Дидактический материал по формированию навыков связной речи

В среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересует не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы.

Художественная литература является универсальным развивающее образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду.

В среднем дошкольном возрасте, когда речевая активность детей возрастает, расширяются возможности в обучении их составлению рассказов по картине. При этом мы преследуем такие цели, как понимание ее содержания, формирование умения связно описывать изображенное, активизация и расширение словаря, совершенствование грамматического строя речи. Обучение рассказыванию должно строиться на естественной потребности ребенка высказаться, что-то сообщить слушателям. Очень важно, чтобы дети испытывали радость и удовольствие от этой деятельности.

Педагог может использовать различные приемы обучения, опираясь нате речевые навыки, которые уже сформированы у детей. В начале учебного года можно использовать приемы пропедевтического (предваряющего) обучения. Например, предложить детям лишь закончить рассказ, начатый педагогом, или описать место действия по плану, предложенному педагогом.

Дети средней группы способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений и понимать некоторые особенности формы, выражающей содержание, то есть могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь, то есть замечают ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строчек. Надо обращать внимание детей на особенности жанров, тогда они будут глубже осознавать художественные достоинства литературных произведений.

Используя художественные тексты как готовый культурный материал, воспитатель выступает проводником детей в миры, создаваемые книгой, и в то же время не остается безучастным исполнителем, а как партнер вместе с детьми удивляется, восхищается, огорчается, предвосхищает возможные коллизии - сопереживает персонажам в происходящих с ними событиях.

Нами был разработан комплекс занятий по формированию связной стороны речи средних дошкольников средствами художественной литературы. Занятия были направлены на активизацию и обогащение словаря средних дошкольников (см. табл. 2.1.).

Таблица 2.1.

Комплекс занятий по формированию связной стороны речи средних дошкольников средствами художественной литературы

Тема занятия Цель
11. Т. Александрова,, Домовенок Кузька” (чтение). Познакомить с творчеством Т. Александровой; развивать умение выражать свои эмоции при прочтении сказки новым литературным произведением Т. Александровой,, Домовенок Кузька”
22. П. Бажов,, Серебряное копытце" (рассказывание). Учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас.
33. А. Фет ,, Кот поет, глаза прищуря…” (чтение). Развивать умение выражать положительные эмоции (интерес, радость), при прочтении стихотворения А. Фета.
44. И. Суриков,, Вот моя деревня”. Познакомить с творчеством И. Сурикова. Учить внимательно слушать, высказывать свое отношение к содержанию; закрепить знания потешек и народных песенок о природе
55. Б. Жидков,, Как я ловил человечков” (чтение). Развивать умение выполнять пересказ содержания отрывка художественного текста; формировать нравственные убеждения.
66. Заучивание стихотворения С. Есенина,, Береза”. Познакомить детей со стихотворением С. Есенина,, Береза”, активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, раскрыть авторское отношение к природе, пополнять словарный запас воспитывать чувство прекрасного.
77. К. Паустовский,, Кот-ворюга” (чтение). Развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся; воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным, умение сопереживать, образное восприятие и представление; продолжить формирование умения кратко пересказывать текст по опорным картинкам и словам.
88. Л.Н. Толстой,,, Косточка” (чтение рассказа) Познакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого; обогащать словарный запас детей, развивать умение выражать свои эмоции при прочтении литературного произведения.
99. Составление рассказа-рассуждения на тему,, Как можно пожалеть” Развивать устную речь; умение развивать свою фантазию и выражать свое мнение
110. А. Пушкин,, У лукоморья дуб зеленый…” (отрывок из поэмы, Руслан и Людмила”, чтение). Познакомить с биографией и произведениями А.С. Пушкина; расширить словный запас детей, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина


Воспитательно-образовательное значение каждого занятия определяется правильным отбором программного содержания, хорошей организацией, подготовкой воспитателя, наличием соответствующего оборудования и изобразительных материалов, четким руководством деятельностью детей. Полноценная учебная или творческая деятельность детей на занятии зависит от качества всей предшествующей работы, а также от подготовки их к данному конкретному занятию.

