавливать целевые значения для этих параметров и путем упражнения добиваться их достижения. Разумеется, в тех пределах, которые устанавливает исходные биологические и поведенческие особенности данного индивидуума.

Например, можно поставить цель научиться перемножать два трехзначных числа за секунду либо же научиться надолго запоминать черты лица собеседника. В первом случае важна скорость, во втором – длительность удержания образа.

Важным моментом является наличие в психике человека осознаваемых и не осознаваемых процессов. Обычно осознаваемые процессы отличаются большим числом степеней свободы и большей гибкостью, чем бессознательные. При этом, бессознательные процессы являются более автоматичными, более быстрыми и способны работать с большими объемами информации. Оба типа процессов можно, в некоторых случаях, заставить идти в нужном для себя русле.

Основными феноменами ума, с которыми будет вестись работа в этой книге, являются:

· образное воображение и оперирование образами

· комбинационное мышление и оперирование символами

· совместная работа различных разделов мозга

· память

· внимание

· внутренняя речь

Образное мышление может проводиться в любой из сенсорных модальностей человека – зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой, болевой, хемоцептивной.

Идеалом развития ума должна быть активность всех потенциальных возможностей сознания. То есть когда все разделы мозга могут работать на 100% от того, что в них заложено. Человек, обладающий сознанием такого типа, потенциально способен к любой деятельности. Он способен и к рисованию, и к математике, и к музыке, и к литературе. Способен эффективно общаться, вести дела, и быть лидером. Примером такой личности являлся великий Леонардо да Винчи. Все нормальные способности человека развиты у него были в полной степени. Для достижения такого развития можно обойтись без прямого вмешательства в бессознательное – раджа йоги, а обойтись более простыми методами хатха и карма йог, которые тоже кстати влияют на неосознаваемые процессы – но по своему, и влияние это не прямое.

Редко случается так, что совместная деятельность вышеуказанных факторов приводит к появлению столь великого ума как Леонардо. Но путем рачительного обращения с тем, что по статистике достается на нашу с Вами долю, уважаемый читатель, можно достичь немало. Известно немало случаев, когда путем настойчивых упражнений и правильного образа жизни характеристики ума практикующего существенно улучшалось. Так что имейте веру и настойчивость практиковать это – и весьма вероятно, что и Вас ждет успех.

Следующая система действий, на мой взгляд, повышает функциональность ума человека:

1. Правильный образ жизни

a. Правильное питание

b. Правильный режим работы и отдыха

c. Регулярные оздоровительные процедуры

d. Регулярные физические упражнения

2. Занятия развивающей интеллект социальной активностью

3. Специализированные ментальные упражнения

Физические упражнения

Важнейшим элементом здорового образа жизни являются физические упражнения. Их важность для поддержания здоровья уже осознана современным человеком. Но лишь немногие практикуют сегодня физические упражнения с целью улучшения функциональности своего ума, хотя в системе йоги это было их основное назначение.

Одна из возможных классификаций физических упражнений будет такой:

1) Упражнения для развития мышц

a) Статические - удержание позы. Статическая сила.

b) Динамические

i) Развитие взрывной силы

ii) Развитие силы

iii) Развитие силовой выносливости

iv) Развитие выносливости

2) Упражнения для развития суставов, сухожилий и связок – различные виды растяжек

3) Упражнения для развития костной ткани – набивки, давление на кости

4) Упражнения для улучшения обмена веществ и усиления кровообращения – специальные упражнения, воздействующие на гормональные железы и сосуды

5) Дыхательные упражнения

a) Задержки дыхания

i) После вдоха

ii) После выдоха

b) Удлинение дыхательного цикла

c) Дыхание с сопротивлением – сдавливание носовых щелей

d) Гипервентиляция –ускорение дыхательного цикла

e) Полное дыхание - полная вентиляция легких

f) Дыхание через разные ноздри

Многие упражнения имеют многогранное действие. Например, и на мышцы и на суставы. Многие статические позы йоги (асаны) имеют комплексное воздействие на мышцы, суставы, кости, и гормональные железы.

К физическим упражнениям применимы те же общие рекомендации, что и к другим элементам образа жизни человека. Упражнения должны сочетаться с генетическими особенностями человека. Преимущественное внимание следует уделять своим слабым сторонам. Например, если человек склонен к полноте, то ему следует больше заниматься аэробными упражнениями на развитие выносливости – бегом, плаванием на длинные дистанции. Тощим людям – налегать на силовые упражнения – поднятие тяжестей, тренажеры, йога. Людям среднего сложения – сбалансированные упражнения – перекладина, бассейн, бег на короткие дистанции. Такой подход позволит уравновесить обменные процессы, сделать их более сбалансированными.

