Система ценностей консультанта

Каждый человек имеет собственную систему ценностей, которая определяет его решения и то, как он воспринимает окружающий мир и других людей. Речь идет о важнейших жизненных критериях. Система ценностей консультанта оп­ределяет исходные предпосылки консультирования. Любая проблема личности, как отмечает Р. Мей (1967), это мораль­ная проблема; иначе говоря, каждая проблема личности имеет свой моральный подтекст. В какой степени собственно процесс консультирования имеет или должен иметь характер ценностной дискуссии, а также в какой сте­пени ценности консультанта должны "участвовать" в про­цессе консультирования? По этому вопросу существует две крайние позиции.

Одна из них — консультант должен быть "объективным", ценностно-нейтральным и не вносить в консультативные от­ношения свою жизненную философию и ценностную систе­му. Он обязан полностью сконцентрироваться на ценностях клиентов. Это не означает, что идеальным считается консуль­тант, не имеющий собственной системы ценностей, — просто он не должен занимать во время консультирования опреде­ленную позицию по моральным и ценностным аспектам. Смысл данной установки консультанта обосновывается тем, что в процессе консультирования клиент, часто благодаря поощрению извне, обучается менять исходные предпосылки своего поведения; самооценка формируется на основании интериоризации оценок окружающих. С. Patterson (1958; цит. по: George, Cristiani, 1990) указывает также на целый ряд при­чин, по которым консультанту следует избегать оказывать воздействие на ценности клиента:

— жизненная философия каждого индивида уникальна и нежелательно навязывать ее другим;

— ни один консультант не может утверждать, что имеет полностью развитую, адекватную философию жизни;

— наиболее подходящие места для усвоения ценностей — это семья, церковь и школа, а не кабинет консультанта;

— индивид развивает собственную этическую систему, пользуясь не одним источником и не за один день, а под влиянием многих жизненных факторов и в течение длитель­ного отрезка времени;

— никто не может воспрепятствовать другому человеку в формировании уникальной философии жизни, которая была бы для него самой осмысленной;

— клиент имеет право на неприятие этических принци­пов и философии жизни другого лица.

На противоположном полюсе - мнение Е. Williamson (1958; цит. по: George, Cristiani, 1990), согласно которому консультант должен открыто и ясно демонстрировать клиен­ту свою ценностную позицию, поскольку попытка быть нейтральным в ценностных ситуациях побуждает клиента полагать, что консультант считает приемлемым и оправдан­ным пагубное с социальной, моральной и правовой точек зрения поведение. Это позиция консультанта-воспитателя, знающего, что хорошо и что плохо.

Трудно согласиться с обоими крайними мнениями. Если реально посмотреть на ситуацию консультирования, станет ясно, что полностью исключить ценности консуль­танта, мировоззренческие аспекты из консультативного контакта с клиентом просто невозможно, если консуль­тирование понимать как отношения двух людей, а не как нечто механическое или заранее запрограммированное. Консультант должен четко знать свои ценности, не скры­вать их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Од­нако ясная ценностная позиция консультанта не подразу­мевает нравоучений и морализирования.

По мнению G. Соrrу (1986), консультант или психотера­певт, желая избежать ценностных коллизий в процессе кон­сультирования, должен иметь четкую позицию по некото­рым вопросам. Важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта, — это семья, секс, аборты, религия, нарко­тики.

Консультанту бесконечно важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой и тем не менее избежать навязывания собственных установок клиентам. Жизненная философия каждого человека и его ценности уникальны. Было бы слиш­ком высокомерно думать, что только консультант знает, что такое "хорошая и праведная жизнь". С другой стороны, ней­тральность консультанта означает или его амбивалентность в отношении ценностей, или то, что он заботится только о "защите" процесса консультирования от своих ценностей, и это мешает аутентичности и искренности. В процессе кон­сультирования мы должны помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, каким образом они могут изме­нить поведение или даже сами ценности. Следовательно, консультант поднимает вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент на основе собственных ценностей. Консуль­тант, ориентируясь на свою систему ценностей, также помо­гает клиенту лучше понять последствия некоторых решений, поступков для его собственной жизни и благополучия близ­ких ему людей.

