Непрерывное совершенствование бизнес-процессов»

Совершенствование бизнес-процессов имеет первостепенное значение для предприятий, желающих сохранить конкурентоспособность на рынке. В течение последних 10-15 лет компании вынуждены совершенствовать свои бизнес-процессы, потому что клиенты требуют все лучших товаров и услуг. А если не получают от поставщика желаемого, могут выбирать из многих других (отсюда и конкуренция среди предприятий).

На рисунке 4.2 ниже показаны основные этапы улучшения бизнес-процессов. Начинаем с составления описи того, что имеем на сегодняшний день; решаем, как оценивать процесс исходя из потребностей клиента; выполняем процесс, оцениваем результаты, а затем на основе полученных данных выясняем возможности для улучшений. Вносим изменения и анализируем новый процесс. Этот цикл повторяется раз за разом и называется «непрерывным совершенствованием процессов», «совершенствованием бизнес-процессов», «функциональным совершенствованием процессов» и т. д.

 
  Непрерывное совершенствование бизнес-процессов» - student2.ru

Рис.4.2.

Реинжиниринг

Приведенная выше модель совершенствования бизнес-процессов эффективна для постепенных, накопительных улучшений. Однако за последние 10 лет в силу ряда причин возникла необходимость ускорить эту работу. Наиболее очевидная причина – технологическая. Современные технологии (например, Интернет) стремительно открывают новые возможности, тем самым поднимая планку соревнования и требуя коренного улучшения бизнес-процессов.

Другая очевидная тенденция – увеличение открытости мировых рынков и объема свободной торговли. На рынок приходит все больше компаний, ужесточается конкуренция. Серьезные перемены нужны уже лишь для того, чтобы не сдать позиции. Для многих предприятий это буквально вопрос жизни и смерти. Таким компаниям требуются не постепенные изменения, а прорыв, и немедленно. Редкое предприятие может позволить себе роскошь постепенных преобразований. Один из новых методов стремительно менять и существенно улучшать бизнес-процессы – реинжиниринг (Business Process Reengineering – BPR).

BRP по своей философии отличается от постоянного совершенствования процессов. В своей радикальной форме он вообще не берет в расчет существующие процессы: раз они не работают, значит испорчены – забудь о них и начни сначала. Такой подход «с чистого листа» позволяет отстраниться от настоящего и сосредоточиться на будущем, задать себе вопрос: как должен выглядеть процесс? Каким хотели бы его видеть мои клиенты? Каким хотели бы его видеть другие сотрудники? Как это делают первоклассные компании? Чего мы могли бы достичь с помощью новой технологии?

 
  Непрерывное совершенствование бизнес-процессов» - student2.ru

Такой подход изображен на рис.4.3: сначала задается объем и цели проекта по реинжинирингу, затем проходит процесс обучения. На этой базе можно выстроить перспективу и разработать новые бизнес-процессы. Определив, «как надо», можно создать план действий исходя из разницы между существующими процессами, технологиями и структурами и теми, которых нужно достичь. В дальнейшем все зависит от реализации.

Рис.4.3.

Таким образом, существуют два полярных способа улучшить бизнес-процессы: непрерывное усовершенствование и реинжиниринг. Разница между ними в том, чтo принимается за основу (существующий процесс или «чистый лист»), а также в величине и скорости итоговых изменений.

Со временем эти две крайности, то есть постепенное улучшение и реформа «скачком», дали много производных. Все они – попытка решить проблему глобальных преобразований на предприятии. Трудно найти единый подход, точно отвечающий конкретным требованиям компании. Задача состоит в том, чтобы понять, какой метод в каком случае выбрать и как применить, чтобы достичь искомого результата.

Наши рекомендации