Для целей умственного развития более всего подходит сбалансированное физическое развитие, когда основные обменные процессы уравновешены. Для достижения баланса определите свои слабые стороны и упорно трудитесь над ними. Поддерживайте сильные стороны, но не в ущерб развитию слабых. Помните, что чемпион в каком либо виде спорта – за редкими исключениями, человек не здоровый. А если и здоровый, то благодаря уникальной генетике, доставшейся ему от природы.

Упражнения должны быть интенсивными, но не вызывать истощения резервов организма. И, разумеется, применение различных гормональных препаратов и стимуляторов должно быть исключено, если нет соответствующих врачебных показаний. Основной задачей физических упражнений, направленных на развитие функциональности ума, должна быть оптимизация обменных процессов и регулировка гормонального баланса, а также поддержание нормального функционирования мышечно-суставного аппарата и сердечно-сосудистой системы. Важным является также формирование запаса сил для противостояния возможным дестабилизирующим факторам. Упражнения не должны чрезмерно нагружать отдельные разделы опорно-двигательного аппарата. Поэтому занятия такими видами спорта, как поднятие тяжестей и гребля должны быть умеренными.

Следующие виды упражнений, при умеренной практике, способствуют улучшению обменных процессов и развитию ума:

йоговские асаны и пранаямы

бег

плавание

единоборства

танцы

упражнения на перекладине

работа с отягощениями

упражнения на самосопротивление

отжимания и приседания

большой теннис

верховая езда

пешие прогулки

Мы здесь не будем детально описывать технику физических упражнений – эту информацию можно легко найти в специализированных книгах. В частности, йоговские упражнения прекрасно описаны в произведениях Айенгара и Свами Шивананды.

Отдельно следует остановиться на дыхательных упражнениях. Это весьма мощный фактор воздействия на нервную систему. Практика удлинения дыхательного цикла и задержек дыхания оказывает сильный седативный эффект за счет накопления углекислого газа. Вдобавок, это же приводит к усилению снабжения кислородом тканей и открытию коллатеральных сосудов, поскольку накопление углекислого газа расширяет сосуды. Гипервентиляция повышает возбудимость и чувствительность нервной системы. Задержки дыхания тренируют выносливость нервной системы. Практика дыхательных упражнений является ключом к овладению контроля над эмоциями, поскольку седативные типы дыхания приглушают эмоции, а возбуждающие - усиливают.

В целом, физические упражнения представляют собой важный элемент системы развития ума, без которого шансы на успех могут существенно снизиться.


Фактор культуры

Принадлежность человека к определенной культурной общности оказывает значительное влияние на характеристики его ума. Именно культура зачастую определяет образ жизни, который ведет человек. Интеллектуальные игры, в которые он играет, книги, которые он читает. Особенности его профессиональной деятельности. Одним из примеров различия ума у представителей различных социумов, может послужить то, что у европейцев за письмо в большей степени отвечает левое полушарие, а у японцев и китайцев – правое. И это связано не с генетическими особенностями этих людей, а с характером систем письма. У европейцев оно алфавитное, а у восточных людей – иероглифическое. А, как это хорошо известно, за манипуляции с сырыми образами отвечает преимущественно правое полушарие. То же касается освоения японского языка. У детей, освоивших его в детстве, за распознавание гласных звуков отвечает левое полушарие, в отличие от тех, кто осваивает европейские языки, у которых эту функцию берет на себя правое полушарие. И это не зависит от расовой принадлежности ребенка.

Существует правило, что чем более интеллектуально насыщенную жизнь ведет человек, при прочих равных, тем выше сила его ума. Я думаю, все согласятся с тем, что человек, много читающий, посещающий галереи и концертные залы, театры, при прочих равных, продемонстрирует лучшее развитие ума, чем человек, посвящающий свое время пиву, ночным клубам, и телевизору.

Следует учитывать, что многие виды социальной активности стимулируют развитие ума. Практически все виды профессионального совершенствования являются прекрасной школой тех или иных умственных навыков. Занятия искусствами напрямую развивают образное мышление. А такие виды искусства, как театр, еще и развивают социальные навыки. Прекрасной школой для ума являются сложные карточные игры. Эти игры развивают навыки быстрого принятия решений. Сложные логические игры вроде шахмат, го, и шоги развивают многовариантное мышление и комбинационные способности. Не зря в старину при дворе японских властителей был специальный министр, ведавший вопросами интеллектуальных игр. В то время знали толк в развитии умственных способностей. Занятие бизнесом или политикой требует высокого умственного развития и является прекрасной школой развития ума и комбинационных способностей.