На личность консультанта

Профессия психолога-консультанта интересна и дает немало полезного самому консультанту. Она позволяет глубоко познать разных людей и испытать чувство удовлетворенности собой, если консультанту удаётся помочь им.

Однако, несмотря на полезность профессии, зачастую она стоит занимающимся ею людям довольно дорого. A. Storr (1980) выделяет несколько важных аспектов этой "платы":

— угроза утратить идентичность и "раствориться" в кли­ентах;

— отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья);

— угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической патологией.

Консультанты нередко забывают, что их преимущество в познании клиентов весьма относительно, поскольку они видят клиентов в специфических условиях и, как правило, непродолжительное время. Консультанты не имеют возмож­ности наблюдать за деятельностью клиентов в реальной жизни и только с их слов знают об их тревогах, страхах, неудачах, и в меньшей степени — о достижениях. Зачастую консультант преувеличивает личностные нарушения клиен­та, и главнейшим последствием ошибочного представления становится ориентация на лечение, а не на понимание и выявление позитивных аспектов жизни. Ориентация на ле­чение слишком связывает консультанта с клиентом, требует от него больших усилий, чем нужно в действительности, и, наконец, заставляет смотреть на жизнь через "темные очки".

Излишняя вовлеченность в профессиональную деятель­ность нередко заставляет страдать семью консультанта. Во-первых, требования этики не позволяют консультанту де­литься с семьей своими "психотерапевтическими" впечатле­ниями, поэтому члены семьи лишь приблизительно пред­ставляют, чем занимается консультант. Такова общая про­блема семей, члены которых из профессиональных сообра­жений должны думать, что и как говорить близким о своей работе. Во-вторых, консультирование требует больших эмо­циональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье. Когда на работе весь день приходится выслушивать других людей и углубляться в их заботы, вечером бывает трудно проникнуться заботами жены или мужа и детей. И это не единственные проблемы, которые выдвигает профессия консультанта.

Психологическое консультирование и психотерапия от­несены к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределен­ные критерии успеха. Представителям этих профессий грозит опасность так называемого "синдрома сгорания".

"Синдром сгорания" — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Данный синдром выражается в деп­рессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей ви­деть положительные результаты своего труда, отрицатель­ной установке в отношении работы и жизни вообще. Суще­ствует мнение, что люди с определенными чертами личнос­ти (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную ус­тановку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому.

Каковы же наиболее часто встречающиеся причины "синд­рома сгорания"? Кочюнас (2000) выделяет важнейшие из них:

— монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;

— вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

— строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;

— работа с "немотивированными" клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой рабо­ты;

— напряженность и конфликты в профессиональной сре­де, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излиш­ний критицизм;

— нехватка условий для самовыражения личности на ра­боте, когда не поощряются, а подавляются эксперименти­рование и инновации;

— работа без возможности дальнейшего обучения и про­фессионального совершенствования;

— неразрешенные личностные конфликты консуль­танта.

Одним из существенных факторов, преграждающих усу­губление "синдрома сгорания", является принятие личной ответственности за свою работу. Если консультант из-за не­удач или плохого самочувствия занимает пассивную позицию и обвиняет окружающих, чувство бессилия и безна­дежности лишь увеличивается. Ответственность может быть перенесена вовне различными способами: "мне не везет, по­тому что клиенты противятся консультированию и не хотят ничего изменять в жизни"; "во всем виновата организация труда, а все это от меня не зависит"; "у меня слишком много клиентов и мало времени для каждого из них" и т.п. Такая пассивная позиция консультанта заставляет его капи­тулировать перед внешними обстоятельствами и чувствовать себя жертвой, что способствует возникновению профессио­нального цинизма. Поэтому консультанту особенно важно испытывать чувство ответственности и уметь работать даже при наличии ограничений и препятствий. Вместо переклады­вания вины за собственное бессилие на окружающих и об­стоятельства, лучше направить свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об из­менении самих условий.

