Психолого-педагогические аспекты информатизации системы образоваия
Психолого-педагогические аспекты информатизации системы образоваия
Поскольку новые ИТ – это орудие трудовой деят-ти, то они тоже изменяют психику личности учащ-ся. В этой связи и возникают наблюдаемые психологические проблемы использ-я высокой техники в жизни учащегося. К негативным последствиям информатизации образ-ия относится сведение решения учебных задач к формально-логическим компонентам, обеднение вербального мышления, сужение соц-ых контактов, чрезмерная индивидуализация. Психологическими последствиями внедрения информационных технологий в образ-ый процесс являются: персонификация информационного носителя, феномен информационной тревожности; психологический барьер при переходе от «ручных» технологий к информационным, «бегство от действительности». Также очевиден ряд недостатков информатизации образования, которые связаны с репродуктивной организацией процесса обучения, с исключением из него мотивационных и эмоциональных компонентов.
Внедрение информационных технологий в образование становится важным новым источником психических новообразований, формирующихся в различных сферах: личностной, когнитивной, операциональной.
Включение информационных технологий в учебный процесс учреждений среднего профессионального образ-я далеко не всегда эффективно, и иногда усугубляет некоторые стороны обучения: формализует учебный процесс, уменьшает степень общения учащихся, обедняет формы учебной деятельности, затрудняет перенос полученных знаний в сферы деятельности не связанные с компьютером. Тесное взаимодействие с компьютером чревато аффективным закреплением, абсолютизацией собственной интеллектуальной исключительности, обусловленными столкновением двух подсознательных процессов: антропоцентризма и антропоморфизма.
Психолого-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективное использование информационных технологий в среднем профессиональном обучении являются:-создание комфортной информационной среды обучения; -развитие у подростков основных способов деятельности в информационных средах; -учет психологических особенностей учащихся в процессе организации компьютерного обучения.
Т. о., проблема информатизации сферы образования уже не может больше рассматриваться лишь как инструментально-технологическая или как проблема насыщения сферы образования средствами информатики и создания на их основе педагогических инструментов. В условиях существенного возрастания социальной роли информации в жизни общества и ускорения процесса информатизации социального пространства необходимо перейти в системе образования на новые принципы информатизации. При этом ИТ должны стать эффективным средством поддержки педагогического процесса.
Классификация прикладного программного обеспечения.
К прикладному программному обеспечению отн-ся комп прогр-мы, написанные для пользователей или самими пользователями, для задания компьютеру конкретной работы. Прогр-мы обработки заказов или создания списков рассылки — пример прикладного программного обеспечения.
Классификация по типу:
- программные средства общего назначения (Текстовые редакторы, Системы компьютерной вёрстки, Графические редакторы, СУБД,)
- программные средства специального назначения (Экспертные системы, Мультимедиа приложения (Медиаплееры, программы для создания/редактирования видео, звука, Text-To-Speech и пр.), Гипертекстовые системы (Электронные словари, энциклопедии, справочные системы), Системы управления содержимым)
- программные средства профессионального уровня (САПР, АРМ, АСУ, АСУ ТП, АСНИ, Геоинформационные системы, Биллинговые системы, CRM)
Методы защиты информации в ЛВС
Способы защиты информации
Способы защиты информации в ЛВС включают в себя следующие элементы:
1. Препятствие - физически преграждает злоумышленнику путь к защищаемой информации (на территорию и в помещения с аппаратурой, носителям информации).
2. Управление доступом - способ защиты информации регулированием использования всех ресурсов системы (технических, программных средств, элементов данных).
Управление доступом включает следующие функции защиты:
· идентификацию пользователей, персонала и ресурсов системы, причем под идентификацией понимается присвоение каждому названному выше объекту персонального имени, кода, пароля и опознание субъекта или объекта по предъявленному им идентификатору;
· проверку полномочий, заключающуюся в проверке соответствия дня недели, времени суток, а также запрашиваемых ресурсов и процедур установленному регламенту;
· разрешение и создание условий работы в пределах установленного регламента;
· регистрацию обращений к защищаемым ресурсам;
· реагирование (задержка работ, отказ, отключение, сигнализация) при попытках несанкционированных действий.
3. Маскировка - способ защиты информации в ЛВС путем ее криптографического преобразования. При передаче информации по линиям связи большой протяженности криптографическое закрытие является единственным способом надежной ее защиты.
