Психолого-педагогические аспекты информатизации системы образоваия

Психолого-педагогические аспекты информатизации системы образоваия

Поскольку новые ИТ – это орудие трудовой деят-ти, то они тоже изменяют психику личности учащ-ся. В этой связи и возникают наблюдаемые психологические проблемы использ-я высокой техники в жизни учащегося. К негативным последствиям информатизации образ-ия относится сведение решения учебных задач к формально-логическим компонентам, обеднение вербального мышления, сужение соц-ых контактов, чрезмерная индивидуализация. Психологическими последствиями внедрения информационных технологий в образ-ый процесс являются: персонификация информационного носителя, феномен информационной тревожности; психологический барьер при переходе от «ручных» технологий к информационным, «бегство от действительности». Также очевиден ряд недостатков информатизации образования, которые связаны с репродуктивной организацией процесса обучения, с исключением из него мотивационных и эмоциональных компонентов.

Внедрение информационных технологий в образование становится важным новым источником психических новообразований, формирующихся в различных сферах: личностной, когнитивной, операциональной.

Включение информационных технологий в учебный процесс учреждений среднего профессионального образ-я далеко не всегда эффективно, и иногда усугубляет некоторые стороны обучения: формализует учебный процесс, уменьшает степень общения учащихся, обедняет формы учебной деятельности, затрудняет перенос полученных знаний в сферы деятельности не связанные с компьютером. Тесное взаимодействие с компьютером чревато аффективным закреплением, абсолютизацией собственной интеллектуальной исключительности, обусловленными столкновением двух подсознательных процессов: антропоцентризма и антропоморфизма.

Психолого-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективное использование информационных технологий в среднем профессиональном обучении являются:-создание комфортной информационной среды обучения; -развитие у подростков основных способов деятельности в информационных средах; -учет психологических особенностей учащихся в процессе организации компьютерного обучения.

Т. о., проблема информатизации сферы образования уже не может больше рассматриваться лишь как инструментально-технологическая или как проблема насыщения сферы образования средствами информатики и создания на их основе педагогических инструментов. В условиях существенного возрастания социальной роли информации в жизни общества и ускорения процесса информатизации социального пространства необходимо перейти в системе образования на новые принципы информатизации. При этом ИТ должны стать эффективным средством поддержки педагогического процесса.

Классификация прикладного программного обеспечения.

К прикладному программному обеспечению отн-ся комп прогр-мы, написанные для пользователей или самими пользователями, для задания компьютеру конкретной работы. Прогр-мы обработки заказов или создания списков рассылки — пример прикладного программного обеспечения.

Классификация по типу:

- программные средства общего назначения (Текстовые редакторы, Системы компьютерной вёрстки, Графические редакторы, СУБД,)

- программные средства специального назначения (Экспертные системы, Мультимедиа приложения (Медиаплееры, программы для создания/редактирования видео, звука, Text-To-Speech и пр.), Гипертекстовые системы (Электронные словари, энциклопедии, справочные системы), Системы управления содержимым)

- программные средства профессионального уровня (САПР, АРМ, АСУ, АСУ ТП, АСНИ, Геоинформационные системы, Биллинговые системы, CRM)

Методы защиты информации в ЛВС

Способы защиты информации

Способы защиты информации в ЛВС включают в себя следующие элементы:

1. Препятствие - физически преграждает злоумышленнику путь к защищаемой информации (на территорию и в помещения с аппаратурой, носителям информации).

2. Управление доступом - способ защиты информации регулированием использования всех ресурсов системы (технических, программных средств, элементов данных).

Управление доступом включает следующие функции защиты:

· идентификацию пользователей, персонала и ресурсов системы, причем под идентификацией понимается присвоение каждому названному выше объекту персонального имени, кода, пароля и опознание субъекта или объекта по предъявленному им идентификатору;

· проверку полномочий, заключающуюся в проверке соответствия дня недели, времени суток, а также запрашиваемых ресурсов и процедур установленному регламенту;

· разрешение и создание условий работы в пределах установленного регламента;

· регистрацию обращений к защищаемым ресурсам;

· реагирование (задержка работ, отказ, отключение, сигнализация) при попытках несанкционированных действий.

3. Маскировка - способ защиты информации в ЛВС путем ее криптографического преобразования. При передаче информации по линиям связи большой протяженности криптографическое закрытие является единственным способом надежной ее защиты.

