Рынок товаров и факторов производства
Рынок товаров включает в себя:
Ø сети оптовой и розничной торговли, товарных бирж, аукционов, ярмарок, тарного и складского хозяйства, жилье, здания непроизводственного назначения, коммунальные услуги, аутсорсинговые компании, рекламные агентства;
Ø транспортную и информационную инфраструктуру;
Ø правовые нормы, регулирующие торговые сделки;
Ø государственные органами контроля качества и сертификации, организации защиты прав потребителей.
Рынок факторов производства (капитал, труд, земля):
Ø межгосударственные финансовые и налоговые органы, банки, страховые компании, фондовые и валютные биржи, инвестиционные, инновационные и венчурные фонды, аудиторские фирмы, рейтинговые агентства;
Ø биржи труда и центры занятости, органы регулирования занятости;
Ø земельные аукционы и тендеры, государственные кадастровые органы.
II. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЕ КОРПОРИРОВАНИЕ
По определению ООН, к транснациональным корпорациям(ТНК) относятся международно-оперирующие фирмы в двух или более странах, управляющие своими подразделениями из одного центра.
Первоначально (в 60-х годах) к ним причисляли компании с годовым оборотом более 100 млн. $ и с филиалами не менее чем в шести странах. Позже критерии стали менее жесткими.
Сейчас ООН считает транснациональными корпорации в том случае, если они имеют производственные ячейки не менее чем в двух странах, которые при этом взаимодействуют друг с другом, обмениваются ресурсами и ответственностью и проводят согласованную экономическую политику под руководством центра.
ТНКэто крупные производственные объединения, международные банки, телекоммуникационные, страховые и аудиторские компании, инвестиционные и пенсионные фонды.
Если малые и средние предприятия формируют конкурентную среду, придают производственным процессам гибкость, стимулируют внедрение инноваций, то ТНК создают в экономике стабильность и управляемость, обеспечивают широкомасштабное внедрение новых технологий и техники.
ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТНК
ТНК — это:
Ø свыше 50 % мирового объема производства;
Ø 25% мирового ВВП;
Ø 2/3 оборота мировой торговли;
Ø 30 % частного капитала;
Ø 80-95% патентов и лицензий.
Около40 % торговли происходит внутри ТНК по трансфертным ценам, формируемым не на основе спроса и предложения, а исходя из экономической политики материнской компании. Поэтому объем международной торговли – это скорее показатель интернационализации производства, а не уровня национального экспортного потенциала.
Из 100 главных экономик мира ½ приходится на ТНК, остальное - на государства.
ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ ТНК (по ОЭСР):
Ø быстрый рост расходов на создание инновационных продуктов;
Ø венчурный характер деятельности в области высоких технологий;
Ø возникновение при проведении крупномасштабных НИОКР побочных эффектов, для освоения которых нужны финансовые ресурсы, коллективный опыт и рынки сбыта.
ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ КОМПАНИЙ, ИНТЕГРИРУЕМЫХ В ТНК:
Ø повышение эффективности инновационной деятельности;
Ø высокая концентрация всех видов ресурсов;
Ø устранения барьеров входа на рынки;
Ø глубокая технико-технологическая кооперация;
Ø повышение устойчивости;
Ø широкие возможности для ускоренного обновления производства.
НЕДОСТАТКИ(см. картинку):
Ø полная или частичная потеря самостоятельности в вопросах проведения финансово-хозяйственной и производственно-сбытовой политики;
Ø сокращение размеров получаемой прибыли.