4. Регламентация - заключается в разработке и реализации в процессе функционирования ЛВС комплексов мероприятий, создающих такие условия автоматизированной обработки и хранения в ЛВС защищаемой информации, при которых возможности несанкционированного доступа к ней сводились бы к минимуму. Для эффективной защиты необходимо строго регламентировать структурное построение ЛВС (архитектура зданий, оборудование помещений, размещение аппаратуры), организацию и обеспечение работы всего персонала, занятого обработкой информации.
5. Принуждение - пользователи и персонал ЛВС вынуждены соблюдать правила обработки и использования защищаемой информации под угрозой материальной, административной или уголовной ответственности.
Организационными средствами защиты называются организационно-правовые мероприятия, осуществляемые в процессе создания и эксплуатации ЛВС для обеспечения защиты информации. Организационные мероприятия охватывают все структурные элементы ЛВС на всех этапах: строительство помещений, проектирование системы, монтаж и наладка оборудования, испытания и проверки, эксплуатация.
К законодательным средствам защиты относятся законодательные акты страны, которыми регламентируются правила использования и обработки информации ограниченного доступа и устанавливаются меры ответственности за нарушение этих правил.
К морально-этическим средствам защиты относятся всевозможные нормы, которые сложились традиционно или складываются по мере распространения вычислительных средств в данной стране или обществе. Эти нормы большей частью не являются обязательными, как законодательные меры, однако несоблюдение их ведет обычно к потере авторитета, престижа человека или группы лиц.
Рассмотренные выше средства защиты подразделяются на:
1. формальные - выполняющие защитные функции строго по заранее предусмотренной процедуре и без непосредственного участия человека.
2. неформальные - такие средства, которые либо определяются целенаправленной деятельностью людей, либо регламентируют эту деятельность. Обеспечение надежной защиты информации предполагает:
1. Обеспечение безопасности информации в ЛВС это есть процесс непрерывный, заключающийся в систематическом контроле защищенности, выявлении узких и слабых мест в системе защиты, обосновании и реализации наиболее рациональных путей совершенствования и развития системы защиты.
2. Безопасность информации в ЛВС может быть обеспечена лишь при комплексном использовании всего арсенала имеющихся средств защиты.
3. Надлежащую подготовку пользователей и соблюдение ими правил защиты.
4. Ни одна система защиты не считается абсолютно надежной. Надо исходить их того, что может найтись такой искусный злоумышленник, который отыщет лазейку для доступа к информации.
Подключение к Internet.
Существует несколько способов подключения к Интернету. Провайдер) – это организация, которая обеспечивает другим организациям и частным лицам доступ к сети Internet.
Провайдеры прокладывают и поддерживают в исправном состоянии каналы передачи информации, имеют высокоскоростное соединение своих серверов с Интернетом, что позволяет им предоставлять пользователям доступ к Интернету, оказывать дополнительные услуги.
Наиболее простым вариантом заключения договора с провайдером является приобретение Internet-карты. Internet-карта – это пластиковая карточка, на которой указано имя пользователя и пароль для доступа к узлу провайдера.
После заключения договора Internet-провайдер оказывает техническую поддержку, ведет учет израсходованных по договору средств, предоставляет дополнительные услуги, например, бесплатно предоставляет почтовый ящик, и даже иногда льготную тарификацию доступа к этому ящику.
Наиболее доступным и часто используемым способом подключения к Internet является подключение по обычной коммутируемой телефонной линии (dial-up). Такая линия есть в каждом доме и офисе, а для подключения компьютера к Internet по такой линии необходимо всего лишь одно устройство – это модем.
Модем – это специальное устройство, которое соединяет компьютер с телефонной линией. Модемы бывают внутренние и внешние
Итак, модем подключается (или встраивается) к компьютеру, а к модему подключается коммутируемая линия телефонной связи. В нужное пользователю время модем набирает номер провайдера и соединяется с Internet Способ подключения дешев и доступен любому рядовому пользователю. Один из очевидных минусов такого соединения – это скорость обмена информацией – она в зависимости от качества телефонных линий колеблется от 3 до 7 килобайт в секунду.