4. Регламентация - заключается в разработке и реализации в процессе функционирования ЛВС комплексов мероприятий, создающих такие условия автоматизированной обработки и хранения в ЛВС защищаемой информации, при которых возможности несанкционированного доступа к ней сводились бы к минимуму. Для эффективной защиты необходимо строго регламентировать структурное построение ЛВС (архитектура зданий, оборудование помещений, размещение аппаратуры), организацию и обеспечение работы всего персонала, занятого обработкой информации.

5. Принуждение - пользователи и персонал ЛВС вынуждены соблюдать правила обработки и использования защищаемой информации под угрозой материальной, административной или уголовной ответственности.

Организационными средствами защиты называются организационно-правовые мероприятия, осуществляемые в процессе создания и эксплуатации ЛВС для обеспечения защиты информации. Организационные мероприятия охватывают все структурные элементы ЛВС на всех этапах: строительство помещений, проектирование системы, монтаж и наладка оборудования, испытания и проверки, эксплуатация.

К законодательным средствам защиты относятся законодательные акты страны, которыми регламентируются правила использования и обработки информации ограниченного доступа и устанавливаются меры ответственности за нарушение этих правил.

К морально-этическим средствам защиты относятся всевозможные нормы, которые сложились традиционно или складываются по мере распространения вычислительных средств в данной стране или обществе. Эти нормы большей частью не являются обязательными, как законодательные меры, однако несоблюдение их ведет обычно к потере авторитета, престижа человека или группы лиц.

Рассмотренные выше средства защиты подразделяются на:

1. формальные - выполняющие защитные функции строго по заранее предусмотренной процедуре и без непосредственного участия человека.

2. неформальные - такие средства, которые либо определяются целенаправленной деятельностью людей, либо регламентируют эту деятельность. Обеспечение надежной защиты информации предполагает:

1. Обеспечение безопасности информации в ЛВС это есть процесс непрерывный, заключающийся в систематическом контроле защищенности, выявлении узких и слабых мест в системе защиты, обосновании и реализации наиболее рациональных путей совершенствования и развития системы защиты.

2. Безопасность информации в ЛВС может быть обеспечена лишь при комплексном использовании всего арсенала имеющихся средств защиты.

3. Надлежащую подготовку пользователей и соблюдение ими правил защиты.

4. Ни одна система защиты не считается абсолютно надежной. Надо исходить их того, что может найтись такой искусный злоумышленник, который отыщет лазейку для доступа к информации.

Подключение к Internet.

Существует несколько способов подключения к Интернету. Провайдер) – это организация, которая обеспечивает другим организациям и частным лицам доступ к сети Internet.

Провайдеры прокладывают и поддерживают в исправном состоянии каналы передачи информации, имеют высокоскоростное соединение своих серверов с Интернетом, что позволяет им предоставлять пользователям доступ к Интернету, оказывать дополнительные услуги.

Наиболее простым вариантом заключения договора с провайдером является приобретение Internet-карты. Internet-карта – это пластиковая карточка, на которой указано имя пользователя и пароль для доступа к узлу провайдера.

После заключения договора Internet-провайдер оказывает техническую поддержку, ведет учет израсходованных по договору средств, предоставляет дополнительные услуги, например, бесплатно предоставляет почтовый ящик, и даже иногда льготную тарификацию доступа к этому ящику.

Наиболее доступным и часто используемым способом подключения к Internet является подключение по обычной коммутируемой телефонной линии (dial-up). Такая линия есть в каждом доме и офисе, а для подключения компьютера к Internet по такой линии необходимо всего лишь одно устройство – это модем.

Модем – это специальное устройство, которое соединяет компьютер с телефонной линией. Модемы бывают внутренние и внешние

Итак, модем подключается (или встраивается) к компьютеру, а к модему подключается коммутируемая линия телефонной связи. В нужное пользователю время модем набирает номер провайдера и соединяется с Internet Способ подключения дешев и доступен любому рядовому пользователю. Один из очевидных минусов такого соединения – это скорость обмена информацией – она в зависимости от качества телефонных линий колеблется от 3 до 7 килобайт в секунду.

