ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ социального педагога
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Социальный педагог назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности социального педагога его обязанности могут быть возложены на заместителя директора (социальная защита), старшего вожатого или классного руководителя из числа наиболее опытных. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.2. Социальный педагог должен, как правило, иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика», «Социальная педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
1.3. Социальный педагог подчиняется непосредственно директору.
1.4. Социальный педагог должен знать:
- приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
- Конвенцию о правах ребенка;
- основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства;
- общую и социальную педагогику;
- педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию;
- основы здоровьесбережения и организации здорового образа жизни, социальной гигиены;
- социально-педагогические и диагностические методики;
- методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
- современные педагогические технологии: продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
- основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- социально-педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), навыки социально-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п.;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- режим работы школы;
- правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.5. В своей деятельности социальный педагог должен руководствоваться:
- Конституцией Российской Федерации и Республики Башкортостан;
законом РФ «Об образовании»;
- Типовым положением об общеобразовательном учреждении;
- Семейным кодексом РФ;
- указами Президента РФ, нормативными актами Правительства РФ, Правительства Республики Башкортостан и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся;
- административным, трудовым и хозяйственным законодательством;
- правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
- Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором.
Социальный педагог должен соблюдать Конвенцию о правах ребенка.
2. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
2.1. Профессиональная компетентность – качество действий социального педагога, обеспечивающих:
- эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей;
- владение современными, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование;
- использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик для построения современных занятий с обучающимися, осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
2.2. Коммуникативная компетентность – качество действий социального педагога, обеспечивающих:
- эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком;
- установление контакта с обучающимися разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе;
- умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
- умение убеждать, аргументировать свою позицию;
- владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
2.3. Информационная компетентность – качество действий социального педагога, обеспечивающих:
- эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям процесса социализациии дидактическим требованиям;
- формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами;
- квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач;
- использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе;
- регулярную самостоятельную познавательную деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности;
- использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе;
- ведение школьной документации на электронных носителях.
2.4. Правовая компетентность – качество действий социального педагога, обеспечивающих:
- эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти, а также локальных актов и иной школьной документации для решения соответствующих профессиональных задач.
3. ФУНКЦИИ
Основными функциями, выполняемыми Социальным педагогом, являются:
3.1. осуществление комплекса мероприятий по развитию и социальной защите личности обучающихся в школе и по месту жительства;
3.2. изучение психолого- медико- педагогических особенностей личности обучающихся и ее микросреды, условий жизни;
3.3. выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонения в поведении обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи;
3.4. обеспечение сотрудничества с семьей, социальной средой, специалистами различных социальных служб и административных органов.
4. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:
4.1. анализирует:
- личностные проблемы обучающихся для оказания им своевременной социальной помощи и поддержки;
- перспективные возможности школы в области осуществления проектов адаптации обучающихся в современной социальной среде;
- ход и развитие проектов и программ по адаптации обучающихся;
4.2. прогнозирует:
- последствия запланированных проектов и программ по адаптации обучающихся;
- тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений по корректировке стратегии развития школы;
4.3. планирует и организует:
- процесс разработки и реализации проектов и программ адаптации обучающихся к современным социальным условиям;
- мероприятия по повышению профессиональной компетентности классных руководителей, воспитателей (ГПД) по вопросам социальной адаптации обучающихся;
- сбор и накопление информации о детях, имеющих проблемы по социальной адаптации;
- систему внешних связей школы, необходимых для успешного осуществления проектов и программ социальной адаптации обучающихся;
- систему контроля за ходом проектов и программ адаптации обучающихся к современным социальным условиям;
- различные виды социально значимой деятельности обучающихся и взрослых,;
- мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ;
- разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей;
4.4. координирует:
- организует работу по внедрению сигнальных карт в подведомственных органах и учреждениях;
- совместную деятельность отдельных участников проектов и программ по социальной адаптации обучающихся;
- взаимодействие деятельности работников школы и привлекаемых представителей сторонних организаций по вопросам социальной адаптации обучающихся;
4.5. руководит:
- деятельностью воспитателей (ГПД), классных руководителей по социальной адаптации обучающихся;
- созданием установления гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;
4.6. контролирует:
- реализацию проектов и программ социальной адаптации обучающихся;
- ресурсное обеспечение школьных проектов и программ социальной адаптации обучающихся;