Другим способом подключения является подключение по выделенной линии.. То есть компьютер или несколько компьютеров, соединенных в сеть, постоянно подключены к Internet. Этот способ наиболее подходит для организаций (в том числе для учебных заведений), так как предоставляет возможности коллективного доступа всем компьютерам локальной сети через одну выделенную линию. Другие способы подключения к Internet также активно используются, но менее распространены. Одним из способов альтернативного подключения к Internet является подключение через операторов сотовой связи. Многие мобильные телефоны поддерживают доступ в Internet по специальному протоколу WAP (Wireless Application Protocol) – протоколу беспроводного доступа.. Мобильный телефон можно также подключить к компьютеру и осуществлять таким образом доступ в Internet с компьютера. Этот способ хорош при нахождении в командировке, в путешествии, при нахождении за пределами офиса.
В портативных компьютерах в настоящее время существует и другой способ подключения к Internet. В эти компьютеры встраивается специальная электронная плата, поддерживающая технологию Wi-Fi, предназначенную для беспроводного объединения компьютеров в сеть, в том числе, для подключения к Internet., блютус.
Адрес компьютера в Internet
В сети Интернет используются три вида адресов:адреса компьютеров (цифровые и доменные); адреса пользователейадреса документов (URL)
Адрес компьютера. Он должен иметь формат, позволяющий вести его обработку автоматически, и должен нести некоторую информацию о своем владельце, удобную для восприятия человеком. С этой целью для каждого компьютера устанавливаются два адреса: цифровой IP-адрес (IP - Internetwork Protocol - межсетевой протокол) и доменный адрес. Оба эти адреса могут применяться равноценно. Цифровой адрес удобен для обработки на компьютере, а доменный адрес - для восприятия пользователем. Чтобы абонентам Internet можно было достаточно просто связываться друг с другом, все пространство его адресов разделяется на области - домены. Домены верхнего уровня это домены отдельных государств. Они имеют имя, состоящее из двух букв, например:Франция - fr; Канада- са; США - us; Россия – ru.
Следующий уровень – домены городов или организаций. Такие домены имеют трехбуквенное сокращенное название.
edu – учебные заведения;gov – правительственные учреждения;com – коммерческие организации;msk – московская сеть;tmn – тюменская сеть и т.п.
Доменное имя строится слева направо. Каждый уровень отделяется от другого точкой: ege.edu.ru (портал информационной поддержки ЕГЭ) или togirro.tmn.ru (сайт ТОГИРРО - Тюменского областного института развития регионального образования).
Для обработки пути поиска доменное имя преобразуется сервером в цифровой адрес. Поэтому пользователю нет необходимости знать цифровые адреса. Адрес пользователя. Отдельный пользователь при регистрации на сервере подключенном к сети получает имя, которое слева присоединяется к имени компьютера через знак @. Все это становится адресом пользователя. Например: [email protected] (пользователь victor, зарегистрированный на сервере почтовой службе mail.ru [email protected] Адрес документа, файла. Для задания расположения Интернет-документов используются URL - унифицированные локаторы ресурса. URL включают в себя: четыре части: указание протокола или службы (1), имя сервера (2), путь (3), имя файла или документа (4). Например: http://www.whitehous.gow/WH/Family/html/Life.html
Значит напоследовательные
ОТ – это технологии, которые применяются в образовании (информационные т) (электронный учебник)
В учебных заведениях успешно применяются различные программные комплексы – как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и для подготовки компьютерных презентаций), так и сложные, подчас узкоспециализированные (системы программирования и управления базами данных, пакеты символьной математики и статистической обработки).
Программное обеспечениеможно разбить на несколько категорий:
Под инструментальными средствами понимаются программы, обеспечивающие возможность создания новых электронных ресурсов: файлов различного формата, баз данных, программных модулей, отдельных программ и программных комплексов.
Контролирующие системы.Применение информационных технологий для оценивания качества обучения дает целый ряд преимуществ перед проведением обычного контроля.
С подсистемой создания тестов работает непосредственно или педагог, или оператор, который вводит информацию, предоставленную педагогом.
Обучаемому, работающему с подсистемой проведения тестирования, может быть предложен индивидуально подобранный набор вопросов и алгоритм их предъявления. По результатам тестирования с помощью подсистемы мониторинга будет сформирована база данных, обеспечивающая необходимой информацией педагога, обучаемых и администрацию учебного заведения.
Обучающие и тренировочные системы.Создание собственно учебных компьютерных средств шло на основе идеи программированного обучения. И в настоящее время во многих учебных заведениях разрабатываются и используются автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам.
Виртуальная реальность (англ. virtual reality, возможная реальность) – это новая технология неконтактного информационного взаимодействия, реализующая с помощью мультимедиа среды иллюзию непосредственного присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире».
Гипертекст(англ. Hypertext, сверхтекст) или гипертекстовая система– это совокупность разнообразной информации, которая может располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах.
Моделирующие программы.Одной из важнейших и распространенных причин использования моделирующих программ в обучении является потребность моделирования или визуализации каких-либо динамических процессов, которые затруднительно или просто невозможно воспроизвести в учебной лаборатории или классе.
Микромиры– это особые узкоспециализированные программы, позволяющие создать на компьютере специальную среду, предназначенную для исследования некоторой проблемы.
В ходе этой работы обучаемый демонстрирует понимание новых знаний и возможности использования ранее полученных знаний. Подобные средства относят к категории интеллектуальных обучающих систем (ИОС), создание которых становится реальным благодаря интенсивному росту возможностей персональных компьютеров. Характерным примером ИОС являются системы символьной математики (Mathlab, Maple, Mathematicaи др.), помогающие выполнять различные символьные преобразования, встречающиеся в математических задачах, и доступные не только студентам, инженерам, ученым, но и учащимся старших классов.
Специфика технологий Интернетзаключается в том, что они предоставляют и обучаемым, и педагогам громадные возможности выбора источников информации, необходимой в образовательном процессе:
v базовая информация, размещенная на Web- и FTP-серверах сети;
v оперативная информация, систематически пересылаемая заказчику по электронной почте в соответствии с выбранным списком рассылки;
v разнообразные базы данных ведущих библиотек, информационных, научных и учебных центров, музеев;
v информация о компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Интернет-магазины.
44. Электронные учебные курсы. Структурирование учебного материала.
Приступая к созданию систем, реализующих технологии обучения, следует уделить внимание тем международным стандартам, которые разработаны в области приложений. Техническую поддержку Международной организации по стандартизации оказывает Институт инженеров по электротехнике и радиоэлектронике (The Institute of Electrical and Electronics Engineers, IEEE). Один из научных комитетов IEEE занимается проблемами стандартизации образовательных технологий. Результатом деятельности этого комитета является рабочий стандарт IEЕЕ P1484.1/D8, который посвящен архитектуре систем, реализующих технологии обучения (Learning Technology Systems Architecture - LTSA). Этот стандарт охватывает обучающие, тренинговые, интеллектуальные системы, системы компьютерного тестирования.
Основные задачи стандарта:
v структуризация архитектуры систем, реализующих технологии обучения, выделение типовых, функциональных базовых блоков, что позволяет выработать единые подходы, требования, критерии для оценки существующих систем и формирует представления о будущих системах;
v определение требований к интерфейсу;
v определение технических перспектив на ближайшие несколько лет.
Электронный учебник – это обучающая программа комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую функцию.
Можно определить следующие задачи, решаемые электронным учебником:
v конспективное представление полного текста учебного материала;
v структуризация учебного материала;
v визуализация содержательной части учебного материала с помощью текстово-графических элементов, облегчающих восприятие и запоминание;
v систематизация представления всего комплекса учебных дисциплин, которые предлагаются в процессе обучения.
Сформулируем принципы построения электронных учебников:
1. Нелинейное и многоуровневое представление учебной информации.
2. Нацеленность на личность (личностно-ориентированное обучение), на самостоятельную и индивидуальную работу.
3. Интеграция линий развития психической деятельности личности: наблюдения, мыслительной деятельности, практических действий (демонстрация, моделирование, информативность, интерактивность).
Электронный учебник эффективен, имеется возможность быстрого поиска необходимой справочной информации, имеются демонстрационные примеры и модели, имеется контроль. ажнейшей частью учебника должен являться глоссарий, или структурированный каталог понятий и модулей. обеспечивается навигация по электронному учебнику, быстрый поиск информации.
Под нстрационной моделью понимают компьютерную программу, файл данных, примеры и задачи, которые наглядно могут описывать и отражать понятия и объекты изучаемой предметной области, а также демонстрировать методы и способы обработки информации.