Другим способом подключения является подключение по выделенной линии.. То есть компьютер или несколько компьютеров, соединенных в сеть, постоянно подключены к Internet. Этот способ наиболее подходит для организаций (в том числе для учебных заведений), так как предоставляет возможности коллективного доступа всем компьютерам локальной сети через одну выделенную линию. Другие способы подключения к Internet также активно используются, но менее распространены. Одним из способов альтернативного подключения к Internet является подключение через операторов сотовой связи. Многие мобильные телефоны поддерживают доступ в Internet по специальному протоколу WAP (Wireless Application Protocol) – протоколу беспроводного доступа.. Мобильный телефон можно также подключить к компьютеру и осуществлять таким образом доступ в Internet с компьютера. Этот способ хорош при нахождении в командировке, в путешествии, при нахождении за пределами офиса.

В портативных компьютерах в настоящее время существует и другой способ подключения к Internet. В эти компьютеры встраивается специальная электронная плата, поддерживающая технологию Wi-Fi, предназначенную для беспроводного объединения компьютеров в сеть, в том числе, для подключения к Internet., блютус.

Адрес компьютера в Internet

В сети Интернет используются три вида адресов:адреса компьютеров (цифровые и доменные); адреса пользователейадреса документов (URL)

Адрес компьютера. Он должен иметь формат, позволяющий вести его обработку автоматически, и должен нести некоторую информацию о своем владельце, удобную для восприятия человеком. С этой целью для каждого компьютера устанавливаются два адреса: цифровой IP-адрес (IP - Internetwork Protocol - межсетевой протокол) и доменный адрес. Оба эти адреса могут применяться равноценно. Цифровой адрес удобен для обработки на компьютере, а доменный адрес - для восприятия пользователем. Чтобы абонентам Internet можно было достаточно просто связываться друг с другом, все пространство его адресов разделяется на области - домены. Домены верхнего уровня это домены отдельных государств. Они имеют имя, состоящее из двух букв, например:Франция - fr; Канада- са; США - us; Россия – ru.

Следующий уровень – домены городов или организаций. Такие домены имеют трехбуквенное сокращенное название.

edu – учебные заведения;gov – правительственные учреждения;com – коммерческие организации;msk – московская сеть;tmn – тюменская сеть и т.п.

Доменное имя строится слева направо. Каждый уровень отделяется от другого точкой: ege.edu.ru (портал информационной поддержки ЕГЭ) или togirro.tmn.ru (сайт ТОГИРРО - Тюменского областного института развития регионального образования).

Для обработки пути поиска доменное имя преобразуется сервером в цифровой адрес. Поэтому пользователю нет необходимости знать цифровые адреса. Адрес пользователя. Отдельный пользователь при регистрации на сервере подключенном к сети получает имя, которое слева присоединяется к имени компьютера через знак @. Все это становится адресом пользователя. Например: [email protected] (пользователь victor, зарегистрированный на сервере почтовой службе mail.ru [email protected] Адрес документа, файла. Для задания расположения Интернет-документов используются URL - унифицированные локаторы ресурса. URL включают в себя: четыре части: указание протокола или службы (1), имя сервера (2), путь (3), имя файла или документа (4). Например: http://www.whitehous.gow/WH/Family/html/Life.html

Значит напоследовательные

ОТ – это технологии, которые применяются в образовании (информационные т) (электронный учебник)

В учебных заведениях успешно применяются различные программные ком­плексы – как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и для подготовки компьютерных презентаций), так и сложные, подчас узкоспециали­зированные (системы программирования и управления базами данных, пакеты символьной математики и статистической обра­ботки).

Программное обеспечениеможно раз­бить на несколько категорий:

Под инструментальными средствами понимаются программы, обеспечивающие возможность создания новых электронных ре­сурсов: файлов различного формата, баз данных, программных модулей, отдельных программ и программных комплексов.

Контролирующие системы.Применение информационных тех­нологий для оценивания качества обучения дает целый ряд пре­имуществ перед проведением обычного контроля.

С подсистемой создания тестов работает непосредственно или педагог, или оператор, который вводит информацию, предостав­ленную педагогом.

Обучаемому, работающему с под­системой проведения тестирования, может быть предложен инди­видуально подобранный набор вопросов и алгоритм их предъяв­ления. По результатам тестирования с помощью подсистемы мо­ниторинга будет сформирована база данных, обеспечивающая не­обходимой информацией педагога, обучаемых и администрацию учебного заведения.

Обучающие и тренировочные системы.Создание собственно учебных компьютерных средств шло на основе идеи программи­рованного обучения. И в настоящее время во многих учебных за­ведениях разрабатываются и используются автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам.