Не зря карма йога была выделена в отдельный раздел, который по своей сути являлся методом развития человека с использованием существующих социальных институтов. Основным требованием карма йоги являются соблюдение моральных норм, саморазвитие и выстраивание эффективного взаимодействия с существующим обществом. Это две начальные ступени восьмиступенчатой йоги.

Таким образом, с целью развития ума следует посвящать свое время практике таких занятий как:

1) Чтение хорошей классической и современной литературы

2) Просмотр серьезных кинофильмов и посещение театра

3) Искусства - практиковать самому и разбираться в творчестве других

a) Рисование, лепка и резка

b) игру на музыкальных инструментах

c) сочинение музыки, съемка любительского видео

d) фотография

e) литературное творчество

f) актерское мастерство

4) Сложные карточные игры – бридж, преферанс и т.п. (маджонг)

5) Комбинационные игры

a) Шахматы, го

b) компьютерные стратегии

6) Чтение научно-популярной литературы

7) Любительское занятие теоретической наукой по какому-либо, не связанному с профессиональной деятельностью, направлению

8) Занятия опытной наукой и техникой – радиолюбительство, химические, биологические и физические опыты.

9) Регулярное общение с умственно развитыми людьми

10) Регулярное прочтение и анализ новостей

11) Посещение мест, где можно наблюдать красивую природу

12) Занятие техническими видами спорта – авиаспорт, планеризм, прыжки с парашютом, автомотогонки, стрельба. Компьютерные виды спорта.

13) Повышение профессионального мастерства –посещение курсов и других форм обучения

14) Следование моде и этикету

15) Создание своего дела, игра на бирже

16) Ведение общественной деятельности, преподавание

Вот далеко не полный перечень социально признанных видов деятельности, которые способствуют развитию ума и улучшению навыков работы с информацией. При этом практика этих занятий не требует уединения, как это нужно для более продвинутых медитативных упражнений. Можно вести социальную активность, заводить полезные связи - и параллельно усовершенствовать свою умственную деятельность.

Необходимо стремиться улучшать свои навыки в вышеуказанных занятиях. Практика должна вызывать некоторое напряжение сил, побуждать к самоизменению. Критерием успешности можно считать «правило 10%» - попасть в лучшие 10% любителей, занимающихся этим делом.

Тут действует то же правило, что и для физических упражнений – сконцентрируйтесь на своих слабых сторонах. Выявите, что у Вас выходит хуже всего-) постарайтесь понять почему -) усильте процесс освоения именно этого упражнения. Важнее устранить свои слабые стороны, чем гипертрофированно укреплять и без того сильные. В то же время, о сильных сторонах забывать тоже не стоит, но не в ущерб развитию прочего. Для мыслительного процесса, как ни для какого другого процесса в организме важна многогранность. Известно немало примеров узкоспециализированных феноменов – вроде Ким Пика и других савантов. Но их сила и полнота, как верно подметил Козьма Прутков – однобока. Они зачастую инвалиды и нуждаются в постороннем уходе. Чтобы к месту применить свои сильные стороны, человеку надо быть развитым гармонически – избавить свою психику от различных «узких» мест.

Вышеописанные занятия – не более чем зеркало, где человек может увидеть отражение своей собственной души и глубже понять ее сущность и природу. Кроме того, они позволяют улучшить многие аспекты своего ума и дают ему необходимый тонус. С другой стороны, это более грубые и примитивные инструменты по сравнению со специализированными умственными упражнениями, хотя и необходимы как вспомогательный метод.

Зрительная модальность.

Упражнения выполняются с закрытыми глазами.

Подготовительные

Упражнение П0

А) Представление темного фона. Вызываем у себя перед закрытыми глазами вид сплошного черного цвета.

Б) Представление цветного фона. То же самое, но фон должен быть какого либо не черного цвета. Возможно, нужный цвет сразу встанет у Вас перед глазами, возможно вам будет легче представить кучу предметов этого цвета –например, лимонов для желтого фона.

Упражнение П1

Представление простого одноцветного предмета на фоне другого цвета. Например, лимона на черном фоне. Или шайбы на белом. Постепенно надо повышать четкость изображения.

Упражнение П2

Представление более сложного многоцветного предмета на цветном фоне. Например, коробка спичек. Нужно добиваться повышения детализации предмета. «Видеть» его до мельчайших деталей.

Упражнение П3

А) Представление динамики многоцветного предмета – например, вращения спичечного коробка на цветном фоне.

