Создание атомного оружия в США
В начале июня 1945 г. резидентуре удалось восстановить связь с Клаусом Фуксом. От него была получена подробная документация по устройству атомной бомбы. К. Фукс проинформировал агента-связника, а через него советскую разведку о предстоящем примерно 10 июля 1945 г. первом испытании атомной бомбы.
Поэтому, когда 24 июля 1945 г. Трумэн проинформировал Сталина о создании в США нового оружия большой разрушительной силы и своем намерении применить его против Японии, Сталин не проявил никаких эмоций. Он уже имел необходимую информацию от советской внешней разведки.
Это, конечно, был большой успех разведки в США. Но, несмотря на то, что Трумэн предупредил Сталина о предстоящей бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, резидентуре не удалось получить упреждающей информации на этот счет. О бомбардировках она узнала не от своей агентуры, а из пресс-конференции генерала Маршалла 7 августа 1945 г.
Руководитель внешней разведки генерал Павел Фитин писал в рапорте на имя В. Меркулова: "Практическое применение американцами атомной бомбы... открывает новую эпоху в науке и технике и, несомненно, повлечет за собой быстрое развитие всей проблемы "Энормоз"... Все это ставит "Энормоз" на ведущее место в нашей разведывательной работе и требует немедленных мероприятий по усилению технической разведки".
19 сентября 1945 г. Г. Голд в очередной раз встретился с К. Фуксом. Помимо технических данных по атомной бомбе К. Фукс передал копию меморандума, подготовленного ассоциацией ученых Лос-Аламоса американскому правительству. Ученые, с тревогой говоря об атомном оружии как о "сверхразрушительном средстве ведения войны", настаивали на необходимости создания международной организации для контроля над использованием атомной энергии и предлагали ознакомить другие страны с секретами ее получения.
Меморандум ученых подчеркивал, что через несколько лет и другие страны будут производить атомное оружие и что их соревнование в этой области даст самые бедственные результаты. Как всегда, они были правы, однако американская администрация, получившая в свои руки колоссальную "дубинку", не собиралась делиться секретами ни с кем, даже с Великобританией, несмотря на достигнутые ранее договоренности на этот счет.
Провал К. Фукса
Встречи агента-связника с К. Фуксом в США носили эпизодический характер. До осени 1946 г. внешняя разведка не имела с ним связи после возвращения ценнейшего источника информации по "Энормозу" в Лондон. В сентябре 1947 г. в Лондон на должность заместителя резидента по линии научно-технической разведки прибыл А. Феклисов, которому было поручено восстановить связь с К. Фуксом.
В конце того же месяца А. Феклисову удалось восстановить контакт с ученым и получить от него информацию о работе по "Энормозу" в Англии и предстоящей конференции американских и английских ученых-атомщиков в США, участником которой он был. Резидентура сделала вывод о том, что английские власти по-прежнему доверяют К. Фуксу, несмотря на его коммунистическое прошлое.
На этой же встрече К. Фукс разъяснил А. Феклисову принцип устройства водородной бомбы, над которой работали в Чикагском университете Ферми и Тейлор.
К. Фукс принял участие в конференции американских и английских ученых в ноябре 1947 г. и собрал ценные сведения по конструкции различных бомб, включая водородную, которые передал по возвращении в Лондон А. Феклисову. Казалось, ничего не предвещало провала столь ценного источника информации по "Энормозу". Однако в апреле 1948 г. Центр получил информацию о провале источника, привлекшего К. Фукса к сотрудничеству с внешней разведкой. Положение самого же К. Фукса пока было нормальным. В июле 1947 г. он вышел на очередную встречу с А. Феклисовым, которому сообщил о работах англичан по созданию атомного реактора.
Однако тучи над К. Фуксом постепенно сгущались. В 1946 г. в связи с предательством одного источника информации резидентуры внешней разведки в США и Игоря Гузенко в Канаде разведывательная деятельность в Америке была полностью прекращена. ФБР произвел аресты американцев, оказывавших помощь советской внешней разведке.
В феврале 1950 г. был арестован Г. Голд, поддерживавший контакт с К. Фуксом во время его поездок в США. 3 февраля того же года лондонская резидентура проинформировала Центр о газетных сообщениях об аресте К. Фукса, которому предъявлено обвинение в "передаче врагу" информации по "Энормозу". Эта информация была доложена непосредственно Сталину.
Анализируя причины провала К. Фукса, работники Центра Л. Квасников и А. Раина пришли к выводу, что он связан с его пребыванием в США. В дальнейшем было установлено, что после взрыва 29 августа 1949 г. советской атомной бомбы ФБР начало интенсивные поиски лиц, причастных к утечке атомных секретов. Связник К. Фукса Гарри Голд вновь был вызван на допрос. Несмотря на то, что он отрицал свое знакомство с К. Фуксом, ФБР произвело негласный обыск в его квартире, где агенты обнаружили план г. Санта-Фе, на котором карандашом было помечено место встречи Голда с Фуксом.
На очередном допросе, используя неопровержимые улики, сотрудники ФБР заставили Г. Голда сознаться в сотрудничестве с советской разведкой и контакте с К. Фуксом. Директор ФБР Э. Гувер доложил президенту Трумэну, что источником утечки атомных секретов является английский ученый Клаус Фукс, который во время его командировок в США передавал советским агентам секретные материалы по "Энормозу".
Эти сведения были переданы английской контрразведке МИ-5. В сентябре 1949 г. премьер-министр Великобритании Эттли дал указание приступить к допросам ученого, не отстраняя его от работы в Харуэлле. Ставка делалась на то, что коллеги К. Фукса окажут на него психологическое воздействие. Этот расчет оказался правильным. Находясь в тяжелом морально-психологическом состоянии и понимая, что Гарри Голд его выдал, К. Фукс подтвердил свое сотрудничество с советской внешней разведкой и факт передачи ей секретных материалов по "Энормозу".После письменного признания 2 февраля 1950 г. он был арестован. 1 марта 1950 г. в центральном уголовном суде Олд Бейли состоялся судебный процесс над К. Фуксом. В последнем слове К. Фукс признал свою вину. Суд приговорил его к 14 годам тюремного заключения.
После суда над К. Фуксом комиссия Конгресса США по атомной энергии поручила Э. Гуверу представить ей полные тексты признаний К. Фукса. После их тщательного анализа комиссия пришла к выводу о том, что он передал Советскому Союзу не только результаты научно-исследовательских работ, но и подробные сведения по практическому созданию урановой и плутониевой бомб.
По оценке американских ученых, информация К. Фукса помогла Советскому Союзу сократить срок создания атомного оружия от трех до десяти лет и опередить США по созданию водородного оружия.