Виртуальная реальность (англ. virtual reality, возможная ре­альность) – это новая технология неконтактного информацион­ного взаимодействия, реализующая с помощью мультимедиа сре­ды иллюзию непосредственного присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире».

Гипертекст(англ. Hypertext, сверхтекст) или гипертекстовая си­стема– это совокупность разнообразной информации, которая может располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах.

Моделирующие программы.Одной из важнейших и распрост­раненных причин использования моделирующих программ в обучении является потребность моделирования или визуализации ка­ких-либо динамических процессов, которые затруднительно или просто невозможно воспроизвести в учебной лаборатории или классе.

Микромиры– это особые узкоспециализирован­ные программы, позволяющие создать на компьютере специаль­ную среду, предназначенную для исследования некоторой пробле­мы.

В ходе этой работы обучаемый демонстрирует понимание новых знаний и воз­можности использования ранее полученных знаний. Подобные средства относят к категории интеллектуальных обучающих систем (ИОС), созда­ние которых становится реальным благодаря интенсивному росту возможностей персональных компьютеров. Характерным примером ИОС являются системы символьной математики (Mathlab, Maple, Mathematicaи др.), помогающие выполнять различные символьные преобразования, встречающи­еся в математических задачах, и доступные не только студентам, инженерам, ученым, но и учащимся старших классов.

Специфика технологий Интернетзаключается в том, что они предоставляют и обучаемым, и педагогам громадные возможно­сти выбора источников информации, необходимой в образовательном процессе:

v базовая информация, размещенная на Web- и FTP-серверах сети;

v оперативная информация, систематически пересылаемая за­казчику по электронной почте в соответствии с выбранным спис­ком рассылки;

v разнообразные базы данных ведущих библиотек, информаци­онных, научных и учебных центров, музеев;

v информация о компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, кни­гах и журналах, распространяемых через Интернет-магазины.

44. Электронные учебные курсы. Структурирование учебного материала.

Приступая к созданию систем, реализующих технологии обучения, следует уделить внимание тем международным стандартам, которые разработаны в области приложений. Техническую поддержку Международной организации по стандартизации оказывает Институт инженеров по электротехнике и радиоэлектронике (The Institute of Electrical and Electronics Engineers, IEEE). Один из науч­ных комитетов IEEE занимается проблемами стандартиза­ции образовательных технологий. Результатом деятельно­сти этого комитета является рабочий стандарт IEЕЕ P1484.1/D8, который посвящен архитектуре систем, реали­зующих технологии обучения (Learning Technology Systems Architecture - LTSA). Этот стандарт охватывает обучающие, тренинговые, интеллектуальные системы, системы компьютерного тестирования.

Основные задачи стандарта:

v структуризация архитектуры систем, реализующих технологии обучения, выделение типовых, функциональных базовых блоков, что позволяет выработать единые подходы, требования, критерии для оценки существующих систем и формирует представления о будущих системах;

v определение требований к интерфейсу;

v определение технических перспектив на ближайшие несколько лет.

Электронный учебник – это обучающая программа комплексного назна­чения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидак­тического процесса обучения, предоставляющая теорети­ческий материал, обеспечивающая тренировочную учеб­ную деятельность и контроль уровня знаний, а также ин­формационно-поисковую функцию.

Можно определить следующие задачи, решаемые электронным учебником:

v конспективное представление полного текста учебного материала;

v структуризация учебного материала;

v визуализация содержательной части учебного материала с помощью текстово-графических элементов, облегчающих восприятие и запоминание;

v систематизация представления всего комплекса учебных дисциплин, которые предлагаются в процессе обучения.

Сформулируем принципы построения электронных учебников:

1. Нелинейное и многоуровневое представление учебной информации.

2. Нацеленность на личность (личностно-ориентированное обучение), на самостоятельную и индивидуальную работу.

3. Интеграция линий развития психической деятельности личности: наблюдения, мыслительной деятельности, практических действий (демонстрация, моделирование, информативность, интерактивность).

Электронный учебник эффективен, имеется возможность быстрого поиска необходимой справочной информации, имеются демонстрационные примеры и модели, имеется контроль. ажнейшей частью учебника должен являться глосса­рий, или структурированный каталог понятий и модулей. обеспечивается навигация по электронному учебнику, быстрый поиск информации.

Под нстрационной моделью понимают компьютерную программу, файл данных, примеры и задачи, которые наглядно мо­гут описывать и отражать понятия и объекты изучаемой предметной области, а также демонстрировать методы и способы обработки информации.