Анализ занятия №3 А. Фет,, Кот поет, глаза прищуря…” (чтение).

Данное занятие было использовано как основа для развития умения выражать положительные эмоции (интерес, радость), а также для создания благоприятных, дружеских условий. При помощи знакомства с стихотворением А. Фета,, Кот поет, глаза прищуря…”.

Поставленные перед детьми цели, данного занятия, были преподнесены в понятной для дошкольников форме, которые способствовали формированию положительных эмоций, интереса к художественной литературе. Все цели соответствовали содержанию занятия, а также возрасту воспитанников.

Структура занятия: основой организационного момента является сюрпризный момент, кот из стихотворения пришел в гости к ребятам.

Основная часть составляет чтение и анализ стихотворения. Следующим этапом была физкультурная минутка, котенька - коток.

Заключительная часть занятия состояла в том, что ребята делились впечатлениями от встречи с котом, и стихотворении, которое он поведал.

На протяжении всего занятия все действия были направлены на активность и заинтересованность детей, их эмоции и впечатления. Так же была реализована стратегия сотрудничества детей, их раскрепощение. В ходе занятия были использованы как индивидуальные, так и групповые виды работы детей.

В заключении можно отметить, что общая атмосфера занятия была позитивной и расслабляющей.

Анализ занятия № 6.

Заучивание стихотворения С. Есенина,, Береза”.

Данное занятие было использовано с целью обучения детей умению заучивания стихотворений, развития памяти, оно способствовало развитию словаря, чувственного восприятия художественного слова, способствовало образному восприятию стихотворения, воспитывало чувство прекрастного. Цели были подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей. Также стоит отметить, что стихотворение С. Есенина, легко воспринимается и запоминается детьми.

Структура занятия: организационный момент был начат с рассматривания портрета автора и березы.

Основная часть состояла с чтения стихотворения в ходе чтения и заучивания стихотворения С. Есенина,, Береза”, дети внимательно слушали, обсуждали после чего с удовольствием приступили к заучиванию стихотворения. По окончанию, мы вместе рассказали стихотворение. Наблюдалось большое количество положительных эмоций, так как в ходе прогулок с детьми мы закрепляли знания о деревьях, цветах, растущих на территории детского сада. Детям понравилось стихотворение, они с удовольствием повторяли его после занятия.

Анализ занятия №10 А. Пушкин,, У лукоморья дуб зеленый…” (отрывок из поэмы ,,Руслан и Людмила”, чтение).

Данное занятие было использовано с целью ознакомления детей с биографией и произведениями А.С. Пушкина; расширить словный запас детей, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина. Все цели соответствовали содержанию занятия, а также возрасту воспитанников.

Структура занятия: основой организационного момента является беседа о творчестве Пушкина, обсуждении знакомых уже детям его произведений.

Основная часть составляет знакомство с биографией А С Пушкина, просмотр иллюстраций к его сказкам. Чтение отрывка из поэмы ,,Руслан и Людмила”, ,, У лукоморья дуб зеленый…”.

Заключительная часть занятия состояла в том, что ребята делились впечатлениями, от прослушанного стихотворения.

На протяжении всего занятия все действия были направлены на активность и заинтересованность детей, их эмоции и впечатления. В ходе занятия были использованы как индивидуальные, так и групповые виды работы детей.

В заключении можно отметить, что общая атмосфера занятия была позитивной и расслабляющей, дети, по их словам были,, В гостях у сказки ”.

При организации работы, я старалась развить такие педагогические качества, как индивидуальный подход, гуманность, использование наглядного материала, эмоционально насыщенная речь, доброжелательное отношение к детям, творческий потенциал.

В процессе подготовки и организации занятия ставила перед собой цель, своевременно поощрять детей, придерживаться индивидуального подхода в сочетании с коллективной работой. Использовала множество наглядного материала, свою работу старалась строить опираясь на принципы гуманности и с использованием творческого потенциала, старалась чтоб речь была правильной, грамотно построенной и эмоциональной.

