Материал для развития навыков
РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ, АКТИВИЗАЦИИ
ЛЕКСИКОНА, СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ
Используются детские стихотворения, потешки для совершенствования подражания, активизации простых слов в лексиконе, формирования слоговой структуры. Лучше заучивать с детьми подобный речевой материал, сочетая произнесение с движениями. Основной текст произносит взрослый, ребенка стимулируют к произнесению звукоподражаний, звуковых жестов и простых слов.
1. Ой, как живот болит! Ой, ой, как меня тошнит! Ой, мы яблок не хотим! Мы хвораем, Том и Тим.
2. Поезд мчится и грохочет, тук-тук-тук (2 раза); Машинист во всю хлопочет, чух-чух-чух (2 раза). Поезд мчится под горой, тук-тук-тук (2 раза); Для детей вагон второй, чух-чух-чух (2 раза). Поезд мчится вдоль полей, тук-тук- тук (2 раза); Эй, цветы водой полей, чух-чух-чух (2 раза).
Поезд мчится темным лесом, тук-тук-тук (2 раза).
В гости едет к нам профессор, чух-чух-чух (2 раза).
3. Гуси! Гуси! Га-га-га! Есть хотите? Да-да-да!
4. Би-би-би, — гудит машина. Не поеду без бензина!
5. Ква-ква-ква, кричит лягушка. Ку-ку-ку, кричит ку-кушка.
6. Белые гуси вышли на луга. Закричали гуси: «Га-га- га!».
7. Цып-цып-цып, цыплятки. Есть водица в кадке.
8. Динь-дон! Динь-дон! В переулке ходит слон. Старый, серый, сонный слон. Динь-дон! Динь-дон!
9. Тук-тук-тук-ток! Бей покрепче, молоток!
10. Дон-дон! Дон-дон! Загорелся кошкин дом!
11. Ахи-ахи-ахи-ох! Маша сеяла горох!
12. Я хомячок (ням-ням),
Я ем зерно (ням-ням),
Живу я там (ням-ням),
Где есть оно (ням-ням).
13. Тили-тили-тили-тили! Три козы траву косили!
14. Мяу-мяу, кот пищит. У него живот болит (ребенок поглаживает живот).
15. К нам домой пришла лягушка, / разбросала все игрушки, / Оглядела кавардак, и сказала тихо: «Ква...»
16. Ежик ножками туп-туп! Ежик глазками луп-луп! Слышит ежик — всюду тишь. Чу, скребется в листьях мышь!
Слушая стихотворные тексты с повторяющимися элементами, ребенок может начать повторять их.
Во время прыжков на гимнастическом мяче можно проговаривать.
Шел старик дорогую, дорогую, дорогую,
Нашел козу безрогую, безрогую, безрогую,
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
А коза бодается, бодается, бодается,
А старик ругается, ругается, ругается.
Во время купания в море можно подпрыгивать вместе с ребенком, произнося текст.
Кошка шла, шла, шла,
Рыбку нашла,
Села, поела
И дальше пошла.
Маша шла, шла, шла,
Сушку нашла,
Села, поела
И дальше пошла.
Совместное с ребенком чтение стишков, где ребенку нужно закончить последнее слово «в рифму» стимулирует ребенка к произнесению всего последнего слова или конечного слога. Необходимо читать стишки с высокой степенью экспрессии. Подсказывая ребенку слова, которые ему нужно произнести, можно показывать ему картинки.
1. Не послушал зайка папу, отдавили зайке …(лапу).
2. Нам темно. Мы просим папу нам включить поярче... (лампу).
3. Где весною было пусто, летом выросла…(капуста).
4. Эй, давай играть в футбол! Забивай в ворота ...(гол)!
5. Доски на гору везем, будем строить новый ...(дом).
6. Мишка плачет и ревет: просит пчел, чтоб дали ... (мед).
Приложение 3
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА И ИГРУШЕК
ДЛЯ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ
Звукопроизносительная сторона речи:
— наборы шариков марблс, пуговиц, природных камней, шишек, ракушек и т.п. для формирования слоговой структуры слова и звукопроизношения;
— индивидуальное логопедическое зеркало необычной формы, оформленное в «сказочной манере»;
— песочные часы (как элемент внешнего контроля);
— массажеры и приспособления для артикуляционного и массажа пальцев рук: прищепки, суджок, зубочистки и т.п.;
— «музыка ветра», натуральные перья и пух, свистульки, губная гармошка, фигурные свечи и т.п. для формирования речевого выдоха.
Лексическая сторона речи:
— рамки-вкладыши соответственно лексическим темам;
— кубики с изображениями соответственно лексическим темам;
— наборы мелких предметов и игрушек для игр, типа «Чудесный мешочек»;
— муляжи овощей, фруктов и т.п., изготовленные из различных материалов (резиновые, тканные, вязанные, пластмассовые, деревянные и т.п.);
— игры типа «Пальцеход» с пуговицами в соответствии с лексическими темами;
— домино и лото в соответствии с лексическими темами.