Модель назовем локальной, если ее использование предназначено для изучения отдельных разделов предмет­ной дисциплины.

Модель можно назвать глобальной, если в ней отраже­ны объекты разных тем и других предметных областей.

При классификации локальных демонстра­ционных моделей курса информатики целесообразно разделить их на блоки, соответствующие различным содержа­тельным линиям:

v модели, демонстрирующие структуры данных, их представление в памяти компьютера, принципы, приемы и методы хранения и обработки информации;

v модели, демонстрирующие приемы и методы описания, разработки, отладки алгоритмов и программ;

v модели, демонстрирующие устройство компьютера, принципы его работы;

v модели, демонстрирующие область применения информационных технологий в решении практических задач;

v информационные модели данных, методы и способы их обработки.

А теперь отметим два вида электронного учебника: закрытый электронный учебник и Интернет-учебник. Первый является закрытым для внешнего вмешательства, неизменяемым. Он используется на отдельных компьюте­рах или в локальных сетях.

Под Интернет-учебником понимается открытый и име­ющий ссылки на внешние источники информации и зна­ний электронный учебник.

Программные средства для создания электронного учебника («Микола», VLE) позволяют педагогу заранее сконструировать траекторию обу­чаемого для работы с системой, обозначить в ней базовые и дополнительные элементы

45. Дидактические особенности электронных учебных курсов. (Анищенко Ю. Домашние университеты/ПЛ-Компьютеры №11, 2002 г.; журнал «КомпьютерПресс» - «Уроки по созданию учебного мультимедийного курса на базе eLearning»)

Каковы критерии целесообразности использования электронных ресурсов по сравнению с традиционными средствами обучения? В качестве таковых можно отметить:

v доступ к огромным массивам учебной информации, воз­можность ее структурирования, свертывания в пространстве и времени;

v повышение производительности поиска сильно развет­вленной учебной информации по какому-либо курсу, ее поша­говая детализация, возможность отбора по определенным крите­риям;

v демонстрация реально трудно воспроизводимых объектов, опытов, экспериментов, ситуаций; моделирование объектов и ситуаций для прогнозирования их развития;

v настройка учебного материала на конкретного обучаемого (уровневая дифференциация обучения, выбор индивидуального маршрута), что приводит к достижению оптимизации его ра­боты;

v вовлечение ученика в самостоятельное освоение учебного материала, добывание знаний.

Для реализации ос­новных дидактических принципов обучения при работе с электронным учебником актуальной становится возможность использования дина­мическогогипертекста, в котором можно обеспечить настройку предъявляемого обучаемому материала в зависимости от его дей­ствий. Это помогает сделать гипертекстовый учебник гибкой, само­настраивающейся системой:

v использование динамически настраиваемых гипертекстовых страниц позволяет реализовывать принцип доступности, а возмож­ность проведения диагностики позволяет в зависимости от ее ре­зультатов предлагать тот или иной уровень сложности в пределах одной и той же темы, обеспечивая тем самым дифференцирован­ный подход к обучению;

v включение в страницу элементов мультимедиа помогает со­здать обучающую среду с ярким и наглядным представлением информации, реализуя принцип наглядности;

v гиперссылки позволяют естественным образом увязать раз­личные материалы, предоставив обучаемому возможность обра­щения к необходимой теоретической информации при выполне­нии практических заданий, иллюстрируя теоретиче­ский материал практическими примерами, что обеспечивает со­блюдение принципа связи теории и практики;

v работа гипертекстовой обучающей системы может адаптиро­ваться к тем результатам, которые показывает обучаемый при выполнении заданий, ответах на вопросы, что позволяет благода­ря обратной связи реализовать принцип прочности знаний.

Вовлекая обучаемого в непрерывный процесс рассмотрения альтернатив, новых точек зрения и новых связей, гипертекстовая обучающая система обеспечивает получение знаний в ходе творческой, поисковой деятельности, эффективность которой в боль­шой степени зависит от инициативности, целеустремленности, самостоятельности обучаемого. Конечно, мимолетные мысли или идеи должны вынашиваться, и обучаемый, имеющий недоста­точную начальную подготовку и поэтому постоянно «сражающий­ся» с системой, будет не в состоянии обращать внимание на их зарождение. Но в обучении важно уже то, что подобные идеи бу­дут постоянно генерироваться.

Полат Е.С. «метод проектов»

столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления). Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. “Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум… Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления”.