Б) Повышение длительности удержания перед мысленным взором многоцветного предмета.

Упражнение П4

Представление буквенной или цифровой матрицы. Необходимо четко представить перед внутренним взором следующее (в порядке возрастания сложности):

A. Матрицу, состоящую из одной и той же цифры или буквы

B. То же, но уже из различных цифр и\или букв

C. То же , но из одного и того-же слова

D. То-же, но из нескольких разных слов

E. То же, но из связного предложения

Основные

Упражнение О1

Представление сложного многоцветного объекта, например картины в цвете и с высокой детализацией. Нужно постепенно повышать детализацию и длительность выполнения упражнения.

Упражнение О2

Представление страницы машинописного текста. Текст должен стоять перед глазами как живой. Вы должны быть способны читать с «мысленного экрана».

Упражнение О3

Динамика сложных образов. Мысленный просмотр немой киноленты с высокой детализацией.

Продвинутые

Упражнение ПР1

Просмотр немой киноленты с участием. Например, Вы идете по улице, прохожий протягивает Вам книгу – вы ее читаете и смотрите картинки, затем идете в картинную галерею и смотрите картины. Ключ – в синтетическом чередовании созерцания различных типов зрительных образов, полном контроле их статики и динамики.

Слуховая модальность

Подготовительные

Упражнение П0

Воссоздание в уме слухового ощущения тишины.

Упражнение П1

Внутреннее моделирование монотонных звуков

Упражнение П2

Ментальное конструирование сложных звуков –например, шума дождя, шума автомобиля, самолета

Упражнение П3

Слушание внутренней речи

Упражнение П4

Внутреннее моделирование примитивных мелодий

Основные

Упражнение О1

Внутреннее моделирование сложной мелодии

Упражнение О1

Внутреннее моделирование чужих голосов

Продвинутые

Упражнение ПР1

Внутреннее моделирование звуков, сопровождающих киноленту. Если Вы освоили продвинутое упражнение в зрительной модальности, Вы можете их скомбинировать со зрительными образами. Все звуки, сопровождающие, например, прогулку по городу должны быть смоделированы в воображении.

Вкусовая и обонятельная

Упражнение О1

Представление какого либо вкуса либо запаха, либо их отсутствия и удержание этого ощущения.

Синтетическое упражнение

Просмотр озвученной киноленты с участием и сенсорными образами во всех модальностях. Например, Вы идете по улице, прохожий протягивает Вам книгу – вы ее читаете и смотрите картинки, затем идете в картинную галерею и смотрите картины. Затем идете в консерваторию и слушаете Лунную сонату. После этого идете в кафе, вдыхаете аромат кофе и съедаете пару пирожных с горячим чаем. Выходя их кафе, вы ударяетесь ногой о порог и нога начинает болеть. Ключ – в синтетическом чередовании созерцания различных типов образов из различных модальностей, полном контроле их статики и динамики.

После приобретения некоторого опыта практики синтетического упражнения можно его усложнять, добавляя новые варианты сюжета.

Вышеперечисленные упражнения можно несколько видоизменить, проделывая их не с реальными, а с синтезированными образами. Для зрительной модальности, например, это могут быть мультипликационные образы. Можно также заняться выдумыванием собственных образов, которых мы не наблюдаем в реальности. Если синтетический образ получается путем уплощения исходного образа, снижения его сложности, то в этом случае будет активно задействоваться также левое полушарие. Примером такого уплощения может служить рисунок объекта простым карандашом. Он передает форму предмета, но не передает его цвет. Именно левое полушарие умеет упрощать сложные образы до более примитивных, концентрируясь на их наиболее важных в данный момент чертах.

Теперь мы опишем упражнения, более направленные на развитие левого полушария, чем правого. Это прежде всего различные манипуляции с символами – трансформированными, уплощенными образами, которые обладают небольшим числом характеристик, позволяющих ими оперировать. Примеры символов – буквы, цифры. Различные манипуляции с символами – создание символов, построение их иерархий, установление взаимосвязей между ними, комбинирование символов. Примером левополушарной активности является речь, чтение простых текстов, счет, другая освоенная, привычная, но не автоматическая деятельность. Примером сложной активности являются алгебраические манипуляции.

Упражнение 1.

Скоростной устный счет. Выполняйте в уме арифметические манипуляции, постепенно добиваясь увеличения скорости вычислений. При этом нужно также подключать правое полушарие, вызывая образы цифр в воображении, соответствующие производимым манипуляциям. Техника устного счета описана в специальных книгах, например труде профессора Трахтенберга. Постепенно увеличивайте сложность расчетов.