Грамматическая сторона речи:
— сюжетные пирамидки, рамки-вкладыши, объемные паззлы для закрепления предлогов;
— счетный природный материал для формирования грамматических обобщений согласования;
— компьютерные презентации, демонстрирующие предлоги, множества в форме динамической наглядности;
— конструкторы сказок для закрепления предлогов, простой фразы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алябьева Е. Л. Психогимнастика в детском саду. —М.: ТЦ «Сфера», 2003. — 88 с.
2. Битова A.JI. Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно- практический сборник. — М.: Центр лечебной педагогики, 1999. — Вып. 2. — С. 44-52.
3. Богина Т.И., Куркина И.Б., Сагайдачная ЕЛ. Современные методы оздоровления дошкольников. — М.: МИПКРО, 2001. —64 с.
4. Вальдес Одриосола М.С. Арттерапия в работе с под- ростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод, пособие. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 63 с.
5. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. - М.: Просвещение, 1987.
6. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая по- мощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. — М.: Книголюб, 2004. —104 с.
7. Вренева Е.П. Использование компьютерных технологий в работе коррекционного педагога ДОУ/Организация и содержание образования детей с нарушениями развития. Тезисы Международной научно- практической конференции. 25-27 июня 2008 года. Часть II. — М., 627 с.
8. Грибова О.Е. Что делать если Ваш ребенок не говорит. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 48 с.
9. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 64 с.
10. Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. — М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997. - 88 с.
11. Кисилева М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. —160 с.
12. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. — М.: Аркти, 2007. — 80 с.
13. Кузьмина Н. И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. —М., 1977.
14. Лалаева Р., Серебрякова Н. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвтием речи. — СПб.: Союз, 2001. — 224 с.
15. Лалаева Р.Ж., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. Логопедия в таблицах и схемах. — М.: Парадигма, 2009. —216 с.
16. Ларина О.Л. Использование компьютерной программы «Восстановление речи» в процессе восстановительного обучения больных с очаговыми поражениями мозга / Организация и содержание образования детей с нарушениями развития. Тезисы Международной научно-практической конференции. 25-27 июня 2008 года. ПШ — М, — С. 315-321.
17. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание отклонениями в развитии: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛА- 120бЗ. — 408 с.
18. Метиева Л А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений. —М.: Книголюб, 2008. —128 с.
19. Методика раннего развития Вальдорфской школы: от 0 до 7 лет / Авт.-сост. Л.И. Головина. — М.: Эксмо, I 2009. IS 224 с.
20. Могилева В.Н. Психофизиологические особенности до- школьника и их учет в работе с компьютером. — М.: Академия, 2007. — 240 с.
21. Нестерюк Т.В. Психосоматическая гимнастика. — М.: Книголюб, 2006. — 24 с.
22. Николаевский В.В. Ароматерапия. — М.: Медицина,2000. —336 с.
23. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. — М.: Теривинф, 2007. — 107 с.
24. Орлова Д. Большая книга Монтессори. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК; Владимир: ВКТ, 2008. —185 с.
25. Попова Е.Ф. Использование компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи /Организация и содержание образования детей с нарушениями развития. Тезисы Международной научно-практической конференции. 25-27 июня 2008 года. Часть II. — М.—С. 418-421.
26. Практическое руководство по использованию логопедического тренажера «Дельфа-142». — М., 2005.
27. Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 150 с.
28. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор.алалией) / Е.Ф. Соботович. — М.: Классик стиль, 2003. —160 с.
29. Сударикова С.Л. Организация учебного процесса с использованием новых информационных технологий обучения. /Организация и содержание образования детей с нарушениями развития. Тезисы Международной научно-практической конференции. 25-27 июня 2008 года. Часть II. — М.—С. 505-510.
30. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолоа, педагога и логопеда. — СПб.: Речь, 2006. — 102 с.
31. Тураносов Э.Д., Тураносова Е.Н. Использование информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. /Организация и содержание образования детей с нарушениями развития. Тезисы Международной научно-практической конференции. 25—27 июня 2008 года. Часть II. — М., С. 1 531-534.
32. Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях / Л.В. Шаргоская. — М.: Теревинф, 2006.
33. Янушко Е.Л. Игры с аутичным ребенком. Установление контактов, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. —М.: Теривинф, 2004. —136 с.
Учебное издание
Лынская Марианна {Ильинична
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Пособие для педагога-дефектолога
Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага офсетная.
Усл. печ. л. 8,0. Тираж 3000 экз. Заказ № 7387.
ООО «Юкод»
115598, Москва, ул. Липецкая, д. 13, оф. 41.
Тел. 8(495)755-64-26