Структура социально-педагогической технологии: цель, этапы деятельности, формы и методы.
Чтобы более полно представить содержание социально-педагогической технологии, необходимо рассмотреть ее структуру и основные компоненты – структурные элементы.
Структура (от лат. structura) – взаиморасположение и связь основных частей чего-либо; строение. Строение позволяет выявить компонентный состав изучаемого явления. Компонент (от лат. componens – составляющий) – составная часть чего-либо.
Социально-педагогическая технология по своей сущности есть целенаправленная, специально организованная последовательность деятельности. Как правило, социально-педагогическая деятельность начинается с постановки цели и задач, которые необходимо решить специалисту: например, сформировать у ребенка навыки общения, которые у него отсутствуют, помочь ребенку адаптироваться в новой для него среде и т.д.). Цель в свою очередь определяет содержание деятельности, формы ее организации, методы реализации и средства, которые взаимосвязаны между собой. Условно взаимосвязь между целью, содержанием деятельности, формами, методами и средствами ее реализации можно представить схематично:
В социально-педагогической деятельности, помимо названных компонентов выделяются определенные этапы (подэтапы) действий, обеспечивающие в своей совокупности достижение поставленной (прогнозируемой) цели. Существует несколько подходов к выделению этапов действий. Чаще всего в структуре какого-либо процесса выделяется три основных этапа:
· подготовительный;
· непосредственной деятельности (реализации выбранной педагогической технологии);
· результативный.
Иногда выделяют в подобных структурах четыре этапа, разделив первый на два самостоятельных – диагностико-прогностический и собственно подготовительный.
А.К. Маркова и Л.М. Митина выделяют следующие три компонента в структуре педагогической деятельности: 1) мотивационно-ориентировочный (ориентация в обстановке и ее изучение, постановка целей и задач, возникновение мотивов); 2) исполнительский (реализация); 3) контрольно-оценочный (результат). На первом этапе социальный педагог формулирует педагогические цели и задачи (в любом виде деятельности), на втором подбирает необходимые социально-педагогические средства для их осуществления и реализует запланированные действия, на третьем – анализирует и оценивает собственные действия.
Мотивационно-ориентировочный этап деятельности социального педагога связан с изучением социально-психологических характеристик личности ребенка, а также социально-педагогических влияний микросреды на растущего человека. При этом специалист использует такие методы как наблюдение, беседа, опрос экспертов, интервьюирование, анкетирование, невербальные методы (цветометрия, ранжирование, тематический рисунок, проективные методики), изучение документов, контент-анализ и др.
Исполнительский этап предполагает следующие действия социального педагога:
· организация воспитательно-образовательных взаимодействий с проблемной личностью, нуждающейся в помощи (отношения участия, поддержка детей из семей группы риска, содействие в решении проблем, сотрудничество с семьей и общественностью, посредничество в личностной самореализации ребенка, побуждение учащегося к самоорганизации и самостоятельности в решении проблем);
· реализация социально-педагогической и психологической помощи и поддержки личности в кризисных ситуациях (прояснение проблемы, отреагирование проблемы, осмысление путей решения проблемы, составление плана и выбор программы действий, помощь ребенку (семье) в организации выхода из проблемы, координация усилий ближайшего окружения личности, создание группы поддержки);
· коррекция отношений, способов социального действия, посредничество в творческом развитии личности и группы (моделирование ситуаций для нового опыта, моделирование сфер успешной деятельности, организация диалога и сотрудничества, организация микросреды с измененными отношениями, помощь в разблокировке позитивных эмоций, создание и оценка ситуаций успеха, изменение представлений личности о своем «Я», поддержка инициатив, создание условий для творчества).
Контрольно-оценочный этап. Анализ и оценка результатов взаимодействия социального педагога с различными категориями воспитанников и их семьями: 1) интеллектуально одаренными, эмоционально неординарными, социально ориентированными и социально-ответственными учащимися и их родителями; 2) детьми-сиротами и лицами, их представляющими в учебном учреждении; многодетными, неполными, малообеспеченными, находящимися в социально опасном положении и др. семьями; 3) криминогенно опасными семьями, несовершеннолетними правонарушителями, бездомными детьми.
Эффективность профессиональной деятельности социального педагога заключается в реализации всех ее компонентов.
Всякая социально-педагогическая технология имеет цель, задачи и соответствующее им содержание. Именно целевая установка определяет назначение технологии. Она может носить общий или частный (функциональный) характер. Исходя из этого, следует выделять социально-педагогические технологии общего назначения и социально-педагогические технологии функционального (функциональная социально-педагогическая технология) или частного назначения.