Тема: Психолого-педагогические аспекты взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ

В Законе РФ «Об образовании» (1992г.) в статье 15 излагаются общие требования к организации образовательного процесса. В Типовом положении о дошкольном образовательном процессе (1995г.) участниками образовательного процесса названы воспитанники, педагогические работники, родители (а также лица, их заменяющие). Очерченный круг участников образовательного процесса предполагает реализацию взаимодействия, сотрудничества, содействия, взаимопомощи. Линия партнерства предполагает активное, добровольное участие, включенность, как взрослых, так и детей в жизнедеятельность детского сада.

Социокультурная практика организации взаимодействия участников образовательного процесса призвана формировать субъектно-субъектные связи и отношения, инициативность и самостоятельность, творчество и компетентность.

Для того чтобы взаимодействие протекало в такой форме, необходима особая организация образовательного пространства, определенный стиль поведения взрослых и детей, гибкий подбор вариативных образовательных программ, которые несли бы содержательно педагогическую ценность и одновременно были бы рационально-привлекательны для всех участников.

Психолого-педагогические аспекты развития потенциала участников образовательного процесса включают:

- признание ребенка ценностью образовательного пространства;

- широкое задействование взрослым развивающих функций специфических видов детской деятельности;

- личностное развитие дошкольников, учет их интересов, склонностей, направленности;

- педагогическая последовательность содержания, форм, методов воспитания и обучения детей;

- личностно-ориентированное стилевое поведение взрослых;

- единство и психолого-педагогическая направленность действий, устремлений участников образовательного процесса;

- полнота и целостность детского развития, его амплификация (обогащение);

- содержательная линия социализации детей, формирование базисных характеристик личности: самостоятельность, инициативность, компетентность, произвольность, свобода поведения, самосознания и самооценка, творчество;

- здоровосбережение всех участников, развитие гармоничности, психофизического благополучия;

- стандартизация и нормированность жизнедеятельности ДОУ, гарантированность прав всех участников образовательного процесса, создание равных возможностей, обеспечивающих успешность работы ДОУ.

Общими психолого-педагогическими условиями взаимодействия должны стать:

- диалогичность, содержательность, направленность на ребенка, как на личность, способную к самовыражению и взаимодействию;

- доверие к взрослому, как базальное свойство личности ребенка, формируется в совместной деятельности, где совпадают и перекликаются интересы детей и взрослых;

- межвозрастное общение создается как основа развития эмпатии, сопереживания, помощи и поддержки, где используются приемы авансирования успеха, усиление мотивации личностной заинтересованности в сотрудничестве;

- интерактивная функция взаимодействия участников образовательного процесса реализуется через согласование действий, распределение обязанностей, установление равноправия и взаимопонимания.

Профессиональная направленность педагогов ДОУ, их компетентность позволяют придать взаимодействию с родителями и детьми развивающий характер, обеспечивающий своевременность становления личности ребенка.

В практику организации образовательного процесса культивируются идеи гуманистической педагогики и психологии, принципы содружества, сотрудничества, соучастия детско-взрослого сообщества (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, В Бондаревская, О.С. Газман, В.Т. Кудрявцев, В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Т.А. Куликова, С.А. Козлова и др.).

Линия взаимодействия эмпатии, идентификации (сравнить себя, свое поведение и состояние с поведением и состоянием других) и рефлексии, рассматриваемая в контексте феномена децентрации (постановки себя на место другого лица, личностное сходство партнеров) направляет внимание всех участников образовательного процесса на личную амплификацию, т.е. обогащение своего субъектного опыта, саморазвитие.

Стилевая педагогика поведения участников, понимание необходимости и обязательности взаимодействия должны стать залогом успешности образовательного процесса детского сада.

Наши рекомендации