Упражнение 2

Умственные алгебраические манипуляции. Подключение правого полушария тут тоже необходимо. Скорость и сложность должна увеличиваться с приобретением навыка.

Упражнение 3

Скоростное чтение. Обязательно прочтите книгу по скоростному чтению. Осваивайте описываемые упражнения. Читайте тексты с использованием описываемых методов, постепенно повышая скорость чтения и степень усвоения материала. При этом акцент должен делаться на усвоении смысла прочитанного.

Упражнение 4

Логическая выжимка. Прочитав текст, перескажите его по памяти своими словами, сфокусировавшись на самом важном его содержании. Сделайте это в нескольких вариантах, с различной степенью детализации. Пробуйте определить самую важную новость дня, недели, месяца. Сформулируйте основные идеи прочитанной книги. Бросив беглый взгляд на картину, опишите смысл, который хотел выразить художник.

Упражнение 5

Игра в комбинационные логические игры и решение логических задач на комбинирование в шахматах и других играх. Необходимо подключать правое полушарие, играя вслепую.

Упражнение 6

Упражнения на композицию. Попытайтесь перекомбинировать звуки в мелодии, изменить композицию картины, дизайн интерьера. Либо же написать свою мелодию, картину. Здесь надо делать упор не на образность и колорит, а на комбинирование образов и цветов. В решении такого рода задач также задействуется левое полушарие.

Упражнения, указанные выше, касались в основном деятельности задних долей обеих полушарий. Иными словами, они больше нацелены на способности низкого уровня мозговой иерархии.

Вкратце расскажем об упражнениях, более узконаправленных на развитие лобных долей головного мозга. Эти доли развивает сложная активность, требующая высокой координации различных отделов мозга и их совместной деятельности, в частности некоторые из вышеописанных упражнений. Их развивает социальная активность или ее заменители – социальные игры вроде Lineage.

Упражнение 1

Распланируйте свой день до вечера, составив мысленный план своих действий. Затем составьте план на неделю, месяц.

Упражнение 2

Продумайте линию поведения по отношению к какому либо человеку. Как с ним разговаривать, как использовать для своих целей.

Упражнение 3

Составьте план какого либо мероприятия. В деталях представьте, как все будет в нескольких вариантах.

Что до специализированных упражнений, направленных на развитие коры и подкорки, то всякая сложная деятельность развивает и то, и другое. С другой стороны, решение нестандартных задач, шарад, головоломок, научных проблем более направлено на развитие коры, а автоматическая деятельность, такая как письмо, машинопись, игра на музыкальных инструментах, вождение автомобиля – на подкорку. В первом виде деятельности важна сложность и многовариантность, а скорость и точность – второстепенна. Во втором – упор делается на скорости и точности, при достаточной простоте, даже примитивности операций. Оба вида активности важны и имеют прямое практическое применение. Важно научить мозг работать в обоих режимах.

Творческие задачи также могут решаться за счет неосознаваемых процессов, происходящих в том числе в коре мозга, но это не будут неосознаваемые процессы исключительно из подкорки. При этом неосознаваемые процессы, это как-бы сжатые, отраженные процессы сознания. Чем эффективнее и развитее сознание, тем эффективнее будет и подсознание.

Теперь о совместной работе всех отделов мозга. Хотя у каждого из отделов мозга есть своя специализация, они должны объединить свои усилия для решения задач, встающих перед человеком. И, как и всякая сложная деятельность, она должна быть хорошо организованна для того, чтобы быть эффективной.

В основе тренировки эффективной интеграции работы различных разделов мозга лежат следующие принципы:

1. Специализация – каждый отдел мозга должен заниматься тем, что у него получается лучше всего

2. Компенсация – если имеется повреждение или слабость какого либо отдела мозга, то его функции на себя могут взять соседи.

3. Координация – использование способностей отдельных отделов для достижения максимального эффекта

4. Десинхронизация – в некоторых случаях должна быть прекращено влияние одних процессов на другие. Например, разглядывание идущей девушки может отвлечь водителя от управления автомобилем, хотя два этих процесса должны протекать независимо. Такого рода процессы не должны влиять друг на друга. Хорошим упражнением на десинхронизацию является написание различных текстов обеими руками, стрельба из двух рук и т.п..

5. Распараллеливание - многие автоматические процессы могут протекать в мозгу параллельно, делая многозадачность реальной и достижимой. Прекрасным примером проявления этой способности был артист Юрий Горный, делавший на сцене более 5 автомати<

Наши рекомендации