Количественные и качественные технико-экономические показатели эксплуатационной работы ПС ГЭТ.
Различают два вида показателей: количественные и качественные. Если количественные характеризуют объем выполненной работы, то качественные - качество обслуживания пассажиров.
Инвентарный парк ПС-
, (1)
где - ПС находящийся в движении (на линии); - ПС находящийся в ремонте; - находящийся в депо в резерве.
ПС находящийся в движении ( ) и готовый к движению ( ), составляют парк подвижного состава, находящийся в состоянии технической готовности, :
(2)
По формулам (1) и (2) определяют мгновенное распределение ПС по группам. Среднее состояние парка ПС для любой j – й группы за отчетный промежуток времени определяется по формуле:
, (3)
где j= И, Д, рем, рез. т.г– индекс группы; Т- отчетный промежуток времени (сутки); - число единиц ПС в j– й группе в i– е сутки. -число единиц ПС в j– й группе за отчетный промежуток времени.
Состояние технической готовности и степень использования парка подвижного состава оценивают тремя коэффициентами:
- Коэффициентом технической готовности - αт.г
(4)
Этот коэффициент характеризует относительную степень готовности инвентарного парка ПС к движению.
- Коэффициентом выпуска - αв
(5)
Этот коэффициент характеризует полезное использование инвентарного парка ПС для работы на линии.
Расчетные коэффициенты выпуска определяются принятой системой ТО и Р, простоями подвижного состава в осмотрах и ремонтах и принятым коэффициентом резерва. Они составляют для троллейбусов 0,80 ...0,85, для трамвайных вагонов - 0,85...0,90. Фактические коэффициенты выпуска ПС значительно ниже (в среднем по РФ αв≈ 0,68. . ..0,75).
Коэффициентом полезной работы - αп.р
, (6)
где - средняя продолжительность работы ПС на линии за отчетный промежуток времени, машино-час; - среднесуточная продолжительность работы единицы ПС на линии за отчетный промежуток времени, час.
То есть коэффициент полезной работы это отношение фактически выполненного среднесуточного числа машино-часов за отчетный период к машино-часам, которые мог бы дать весь инвентарь подвижного состава при непрерывной работе в течение суток:
Коэффициент полезной работы характеризует интенсивность полезного использования ПС. Для трамвайно-троллейбусных предприятий (ТТУ) РФ он составляет 0,5...0,6.
Среднесуточная продолжительность работы единицы ПС на линии за отчетный промежуток времени- tcc
, (7)
где tiч– продолжительность работы ПС на линии в i– е сутки, час; - продолжительность работы ПС на линии за отчетный промежуток времени, час; - число единиц ПС находившихся на линии за отчетный промежуток времени.
Время пребывания ПС в движении в часах определяется путем суммирования всех часов нахождения трамвайных вагонов (троллейбусов) на линии за каждый день работы в отчетном году. Часы фактической работы ПС на линии учитываются с момента выпуска из депо на линию и до возвращения с линии в депо или в пункты отстоя ПС за вычетом фактического времени простоев, если оно превышает 10 минут, независимо от причин простоя и от того, предусмотрены они расписанием движения или нет.
Расчетная средняя эксплуатационная скорость Vэ
, (8)
где АНТ - фактический натуральный пробег ПС за отчетный промежуток времени, км
Показатель пробега пассажирского подвижного состава в натуральных километрах определяется путем суммирования количества километров, пройденных каждым пассажирским вагоном (троллейбусом) с момента выхода его из депо на линию и момента возвращения с линии в депо за каждый день отчетного периода.
Различают натуральный и проведенный пробег подвижного состава.
Натуральным называют фактически выполненный пробег подвижного состава в км, а приведенным — пробег подвижного состава, выраженный в долях пробега типового вагона по показателям вместимости, расхода электроэнергии на движение, и др.
При заданных эксплуатационных показателях Vэ и tcc могут быть рассчитаны:
1) Натуральный пробег ПС за расчетный промежуток времени
, км (9)
где - средний натуральный пробег единицы ПС за расчетный промежуток времени Т (при расчете среднегодового натурального пробега Т = 365).
2) Приведенный пробег ПС за расчетный промежуток времени
, км (10)
где п – число типов ПС в инвентарном парке; и - средний инвентарь ПС i-о типа за период Т и его средний за тот же период натуральный пробег на единицу ПС; - его коэффициент приведения.
Коэффициент приведения по вместимости
, (11)
где m и mi – соответственно вместимость единицы типового ПС и i-о.
Коэффициент приведения по расходу электроэнергии на движение
, (12)
где и – соответственно расход электроэнергии на движение единицы типового ПС и i-о. и т. д.
3) Продолжительность работы ПС на линии за год
, ч. (13)
Важным экономическим показателем работы предприятий ГЭТ является себестоимость перевозки пассажиров - Кэ,
, (14)
где П - общее количество перевезенных пассажиров определяется как отношение выручки В в рублях к тарифной стоимости проезда τП; Э - общие годовые затраты (включают в себя все виды затрат на эксплуатацию и ремонт подвижного состава, пути, системы электроснабжения, амортизационных отчислений и т.д).
Однако экономический показатель Kэ не дает экономической оценки качества работы ПС, что является его крупным недостатком.
Качество работы ПС на линии оценивается косвенными показателями: общим числом выбытий из эксплуатации (возвратов, простоев, опозданий при выпуске на линию) и потерями линейного времени от этих причин.
Среднее опоздание ПС при выпуске из депо за отчетный период Т – ρ0
, (15)
где τ0 – общая продолжительность задержки выпуска ПС из депо , ч.
Опозданиями считаются все случаи, когда: а) поезд вышел из депо позднее времени, предусмотренного расписанием; б) поезд отправлен с конечной станции с опозданием; в) возвращен в депо, не будучи пущенным в эксплуатацию; г) выход для поезда закрыт другим поездом, идущим с опозданием.
К простоям относятся все случаи, когда поезд, вследствие какой-либо неисправности потерял при работе на линии более 3 минут (но не более 1 ч) рабочего времени, если не требовался заказ из депо резервного поезда. Простои и опоздания менее 3 минут не учитываются.
Средний простой ПС за отчетный период Т – ρП
, (16)
где τП – общая продолжительность простоя ПС, ч.
Возвратами считаются: а) случаи выбытия поезда из движения раньше времени, предусмотренного расписанием по причине неисправности или других причин; б) простой на линии по причине неисправности свыше 1 часа; в) случай, когда поезд пришел на перерыв для осмотра, но после него на линию не вышел.
Средний возврат ПС за отчетный период Т – ρВ
, (17)
где τВ – общее время возврата ПС, ч.