Рынки факторов производства. Отличие рынка факторов производства от рынка товаров и услуг

Рынок факторов пр-ва – рынок, где продаются труд, капитал, природные ресурсы. Это рынок экономических ресурсов, т.е. всех ресурсов, используемых в пр-ве товаров и услуг: 1. Природные ресурсы (земля и её недра, водные ресурсы). 2. Трудовые ресурсы (люди). 3. Средства пр-ва (оборудование, сырьё и др.), или производственный капитал. 4. Предпринимательская способность людей. Цены на факторы пр-ва определяются соотношением спроса и предложения. Особенности: 1. Спрос на факторы пр-ва и уровень их цен являются производными от потребительского спроса, т.е. отражает спрос на продукт, произведённый с помощью этих ресурсов. 2. Зависит от уровня цен на другие ресурсы. Это объясняется тем, что все экономические ресурсы взимосвязаны, не могут быть использованы раздельно. 3. Для собственников экономических ресурсов цена на них будет являться доходом. Цена природных ресурсов принимает форму ренты, цена труда – зарплата, цена производственного капитала - %, цена предпринимательского таланта – предпринимательский доход. Вводя дополнительный ресурс, фирма получает дополнительную продукцию и доход. Прирост дохода фирмы за счёт дополнительной единицы данного ресурса называется предельной доходностью данного ресурса. Ресурсы взаимозаменяемы, например, можно или внедрить более новую технику, или увеличить кол-во рабочих, занятых в пр-ве. Для выбора ресурсов надо учесть цену и предельный продукт, получаемый с помощью данного ресурса.

1. Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений. Кривая безразличия и бюджетная линия.

2. Эффект замещения и эффект дохода.

3. Равновесие рынка. Равновесная цена. Нарушение равновесия.

4. Роль процентной ставки на рынке вещественных факторов.

5. Предмет и метод экономической теории.

6. Теории фирмы: традиционная, поведенческая, эволюционная.

7. Сущность фирмы и виды предприятий.

8. Кругооборот капиталов, основной и оборотный капитал.

9. Преимущества и недостатки рынка. Функции государства в рыночной экономике.

10. Основные направления антимонопольной политики.

11. Эластичность спроса.

12. Положительное и отрицательное влияние внешних эффектов.

13. Эволюция представлений о предмете экономической теории.

14. Сущность издержек и прибыль. Экономический и бухгалтерский подход.

15. Экономические объекты. Экономические блага и ресурсы.

16. Монополистическая конкуренция и ее принаки.

17. Место собственности в экономической системе. Экономические и социальные формы реализации собственности.

18. Рынки несовершенной конкуренции: чистая монополия и монополистическая конкуренция.

19. Предложение и величина предложения.

20. Спрос и предложение на рынке труда.

21. Экономическая система. Виды экономических систем.

22. Равновесие совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

23. Теория стоимости и теория предельной полезности.

24. Понятие общего, среднего и предельного продукта.

25. Товарное производство и его эволюция.

26. Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Положительный и отрицательный эффект масштаба.

27. Полезность, общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности.

28. Предпринимательский доход и его составляющие.

29. Эластичность предложения.

30. Рынок земли, особенности спроса и предложения.

31. Экономические субъекты и их взаимодействие.

32. Признаки чистой монополии. Максимизация прибыли.

33. Общественные блага и их особенности.

34. Рынок капиталов и его равновесие.

35. Основные проблемы экономической организации общества. Кривая производственных (или производительных) возможностей.

36. Понятие краткосрочного и долгосрочного периода. Издержки фирмы в краткосрочном периоде.

37. Экономические законы, их система и особенности действия.

38. Олигополия и ее место в рыночной экономике.

39. Капитал, его сущность и виды.

40. Равновесие совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

41. Деньги: сущность и функции. Особенности современных денег.

42. Понятие и основные черты совершенной конкуренции.

43. Сущность рынка и механизм его функционирования.

44. Спрос и величина спроса. Закон спроса.

45. Рынки факторов производства. Отличие рынка факторов производства от рынка товаров и услуг.

Наши рекомендации