Комплексная работа была направлена на формирование связной стороны речи средних дошкольников средствами художественной литературы. Художественные произведения были подобраны в соответствии с возрастными особенностями и программой обучения и воспитания средних дошкольников.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что чем разнообразнее художественные произведения, читаемые детям, чем более они насыщенны метафорами, эпитетами, имеют больше новых для детей слов, тем более разнообразным и объемным будет словарь детей, тем красочней и грамотней будет их речь, это обеспечит в дальнейшем успехи при поступлении в школу и в повседневной жизни, и чем больше в дошкольном возрасте мы приобщим детей к литературе, тем больше они будут любить ее в дальнейшем.

Выводы по 2 главе

Итак, на основе всего вышеизложенного заключим, что:

В среднем дошкольном возрасте у детей, усиливается внимание к работе над смысловой стороной слова, к усвоению детьми выразительных средств языка. Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов. Так, при рассматривании кролика не ограничиваются такими определениями шерсти, как белая и мягкая, а добиваются новых выразительных характеристик: тёплая, гладкая, пушистая, шелковистая.

Речь дошкольника развивается посредством общения его со сверстниками, взрослыми, педагогом, причем данный процесс должен быть целенаправленным, систематическим и последовательным, с использованием особых приемов и методов. На мой взгляд, огромную роль в формировании развитой, связной речи ребенка играют выразительные средства языка, средства художественной литературы и устного народного творчеств.

Словарная работа в детском саду, это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему. Воспитательно-образовательное значение каждого занятия в дошкольном возрасте, определяется правильным отбором программного содержания, хорошей организацией, подготовкой воспитателя, наличием соответствующего оборудования и изобразительных материалов, четким руководством деятельностью детей. Полноценная учебная или творческая деятельность детей на занятии зависит от качества всей предшествующей работы, а также от подготовки их к данному конкретному занятию.

В развитии образной речи у дошкольника, безусловно, могут оказать театрализованные занятия с использованием средств художественной литературы и устного народного творчества. Большой любовью пользуется у детей сказка. Как средство воздействия на ребенка, она обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Являясь произведением народного искусства, сказка несет в себе богатый духовный заряд, со словом связан целый мир образов; перенося ребенка в волшебные события, заставляет его переживать вместе с героями, что способствует развитию воображения и чувств.

Заключение

Итак, на основе всего вышеизложенного заключим, что по словам известного литературоведа Ю.М. Лотмана, художественные тексты обладают свойствами «сгущенной информативности», т.е. содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. И действительно, художественные тексты — при правильном их подборе — могут охватить если не все, то большую часть образовательных, воспитательных умений, которые необходимо освоить детям. Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания других форм совместной деятельности взрослого с детьми (продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой), объединяющих их в целостном образовательном процессе.

Используя художественные произведения как готовый культурный материал, воспитатель и родители выступают проводниками детей в миры, создаваемые книгой, и в то же время не остаются безучастными исполнителями, а, как партнеры, вместе с ними удивляются, восхищаются, огорчаются, предвосхищают возможные коллизии — сопереживают персонажам в происходящих с ними событиях.

Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает как одна из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В отличие от других форм — продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой — она не может быть продолжена дошкольниками самостоятельно и перейти в их свободную деятельность в силу того, что они в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя и родителей в плане подбора художественных произведений для чтения, с тем, чтобы книга, затронув струны детской души, в наибольшей степени способствовала развитию и образованию ребенка.

Воспитание интереса к чтению книг не должно ограничиваться каким-либо одним аспектом, как это часто делается: например, творческое восприятие художественных произведений формируется только на занятиях по развитию речи. Такое воспитание должно проводиться не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности, и прежде всего в семье.

При этом с помощью художественной литературы у детей дошкольного возраста развивается:

1. эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним;

2. развивается способность слушать текст и активно реагировать на его содержание;

3. вырабатывается умение слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель рассказывает;

4. дети учатся выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений , сказок;

5. дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании;

6. у ребенка развивается способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений;

7. дети учатся рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций [типа: Кто это? Где у зайки уши? Что он делает? ]

8. дети дошкольного возраста учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением [картинки, игрушки], а затем и без него.