- выполнение принятых решений в области социальной адаптации;
- дальнейшую социальную адаптацию выпускников школы;
4.7. корректирует:
- ход реализации проектов и программ социальной адаптации обучающихся;
4.8. разрабатывает:
- нормативные документы для участников школьных проектов и программ социальной адаптации обучающихся;
- отдельные фрагменты программы развития школы, других стратегических документов;
4.9. определяет:
- задачи, формы, методы социально-педагогической работы с обучающимися;
- способы решения личных и социальных проблем обучающихся, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
4.10. консультирует:
- родителей (законных представителей), воспитателей (ГПД) и классных руководителей по вопросам социальной адаптации обучающихся;
- лиц, привлекаемых к сотрудничеству со школой по вопросам социальной адаптации обучающихся;
4.11. содействует:
- созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающегося;
- гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;
- установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;
- созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся;
4.12. участвует в:
- организации самостоятельной деятельности обучающихся, в том числе исследовательской;
- осуществлении работы по трудоустройству, патронажу, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;
- работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы;
- подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
4.13. обеспечивает:
- охрану жизни и здоровья обучающихся;
- использование в своей деятельности компьютерных технологий, в т.ч. текстовых редакторов и электронных таблиц;
- обсуждение с обучающимися актуальных событий современности;
- принятие мер по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся;
- взаимодействие с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации;
- выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности;
5. ПРАВА
Социальный педагог имеет право в пределах своей компетенции:
5.1. присутствовать:
- на любых мероприятиях, проводимых с обучающимися, предупредив об этом педагога не позднее, чем накануне (без права входить в помещение после начала мероприятия и делать педагогу замечания);
5.2. давать:
- обязательные распоряжения воспитателям (ГПД), классным руководителям, младшему обслуживающему персоналу;
5.3. принимать участие в:
- разработке социальной политики и стратегии развития школы, в создании соответствующих стратегических документов;
- разработке любых управленческих решений, касающихся вопросов социальной адаптации обучающихся;
- разработке положений о подразделениях, занимающихся работой по социальной адаптации обучающихся, их компетенции, обязанностях, полномочиях, ответственности;
- ведении переговоров с партнерами школы по проектам и программам социальной адаптации обучающихся;
- в принятии решений Педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления;
5.4. вносить предложения:
- о создании и ликвидации временных коллективов, групп и объединений, занимающихся проектами и программами социальной адаптации обучающихся;
- о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов и программ социальной адаптации обучающихся;
5.5. устанавливать от имени школы:
- деловые контакты с лицами и организациями, могущими способствовать социальной адаптации обучающихся;
5.6. запрашивать:
- для контроля и внесения корректив рабочую документацию у воспитателей (ГПД), классных руководителей по вопросам социальной адаптации;
- у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;
5.7. приглашать:
- от имени школы родителей (законных представителей) для информирования их об особенностях социальной адаптации их детей;
5.8. контролировать и оценивать:
- ход и результаты проектов и программ социальной адаптации обучающихся, налагать вето на те из них, которые чреваты ухудшением здоровья обучающихся, нарушением техники безопасности, не предусматривающие профилактики, компенсации и преодоления возможных негативных последствий;
5.9. требовать:
- от участников учебно-воспитательного процесса соблюдения норм и требований профессиональной этики, выполнения принятых школьным сообществом планов и программ социальной адаптации обучающихся (носящих обязательный характер);
5.10. повышать:
- свою квалификацию.
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, социальный педагог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
6.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, социальный педагог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».
6.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил социальный педагог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
6.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также прав, предоставленных настоящей Инструкцией, социальный педагог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
7. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ
Социальный педагог:
7.1. работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы;
7.2. планирует свою работу на каждый учебный год и каждый учебный модуль под руководством своего непосредственного руководителя. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
7.3. представляет своему непосредственному руководителю письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждого учебного модуля;
7.4. получает от директора школы, заместителя директора (воспитательная работа) информацию нормативно-правового характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
7.5. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы;
7.6. информирует администрацию школы о трудностях, возникших на пути осуществления проектов и программ социальной адаптации обучающихся;
7.7. исполняет обязанности заместителя директора школы (воспитательная работа), классных руководителей в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и Уставом школы на основании приказа директора.
ОТВЕТ №46.ОХРАННО-ЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ
Охранно-защитная, т.е. использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.
Дети и молодежь являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это - непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями. Права детей как общечеловеческая ценность являются главным ориентиром в работе социального педагога, что позволяет рассматривать социально-педагогическую работу как общественную и профессиональную деятельность, главная доминанта которой - защита прав ребенка, членов его семьи. Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том, что он: использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов обучающихся ,содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей.