Психолого-педагогические аспекты формирования личности правоведа

огромное значение в формировании личности юриста имеют учебная подготовка и профессиональная деятельность. Процесс подготовки студента к юри- дической деятельности состоит из нескольких последовательных этапов: профориентации, профотбора, профессионального воспитания и обуче- ния, самосовершенствования

Роль внешних факторов в повышении эффективности юридического труда

юрист в повсед- невной деятельности встречается со многими внешними факторами, вли- яющими на его работу. Общественная природа юридической деятельности проявляется в обмене информацией и результатами между ее субъектами и участниками. От уровня правовой культуры во многом также зависит эффектив- ность юридического труда. Правовая культура личности — необходимая предпосылка и созидательное начало правового состояния общества, его цель и составная часть. Вместе с тем — это степень и характер правового развития самой личности, что находит выражение в уровне ее правомер- ной деятельности. Правовая культура личности предполагает ее позитив- ное правовое сознание в действии и представляет деятельность, соответ- ствующую прогрессивным достижениям общества в правовой сфере. В процессе своей деятельности юристы вынуждены преодолевать сопротивление со стороны отдельных лиц, а в некоторых случаях и микро- групп. Прокурор, следователь, оперативный работник, судья в поисках истины по делу нередко наталкиваются на пассивное или даже активное противодействие со стороны заинтересованных в определенном исходе дела лиц. На деятельность юриста велико влияние общественного мнения, поскольку специалисты воспринимаются не только как исполнители определенных ролей, но и как носители положительных или отрицатель- ных человеческих качеств. В частности, каждый, кто силой обстоятельств вовлечен в ролевое общение с юристом, ожидает от него не только ква- лифицированного исполнения обязанностей, но и уважительного отноше- ния. В против ном случае юрист наталкивается на сопротивление со сто- роны этих лиц. Современная научная организация труда — управление трудовым процессом на основе системного анализа. К задачам, которые решаются в рамках современной НОТ, относятся: 1) совершенствование управленческих функций; 2) улучшение организации рабочих мест; 3) рационализация методов труда; 4) оптимизация нормирования труда; 5) подготовка кадров. В настоящее время НОТ развивается в рамках инженерной психоло- гии и менеджмента.

Личность юриста.

Профессиографический анализ правоохранительной деятельности прокурорских, следственных, судебных работников позволил сформулировать пять основных факторов профессиональной пригодности:

I фактор - высокий уровень социализации личности юриста.

К числу профессионально значимых свойств личности юриста, составляющих данный фактор, относятся:

- высокий уровень развития правосознания;

- доминирование социально значимых мотивов в сфере мотивации профессиональной деятельности;

- честность, принципиальность, гражданское мужество, чувство долга, совестливость;

- ответственность, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, аккуратность.

II фактор - эмоционально-волевая устойчивость личности юриста. Комплекс психических свойств, обеспечивающих эмоционально-волевую устойчивость, включает:

- высокий уровень работоспособности;

- высокий уровень стрессоустойчивости;

развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, активность, динамичность нервных процессов).

III фактор - познавательные способности юриста, высокий уровень интеллектуального развития. Это предполагает следующие психологические качества:

- развитой интеллект, аналитико-синтетический склад ума, способности к абстрагированию, рефлексии;

- глубина, оперативность, широта, самостоятельность, продуктивность, гибкость, критичность, прогностичность мышления;

- широкий кругозор, эрудированность;

- развитое воображение, наблюдательность, проницательность, интуиция;

- емкая память, способность к быстрой актуализации необходимой информации;

- способности к сосредоточению, высокой концентрации внимания и его быстрому переключению с одного объекта на другой;

- развитое смысловое восприятие;

- высокая умственная работоспособность, обучаемость, восприимчивость к новому.

IV фактор - коммуникативная компетентность юриста.

Данный фактор включает следующие свойства:

- способности устанавливать и поддерживать психологический контакт с различными участниками общения;

- проницательность, способность правильно интерпретировать поведение;

- свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, в том числе средствами коммуникативного воздействия;

- развитая культура речи;

- вежливость, тактичность, чуткость, уважительное, внимательное и доброжелательное отношение к людям, умение слушать партнера по диалогу, эмпатийность;

- умение в конфликтных ситуациях избирать и проводить адекватную линию поведения;

- адекватная самооценка;

- чувство юмора.

V фактор - организаторские способности.

Юрист, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта должен иметь следующие качества:

- повышенная работоспособность;

- самостоятельность, инициативность, предприимчивость;

- настойчивость, целеустремленность, уверенность в себе; в мотивационной сфере - доминирование мотивов достижения;

- высокая стрессоустойчивость;

- чувство ответственности за свои действия;

- развитые аналитические способности, такие как гибкость мышления;

- развитые коммуникативные качества;

- умение контролировать ход и результаты совместной деятельности, критичность, требовательность к подчиненным;

- умение оказывать управляющее воздействие на коллектив, мотивировать и побуждать подчиненных к выполнению работы.

Наши рекомендации