Так, художественная литература является универсальным развивающее образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду

Таким образом, в развитии словаря детей среднего дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов, а средством развития словаря детей дошкольного возраста является сказка и дидактическая игра.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития и обучения родному языку дошкольников: Учеб, пособие для студентов высш. и сред.пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.-4 01с.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб.заведений. - 2 - е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», - 160 с.

3. Анисимова Т.Б. Подготовка ребенка к школе. Ростов н / Д.: Издательский дом «Проф - Пресс», издательство «Феникс», 2014.-288с.

4. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Пособие для воспитателя детского сода. - М.: Просвещение, 2011.-145с.

5. Виноградова Н.Ф. Формирование связной речи: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1975.-158с.

6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1961-265с.

7. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1984.-175с.

8. Занятия по развитию речи в детском саду: книга для воспитателя детского сада / Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова и др.; Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 2013.-271с.

9. Короткова Н.А. Художественная литература в образовательной работе с детьми среднего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание №8 2 011. - C.36-37

10. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. - Ярославль: ТОО «Гринго», 2015.-240с.

11. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2014.-208с.

12. Развитие речи дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина - 3 - е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1984.-223с.

13. Развитие речи через устное народное творчество и театрализованную деятельность в детском саду: Методические рекомендации. - Красноярск: РИО КГПУ, 2012.-24с.

14. Река Л. О занятиях по развитию речи. / Дошкольное воспитание 2010. № 10.

15. Репит М.Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары, 2008.

16. Розенкарт - Пупко Л. Формирование речи у детей раннего возраста. Москва, 2013.

17. Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками и подготовки к обучению грамоте. / Вопросы психологии. 2014, № 2.

18. Смирнова А.А, Леонтьева А.Н., Рубинштейн С.Л. Психология. Москва, 2012.

19. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. Москва, 2011.

20. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. - М. Просвещение, 1984.-207с.

21. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников - М.: Издательство Института Психотерапии, 2011.-240с.

22. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.: Творческий центр «Сфера», 2014.-56с.

23. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. - М.: ТЦ «Сфера», 2013.-224с.

24. Ушакова О.С., Струнина Е.М., Максаков А.И. и др. Занятия по развитию речи. М.: Совершенство, 2011.-225c.

25. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Москва 2009.

26. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Москва, 2009.

27. Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 2008.

Интернет-ресурсы

28. Минаева Валентина Максимовна, курс «Развитие эмоций дошкольника» (http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=2 01204712)

29. Образовательный портал: инновации и образование, сборник материалов конференции (http://vtk.interro.ru/book/13/70/3.htm).

30. Образовательный портал: учебное пособие, лекции (http://www.5ka.ru/105/1812/1.html).

31. Образовательный портал: семинары, лекции (http://speech-dev.boom.ru/c_zak.html).

32. Рудяк Олег Александрович, курс «Опыт, проблемы, стратегия становления личности дошкольника в системе дополнительного образования» // (http://post.tomsk.fio.ru/works/group11/vorobjeva/oksana.dok)

33. Тышкевич Игорь Семенович, курс «Развитие речи и творчества среднего дошкольного возраста» // (http://anthropology.ru/ru/texts/tyshkevich/educinnov_48.html

34. http://www.papaimama.ru/books.php?id=284573. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект / [под. ред.О.С. Ушаковой]. М.: Совершенство, 2011. - 368. с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Дидактический материал

Дидактический материал по формированию навыков связной речи - student2.ru Дидактический материал по формированию навыков связной речи - student2.ru

Дидактический материал по формированию навыков связной речи - student2.ru

Дидактический материал по формированию навыков связной речи - student2.ru

Приложение 2

Конспекты занятий

Занятие

А. Фет "Кот поёт, глаза прищуря…"

Кот поет, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре,

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

"Полно тут тебе валяться,

Спрячь игрушки да вставай!

Подойди ко мне прощаться,

Да и спать себе ступай".

Мальчик встал. А кот глазами

Поводил и все поет;

В окна снег валит клоками,

Буря свищет у ворот.

Занятие

С. Есенин "Береза"

Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.

На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.

И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.

А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.

Занятие

А. Пушкин "У лукоморья дуб зелёный…"

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух. там Русью пахнет! И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.

Занятие

Наши рекомендации