Существует также немало конкретных способов прегра­дить путь "синдрому сгорания":

— культивирование других интересов, не связанных с консультированием;

— внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;

— поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;

— удовлетворяющая социальная жизнь; наличие не­скольких друзей (желательно других профессий), во взаимо­отношениях с которыми существует баланс;

— стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без не­нужных самоуничижения и агрессивности;

— способность к самооценке без упования только на ува­жение окружающих;

— открытость новому опыту;

— умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;

— обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);

— чтение не только профессиональной, но и другой хо­рошей литературы, просто для своего удовольствия без ори­ентации на какую-то пользу;

— участие в семинарах, конференциях, где предоставля­ется возможность встретиться с новыми людьми и обме­няться опытом;

— периодическая совместная работа с коллегами, значи­тельно отличающимися профессионально и личностно;

— участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, свя­занные с консультативной работой;

— хобби, доставляющее удовольствие.

Итак, чтобы избежать "синдрома сгорания", консультант должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще — живет ли он так, как ему хочется. Если существую­щая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным обра­зом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эф­фективным консультантом.

Профессиональная подготовка консультанта

Одно из важнейших требований профессиональной эти­ки — это компетентность консультанта. В связи с этим воз­никают вопросы: "Какая профессиональная подготовка мо­жет обеспечить компетентное консультирование?" и "Какой опыт необходим претенденту на роль консультанта?"

Во многих странах статус консультанта определяется ли­цензией, предоставляющей формальное право заниматься профессиональной деятельностью. Чтобы получить ее, надо пройти официальную академическую программу професси­ональной подготовки, проработать определенное количество часов под наблюдением квалифицированного специалиста и иметь установленный минимум профессионального опыта. Такая система лицензирования ограничивает возможность заниматься практикой лицам, не имеющим соответствую­щей квалификации.

В нашей стране профессиональная подготовка психолога-консультанта включает в себя помимо общеобразовательной научной подготовки и освоение ряда разделов психологии, предполагающих специализацию в соответствующей профессиональной области. Р. С. Немов (1999) выделяет следующие специальные направления профессиональной подготовки:

1. Изучение подготовительного этапа психологического консультирования.

2. Освоение информации о содержании работы психолога-консультанта.

3. Овладение методами работы психолога-консультанта с клиентом.

4. Ознакомление с особенностями поведения психологического консультирования в следующих специальных областях: семейное консультирование, деловое консультирование, психолого-педагогическое консультирование, интимно-личностное консультирование.

5. Работа психолога-консультанта под руководством более опытного психолога – супервизора.

М. Сох (1988) говорит: "Жизненный опыт консультанта интегрируется с возрастающим багажом профессиональных знаний на основе углубленного самопознания. Даже отлично подготовленному консультанту не одинаково легко со всеми людьми, зато ему гарантирован душевный комфорт".

Развитию самопознания способствует обширный и ин­тенсивный курс индивидуальной и групповой терапии, осо­бенно в группах, ориентированных на совершенствование личности.

Каждый консультант до начала профессиональной дея­тельности, а также в процессе работы должен пройти лич­ную терапию, т.е. решать свои проблемы при содействии опытного профессионала. Как известно, в психоанализе длящийся до нескольких лет самоанализ является важней­шим звеном профессиональной подготовки психоаналити­ка. Опыт личной терапии важен по двум причинам. Во-первых, потому, что консультант, как и любой человек, имеет в своей личности "белые пятна": непознанные, нео­сознаваемые аспекты самости, внутренние конфликты, более глубокое познание и разрешение которых способ­ствует становлению эффективного консультанта. Консуль­танту очень полезно самонаблюдение под контролем дру­гого профессионала за переживанием таких значимых со­бытий в жизни, как любовь, секс, насилие, семейные отношения, власть, смерть и т.д. Это не означает, что лич­ность консультанта должна быть "разобрана по косточ­кам". Имеется в виду необходимость достаточного самопонимания, прежде, чем понадобится помощь. Тем не менее, было бы слишком крайним утверждение, что, приступая к консультированию, следует избавиться от всех внутрен­них конфликтов. Важно понимать суть конфликтов и как они сказываются на отношениях с клиентами. Ведь если консультант в своей личной жизни с трудом сдерживает злость или не понимает, почему постоянно испытывает вину, то велика вероятность аналогичных реакций и в процессе консультирования. Если консультанта гнетет груз прошлых заблуждений или насущные заботы, разве смо­жет он помочь клиенту избавиться от подобных проблем? В действительности мы не продвинемся с клиентом даль­ше пройденного нами пути.

