Роль государства в стимулировании инноваций.

Указанные в предыдущем разделе характеристики инновационных процессов и социальная роль государства в современном обществе определяет функции государственных органов по регулированию инноваций:

· Аккумулирование средств на научные исследования и инновации.

· Координация инновационной деятельности. Перед государством стоит задача определения общих стратегических ориентиров инновационных процессов. Государственные структуры формируют единое технологическое пространство, обеспечивающее совместимость нововведений.

· Стимулирование инноваций. Центральное место здесь занимает поощрение конкуренции, а также различные финансовые субсидии и льготы участникам инновационных процессов.

· Создание правовой базы инновационных процессов.

· Кадровое обеспечение инноваций. Содержание программ обучения в учебных заведениях должно способствовать как развитию творческого потенциала генераторов инноваций, так и восприимчивости специалистов к нововведениям.

· Формирование научно-информационной инфраструктуры.

· Институциональное обеспечение инновационных процессов. Создание государственных организаций и подразделений, выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государственного сектора. Государство также содействует распространению в экономике организационных структур, наиболее эффективных с точки зрения продуцирования и внедрения новаций (крупные корпорации, малый бизнес и пр.).

· Регулирование социальной и экологической направленности инноваций.

· Повышение общественного статуса инновационной деятельности.

· Региональное регулирование инновационных процессов. Государственные структуры стремятся к выравниванию условий распространения инноваций на территории страны.

· Регулирование международных аспектов инновационных процессов.

Государство осуществляет регулирование инновационных процессов как непосредственно, инициируя нововведения и выступая участником связанных с этим отношений, так и опосредованно, стимулируя инновации косвенными методами и создавая соответствующий экономический механизм.

Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НОИКР и инновационных проектов из бюджетных средств. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Эффективность инновационных процессов существенно повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств. Этой цели могут служить специальные бюджетные или смешанные фонды.

Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационных процессов.Необходимо законодательное закрепление статуса научной и инновационной деятельности, прав научных работников и инноваторов, механизма выработки и реализации научно-технической и инновационной политики, наличие законодательных актов по вопросам интеллектуальной собственности, государственной патентно-лицензионной системы.

Во многих станах получила распространения такая форма содействия инновационной деятельности, как передача созданной в государственных организациях и на государственные средства научно-технической продукции гражданского и оборонного характера частному сектору с целью ее коммерциализации (процесс «спин-офф»). При этом возможен широкий спектр передачи (полная уступка прав, исключительная или неисключительная лицензия, выплата льготного роялти или паушального платежа, полностью безвозмездная передача и т.п.).

Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов – формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует созданию рынка инноваций (информация в государственных изданиях, выставки, биржи, ярмарки и др.) и само выступает его агентом (например, при покупке и продаже лицензий). Особое значение занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям трудно оценить все возможные эффекты инноваций в общеэкономическом масштабе.

Определению рациональных ориентиров инновационной деятельности способствуетпрогнозирование науки и технологий на государственном уровне.

Не следует упускать их виду меры моральной поддержки,среди которых можно назвать вручение выдающимся ученым и инноваторам государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганду инновационных способов хозяйствования и т.п.

Немаловажную роль играет государство в подготовке кадров,формировании социального слоя менеджеров по управлению инновационными процессами.

Значение косвенных методов государственной поддержки инновацийопределяется прежде всего тем, что опосредованное стимулирование требует значительно меньших бюджетных затрат по сравнению с прямым финансированием, им может быть охвачен гораздо больший круг инновационных субъектов.

Распространение нововведений стимулируется налоговыми льготамипо операциям, связанным с оборотом научно-технической продукции.

В связи со значительными масштабами многих инновационных проектов и относительно низкой скоростью оборота средств в период осуществления нововведений усиливается актуальность механизмов льготного кредитования.Коммерческие банки зачастую не заинтересованы в кредитовании долгосрочных инновационных проектов. Поэтому важно стимулировать инновационные вложения финансовых структур, ориентированных на продолжительное «замораживание» средств – страховых компаний, пенсионных фондов и т.п.

Дополнительный источник средств на инновационное развитие предприятия получают при проведении государством политики ускоренной амортизации основных фондов, а в условиях инфляции необходима также систематическая переоценка стоимости основных фондов.

Доступу к передовым технологиям способствует государственная поддержка финансового лизинга, франчайзинга.

Для российской экономики велика роль государственного содействия формированию финансово-промышленных групп (ФПГ), способных объединить необходимые научно-технические, финансовые и производственные ресурсы инновационного развития.

В России сформировался ряд общественных организаций, связанных с инновационной сферой – Союз промышленников и предпринимателей, Союз ученых, Союз научных и инженерных обществ и многие другие. Важным звеном инновационной инфраструктуры стал созданный в 1994 году Российский инновационный союз.

Государственное регулирование международных связей в инновационной сфере должно базироваться на ряде общих принципов, таких как взаимная выгода, недопущение дискриминации, эквивалентная технологическая зависимость сторон и т.п.

Государство может инициировать и непосредственно финансировать из бюджета двусторонние и многосторонние международные инновационные программы и проекты, деятельность международных исследовательских организаций и технологических центров, совместных предприятий, формирование международной инновационной инфраструктуры и пр. Среди косвенных методов регулирования можно назвать как общеэкономические (налоговые и кредитные льготы участникам сотрудничества), так и специфические – таможенное регулирование, экспортные и импортные квоты, международные патентно-лицензионные механизмы и др.

Наши рекомендации