Государственные программы информатизации общества
Федеральная целевая программа «Электронная Росссия (2002-2010 годы)». ФЦП "Электронная Россия" реализовывалась с 2002 по 2010 гг. в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".[53]
Первая редакция ФЦП "Электронная Россия" была утверждена правительством в 2002 году. Главными целями проекта являлись развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в области государственного управления, а также совершенствование законодательства в сфере информационно-коммуникационных технологий, развитие системы подготовки специалистов по информационно-коммуникационным технологиям, создание электронной торговли и многое другое.
В последующие 9 лет на ее реализацию из федерального бюджета планировалось выделить 39 млрд рублей. Однако программа забуксовала. Представители различных министерств и ведомств не раз высказывали в СМИ мнение, что задача программы - слишком глобальна: построение в России информационного общества требует не менее глобальной информатизации, повышения компьютерной грамотности населения, бюджетоемких научных исследований.[44]
В 2006 году ФЦП «Электронная Россия» претерпела существенные изменения. Произошла смена курса: от проведения «информатизации ради информатизации» к объединению и эффективному использованию информационных систем. Федеральная программа стала напрямую связана с административной реформой, стала одним из основных инструментов ее реализации. Программа была направлена на улучшение государственного управления посредством внедрения электронного правительства.
Программа ставила перед собой выполнение следующих задач:
· повышение качества и эффективности государственного управления;
· расширение возможности доступа граждан к информации;
· обеспечение защиты и безопасности данных;
· устранение дублирования сбора данных;
· повышение оперативности предоставления государственных услуг;
· повышение уровня подотчетности органов власти гражданам;
· придание официального статуса электронным формам обмена;
· повышение эффективности управления органов государственной власти внедрением информационно-коммуникационных технологий;
· повышение уровня квалификации и профессиональной подготовки работников органов государственной власти в сфере использования информационно-коммуникационных технологий.[51]
В Программе предусматривалось реализация мероприятий по следующим основным направлениям: формирование стандартов и рекомендаций в сфере использования информационных и коммуникационных технологий в государственном управлении. Целью направления являлось формирование единой системы организационно-технических норм, требований, принципов, регламентов и методических материалов, обеспечивающих эффективное создание и согласованное развитие государственных информационных.
Обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия на основе информационных и коммуникационных технологий и интеграция государственных информационных систем. Обеспечение эффективности взаимодействия органов государственной власти с населением и организациями на основе информационных и коммуникационных технологий.
Создание информационных систем, поддерживающих предоставление юридически значимой и справочной информации и непосредственно самих государственных услуг, в том числе с использованием сети Интернет. Внедрение информационно-аналитических систем управления деятельностью органов государственной власти, в целях создания условий для оперативности повышения качества подготовки управленческих решений.
Создание типовых программно-технических решений поддержки деятельности органов государственной власти. Повышение эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти путем централизованного создания, развития и последующего тиражирования программно-технических решений.
Управление реализацией мероприятий Программы. Достижение планируемых результатов ее реализации, определение механизма реализации Программы, включая порядок взаимодействия органов государственной власти, ответственных за ее реализацию.[39] Планировалось, что в итоге реализации программы произойдет повышение эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти на 10%, снижение затрат органов государственной власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне на 25%, снижение количества вынужденных обращений граждан в органы государственной власти для получения государственных услуг и необходимого времени ожидания на 10%.[45]
Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002-2010 годы), в процессе реализации претерпела существенные изменения. От реализации задач в сфере повышения эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распределения информационно-коммуникационных технологий перешла к реализации задач в сфере повышения качества и эффективности государственного управления на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти информационных и коммуникационных технологий, расширения возможности доступа граждан к информации для реализации своих конституционных прав.
Основным направлением программы стало построение электронного правительства. Из бюджета на нее фактически было потрачено менее 21 млрд. руб.Результатом реализации программы является появление единого портала госуслуг, который позволяет гражданам взаимодействовать с государственными органами в электронной форме. Планируется, что к концу этого года реестр федеральных госуслуг расширится до 17 тыс. наименований. На базе "центрального" решения в Республике Бурятия был создан региональный портал - #"justify">В последнее время совершен технологический прорыв, но, по-прежнему, сохраняется неравенство в доступе к информации и информационно-коммуникационным технологиям различных групп населения и регионов. Или так называемое «цифровое неравенство», которое все более превращается в фактор, тормозящий социально-экономическое развитие общества.[17,c.132]
Часть денег "Электронной России" ушло на преодоление цифрового неравенства. В частности, были разработаны инфоматы, которые позволяют гражданам общаться с государством в электронной форме даже без компьютеров. Планируется к 2014 году ввести в строй 15 тыс. подобных устройств - сейчас их всего 500. Через инфомат можно зайти на сайт госуслуг и получить их в электронной форме.
Однако со временем планируется расширить функциональность инфоматов, добавив в них возможность платного совершения телефонных и видеозвонков, а также подключения к Интернету по технологии Wi-Fi. Не исключено, что дальнейшее финансирование расширения сети инфоматов будет сделано из фонда универсальной услуги, поскольку инфоматы также будут предоставлять гражданам доступ к Интернету и телефонные услуги.В рамках разработки системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) с протоколами обмена данными между ведомственными информационными системами были выработаны общие форматы представления документов, протоколы их обмена и утверждения. Была создана единая система доверия государственных органов, которая позволяет использовать электронную цифровую подпись (ЭЦП) для проверки подлинности документов.
Это дает возможность ведомствам запрашивать данные из смежных информационных систем без участия самих граждан. Элементом системы общения с государством также является аутентификация на базе электронной подписи. В частности, для обращения за госуслугами на портал нужно вначале получить эту самую электронную подпись. Для ее хранения разрабатывается универсальная карта гражданина РФ. Правда, далеко не для всех услуг будет необходима квалифицированная электронная подпись - сейчас Минкомсвязи готовит список услуг, для которых можно использовать более простые варианты аутентификации, предусмотренные недавно принятым законом "Об электронной подписи".
С новым законом связано и еще одно нововведение - личный кабинет юридического лица. Если в старом законе об ЭЦП подписывать документы мог только конкретный человек, то в законе "Об электронной подписи» появилась возможность выдать электронную подпись на юридическое лицо. [39]
Программа "Электронная Россия", вызвавшая так много критики со стороны профессионального сообщества, завершена, и на смену ей приходит новая - "Информационное общество».
Все же на данный момент можно сказать, что программа «Электронная Россия» провалена, большинство населения о ней даже не слышала. К тому же Счетная палата РФ и Генеральная прокуратура РФ проверяет траты на ФЦП «Электронная Россия». Разработка и внедрение типовых программных решений для органов государственной власти в рамках программы носили единичный характер.
Закупка и внедрение программного обеспечения для государственных нужд производилась без учета необходимости стандартизации форматов и протоколов обмена данными, вследствие чего возникают несовместимость программно-технических решений и невозможность обмена данными между различными госорганами.