“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

П. Внешние коммуникации

Внешние (по отношению к ЛВС) электронные коммуникации, доступные при разработке системы ДО для удаленных абонентов, можно разделить на три категории:

1 использующие возможности и протоколы сети INTERNET (telnet, ftp, WWW, NetBbs);

2 использующие почту сети FIDO-NET;

3 на основе прямых соединений по модему с использованием обычных коммутируемых телефонных линий (поддержка протокола UUCP).

Выбор одного из вариантов электронного канала связи будет определяться обучающимся, в зависимости от его технических возможностей, в то время как потенциал узлов связи ТАСУР и корпуса ФЭТ позволяет поддерживать все перечисленные категории коммуникаций на базе имеющегося оборудования.

При разработке системы дистанционного образования можно выделить два уровня ее реализации, которые могут соответствовать двум этапам ее разработки и внедрения.

Первый уровень (этап) предполагает широкое использование сетевых информационных технологий для организации учебного процесса в пределах локальных вычислительных сетей учебных корпусов. Здесь на новом уровне можно решать задачи всех существующих в академии форм обучения.

Второй уровень реализации ДО не накладывает ограничения на расстояние до обучающегося. Но требует наличия в его распоряжении какого-либо средства коммуникации, обеспечивающего взаимодействие по любому из широкого спектра поддерживаемых узлами связи академии протоколов. Наиболее очевидные области применения -- это система поддержки заочного обучения, взаимодействие с филиалами академии и т.п.

Примером может служить электронная доска объявлений (BBS) для поддержки заочного обучения студентов специальности 22.02. При этом предполагается не только предоставление студентам различных нормативных и методических материалов но прием от них результатов их самостоятельной работы.

Типы УТП

Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;

Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, спортивной игре, пр.);

Приключенческие, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая;

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, также как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом;

Литературно-творческие - наиболее распространенные типы совместных проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, разной религиозной ориентации объединяются в желании творить, вместе написать какой-то рассказ, повесть, статью в газету, стихи и пр;

Естественнонаучные проекты чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране);

Экологические проекты также чаще всего требуют привлечения исследовательских, научных методов, интегрированных знаний из разных областей (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах и пр.);

Языковые (лингвистические) - чрезвычайно популярны, поскольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов.

Культурологические проекты связаны с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, т. к. необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре.

При проектном методе меняется роль учителя в классе. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

В соттветствии с типами телекоммуникационных проектов появляется возможность разрабоки проектов по конкретным учебным предметам т. е. предметно-ориентированных проектов. В основном все проекты интегрированные, межпредметные, нет чисто 'математических' или 'биологических'.

61. Организация выполнения УТП. Координация проектной деятельности при работе в компьютерной сети. (Захарова И.Г. «Информационные технологии в образовании: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений»)

На современном этапе этот метод получил свое дальнейшее развитие в связи с применением новейших технологий в преподавании. Основываясь на теоретические исследования ученых и педагогов в этой области, можно сказать, что работа обычно состоит из следующих этапов:

предварительная постановка проблемы или выбор темы;

выдвижение и обсуждение гипотез решения основной проблемы, исследование которых может способствовать решению основной проблемы в рамках намеченной тематики, гипотезы выдвигаются студентами с подачи преподавателя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению гипотез, видеоряд с той же целью, т.д.);

поиск и сбор материала для решения проблемы и раскрытия темы;

окончательная постановка проблемы или выбор темы;

поиск решения или раскрытие темы на основе анализа и классификации собранного материала;

презентация и защита проектов, предполагающая коллективное обсуждение.

Что в таких случаях требуется от учителя? Это:

-умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;

-владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

-владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своими авторитетом; способностью генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем; умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;

-если речь идет о международном проекте – практическое владение языком партнера, достаточную осведомленность о культуре и традициях народа, государственном и политическом устройстве страны, ее истории;

-владение компьютерной грамотностью (текстовым редактором, телекоммуникационной технологией, пользованием базой данных, принтером);

-наконец, умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

Что должен уметь ученик в области компьютерной телекоммуникационной технологии?

умение войти в сеть (электронную почту);

умение составить и отправить по сети письмо;

умение «перекачать» информацию из сети на жесткий или гибкий диск и наоборот, с жесткого или гибкого диска – в сеть;

структурировать полученные письма в специальной директории;

работать в системах

Наши рекомендации