Модель назовем локальной, если ее использование предназначено для изучения отдельных разделов предметной дисциплины.
Модель можно назвать глобальной, если в ней отражены объекты разных тем и других предметных областей.
При классификации локальных демонстрационных моделей курса информатики целесообразно разделить их на блоки, соответствующие различным содержательным линиям:
v модели, демонстрирующие структуры данных, их представление в памяти компьютера, принципы, приемы и методы хранения и обработки информации;
v модели, демонстрирующие приемы и методы описания, разработки, отладки алгоритмов и программ;
v модели, демонстрирующие устройство компьютера, принципы его работы;
v модели, демонстрирующие область применения информационных технологий в решении практических задач;
v информационные модели данных, методы и способы их обработки.
А теперь отметим два вида электронного учебника: закрытый электронный учебник и Интернет-учебник. Первый является закрытым для внешнего вмешательства, неизменяемым. Он используется на отдельных компьютерах или в локальных сетях.
Под Интернет-учебником понимается открытый и имеющий ссылки на внешние источники информации и знаний электронный учебник.
Программные средства для создания электронного учебника («Микола», VLE) позволяют педагогу заранее сконструировать траекторию обучаемого для работы с системой, обозначить в ней базовые и дополнительные элементы
45. Дидактические особенности электронных учебных курсов. (Анищенко Ю. Домашние университеты/ПЛ-Компьютеры №11, 2002 г.; журнал «КомпьютерПресс» - «Уроки по созданию учебного мультимедийного курса на базе eLearning»)
Каковы критерии целесообразности использования электронных ресурсов по сравнению с традиционными средствами обучения? В качестве таковых можно отметить:
v доступ к огромным массивам учебной информации, возможность ее структурирования, свертывания в пространстве и времени;
v повышение производительности поиска сильно разветвленной учебной информации по какому-либо курсу, ее пошаговая детализация, возможность отбора по определенным критериям;
v демонстрация реально трудно воспроизводимых объектов, опытов, экспериментов, ситуаций; моделирование объектов и ситуаций для прогнозирования их развития;
v настройка учебного материала на конкретного обучаемого (уровневая дифференциация обучения, выбор индивидуального маршрута), что приводит к достижению оптимизации его работы;
v вовлечение ученика в самостоятельное освоение учебного материала, добывание знаний.
Для реализации основных дидактических принципов обучения при работе с электронным учебником актуальной становится возможность использования динамическогогипертекста, в котором можно обеспечить настройку предъявляемого обучаемому материала в зависимости от его действий. Это помогает сделать гипертекстовый учебник гибкой, самонастраивающейся системой:
v использование динамически настраиваемых гипертекстовых страниц позволяет реализовывать принцип доступности, а возможность проведения диагностики позволяет в зависимости от ее результатов предлагать тот или иной уровень сложности в пределах одной и той же темы, обеспечивая тем самым дифференцированный подход к обучению;
v включение в страницу элементов мультимедиа помогает создать обучающую среду с ярким и наглядным представлением информации, реализуя принцип наглядности;
v гиперссылки позволяют естественным образом увязать различные материалы, предоставив обучаемому возможность обращения к необходимой теоретической информации при выполнении практических заданий, иллюстрируя теоретический материал практическими примерами, что обеспечивает соблюдение принципа связи теории и практики;
v работа гипертекстовой обучающей системы может адаптироваться к тем результатам, которые показывает обучаемый при выполнении заданий, ответах на вопросы, что позволяет благодаря обратной связи реализовать принцип прочности знаний.
Вовлекая обучаемого в непрерывный процесс рассмотрения альтернатив, новых точек зрения и новых связей, гипертекстовая обучающая система обеспечивает получение знаний в ходе творческой, поисковой деятельности, эффективность которой в большой степени зависит от инициативности, целеустремленности, самостоятельности обучаемого. Конечно, мимолетные мысли или идеи должны вынашиваться, и обучаемый, имеющий недостаточную начальную подготовку и поэтому постоянно «сражающийся» с системой, будет не в состоянии обращать внимание на их зарождение. Но в обучении важно уже то, что подобные идеи будут постоянно генерироваться.
Полат Е.С. «метод проектов»
столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления). Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. “Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум… Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления”.