Консультирование у коллеги-профессионала ценно и пе­ред началом деятельности, поскольку постоянные столкно­вения с разнообразными проблемами клиентов нередко вскрывают наши старые конфликты, вытесненные чувства. Начинающего консультанта нередко мучит чувство профес­сионального бессилия. Это тоже требует определенной помо­щи коллег. Другое важное преимущество личной терапии заключается в том, что консультант входит в роль клиента и приобретает соответствующий опыт. Личная терапия представляет уникальную возможность увидеть процесс консультирования и психотерапии глазами клиента. Только таким образом консультант может узнать, что такое беспокойство, связанное с самоанализом, что та­кое перемещение и как оно действует и т.п. Побывав в роли клиента, консультант значительно лучше представляет весь спектр душевных переживаний, возникающий во время консультирования.

Как в индивидуальной, так и в групповой терапии с будущими и уже работающими консультантами важно также выделить вопросы, связанные с более глубоким осознанием специфики профессии, обратить внимание на причины и мотивы, приведшие в профессию. Консультант должен про­думать следующие вопросы:

— почему я выбрал профессию консультанта?

— какими потребностями обусловлен мой выбор?

— какую пользу я стремлюсь извлечь из своей профес­сии?

— как смогу я сочетать свои потребности с потребностя­ми клиентов?

Возможны и другие вопросы, касающиеся личности кон­сультанта и его проблем:

— какие у меня проблемы и как я их решаю?

— какое влияние эти проблемы могут оказать на мою работу?

— каковы мои ценности и как они сказываются на стиле консультирования?

— как я использую свою силу?

— каким людям я больше нравлюсь и кто нравится мне?

— кому я не нравлюсь и кто не нравится мне?

— какое впечатление я произвожу на других людей?

Попытка ответить на эти вопросы в процессе индивиду­альной или групповой терапии поможет лучше познать и понять себя, а это значит — стать более эффективным кон­сультантом.

ОТВЕТ №14.ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ БЕСЕДЫ

Для эффективного психологического воздействия существенное значение имеет пространственная и временная организация беседы.

Пространство беседы

Идеальной для консультирования является ситуация, когда психолог имеет возможность принимать клиента в специально оборудованном для этого кабинете, где максимально обеспечены уединенность, удобство и комфорт, где ничто не привлекает излишнего внимания клиента, не отвлекает его от беседы.

Понятно, что не всегда возможно обеспечить идеальные условия, однако к месту консультирования предъявляются определенные требования. Прежде всего консультирование должно происходить в спокойной обстановке, в звуконепроницаемом кабинете. Мы знаем, что сам процесс консультирования на первых порах повышает тревожность, поэтому клиент должен быть уверен, что его не услышат посторонние. Если клиент слышит происходящее в соседней комнате или коридоре, он усомнится в конфиденциальности общения с консультантом. Это может помешать возникновению терапевтически эффективного контакта.

Кабинет должен быть не очень большим, окрашенным в спокойные тона, уютно обставленным и не слишком вычурным. Свет не должен падать на клиента. В кабинете необходим стол, удобные стулья (три-четыре стула на случай приема нескольких человек, например: родители клиента, супружеская пара и т.п.). Для проведения занятий по релаксации желательно иметь кушетку. На стенах можно повесить несколько картин, на полках расположить книги, но интерьер не должен быть перегружен, чтобы не отвлекать внимание клиента. На рабочем месте не стоит держать слишком личные вещи (например, семейные фотографии) или предметы, отражающие убеждения консультанта (например, крест на стене).

Каждый раз клиента следует принимать в одном и том же кабинете. Это его меньше отвлекает, не занимает время на освоение новой обстановки, кроме того, позволяет чувствовать себя безопаснее.

Наши рекомендации