“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
П. Внешние коммуникации
Внешние (по отношению к ЛВС) электронные коммуникации, доступные при разработке системы ДО для удаленных абонентов, можно разделить на три категории:
1 использующие возможности и протоколы сети INTERNET (telnet, ftp, WWW, NetBbs);
2 использующие почту сети FIDO-NET;
3 на основе прямых соединений по модему с использованием обычных коммутируемых телефонных линий (поддержка протокола UUCP).
Выбор одного из вариантов электронного канала связи будет определяться обучающимся, в зависимости от его технических возможностей, в то время как потенциал узлов связи ТАСУР и корпуса ФЭТ позволяет поддерживать все перечисленные категории коммуникаций на базе имеющегося оборудования.
При разработке системы дистанционного образования можно выделить два уровня ее реализации, которые могут соответствовать двум этапам ее разработки и внедрения.
Первый уровень (этап) предполагает широкое использование сетевых информационных технологий для организации учебного процесса в пределах локальных вычислительных сетей учебных корпусов. Здесь на новом уровне можно решать задачи всех существующих в академии форм обучения.
Второй уровень реализации ДО не накладывает ограничения на расстояние до обучающегося. Но требует наличия в его распоряжении какого-либо средства коммуникации, обеспечивающего взаимодействие по любому из широкого спектра поддерживаемых узлами связи академии протоколов. Наиболее очевидные области применения -- это система поддержки заочного обучения, взаимодействие с филиалами академии и т.п.
Примером может служить электронная доска объявлений (BBS) для поддержки заочного обучения студентов специальности 22.02. При этом предполагается не только предоставление студентам различных нормативных и методических материалов но прием от них результатов их самостоятельной работы.
Типы УТП
Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;
Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, спортивной игре, пр.);
Приключенческие, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая;
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, также как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом;
Литературно-творческие - наиболее распространенные типы совместных проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, разной религиозной ориентации объединяются в желании творить, вместе написать какой-то рассказ, повесть, статью в газету, стихи и пр;
Естественнонаучные проекты чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране);
Экологические проекты также чаще всего требуют привлечения исследовательских, научных методов, интегрированных знаний из разных областей (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах и пр.);
Языковые (лингвистические) - чрезвычайно популярны, поскольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов.
Культурологические проекты связаны с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, т. к. необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре.
При проектном методе меняется роль учителя в классе. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
В соттветствии с типами телекоммуникационных проектов появляется возможность разрабоки проектов по конкретным учебным предметам т. е. предметно-ориентированных проектов. В основном все проекты интегрированные, межпредметные, нет чисто 'математических' или 'биологических'.
61. Организация выполнения УТП. Координация проектной деятельности при работе в компьютерной сети. (Захарова И.Г. «Информационные технологии в образовании: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений»)
На современном этапе этот метод получил свое дальнейшее развитие в связи с применением новейших технологий в преподавании. Основываясь на теоретические исследования ученых и педагогов в этой области, можно сказать, что работа обычно состоит из следующих этапов:
предварительная постановка проблемы или выбор темы;
выдвижение и обсуждение гипотез решения основной проблемы, исследование которых может способствовать решению основной проблемы в рамках намеченной тематики, гипотезы выдвигаются студентами с подачи преподавателя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению гипотез, видеоряд с той же целью, т.д.);
поиск и сбор материала для решения проблемы и раскрытия темы;
окончательная постановка проблемы или выбор темы;
поиск решения или раскрытие темы на основе анализа и классификации собранного материала;
презентация и защита проектов, предполагающая коллективное обсуждение.
Что в таких случаях требуется от учителя? Это:
-умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
-владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
-владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своими авторитетом; способностью генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем; умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;
-если речь идет о международном проекте – практическое владение языком партнера, достаточную осведомленность о культуре и традициях народа, государственном и политическом устройстве страны, ее истории;
-владение компьютерной грамотностью (текстовым редактором, телекоммуникационной технологией, пользованием базой данных, принтером);
-наконец, умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
Что должен уметь ученик в области компьютерной телекоммуникационной технологии?
умение войти в сеть (электронную почту);
умение составить и отправить по сети письмо;
умение «перекачать» информацию из сети на жесткий или гибкий диск и наоборот, с жесткого или гибкого диска – в сеть;
структурировать полученные письма в специальной директории;
работать в системах