Система ценностей консультанта и клиента.

Система ценностей чаще всего определяется как важнейший фактор организации жизнедеятельности, механизм регуляции активности и показатель зрелости личности.

Под ценностью обычно понимается явное или неявное характерное для человека представление «о должном», которое влияет на выбор возможных средств, вариантов типов j и целей действия. Проблема ценностных ориентаций особенно! важна для профессий типа «человек-человек», к которому относится и профессия психолога-консультанта. Профессиональная деятельность психолога направлена на познание, понимание личности другого человека. Очевидно, что каждый человек имеет собственную уникальную систему «енностных ориентаций, которая определяет его представления об окружающем мире и принимаемые им реяния относительно каждой проблемы. Таким образом, от | психолога требуется не только глубокая профессиональная подготовка, но и особое «профессиональное видение мира», которое предполагает наличие специфической системы ценностей. С одержание ценностей реализуется в профессиональной этике психолога.

В работе психолога тесно переплетаются личные и профессиональные ценности, ценность психолог консультант личность. Система ценностей консультанта определяет исходные предпосылки консультирования.

1. Консультант должен быть объективным, ценностно­нейтральным и не вносить в консультативные отношения свою жизненную философию и ценностную систему. Он обязан полностью сконцентрироваться на ценностях клиентов.] Это не означает, что идеальным считается консультант, не имеющий собственной системы ценностей, — просто он не должен занимать во время консультирования определенную позицию по моральным и ценностным аспектам. Причины, по] которым консультанту следует избегать оказывать воздействие на ценности клиента:

жизненная философия каждого индивида уникальна и нежелательно навязывать ее другим;

ни один консультант не может утверждать, что имеет полностью развитую, адекватную философию жизни;

наиболее подходящие места для усвоения ценностей — это семья, церковь и школа, а не кабинет консультанта;

Г) индивид развивает собственную этическую систему, пользуясь не одним источником и не за один день, а под влиянием многих жизненных факторов и в течение длительного отрезка времени;

Д) никто не может воспрепятствовать другому человеку в формировании уникальной философии жизни, которая была бы для него самой осмысленной;

Е) клиент имеет право на неприятие этических принципов и философии жизни другого лица.

2.Консультант должен открыто и ясно демонстрировать клиенту свою ценностную позицию, поскольку попытка быть нейтральным в ценностных ситуациях побуждает клиента полагать, что консультант считает оправданным пагубное с социальной, моральной и правовой точек зрения поведение. Эго позиция консультанта-воспитагеля, знающего, что хорошо и что плохо.

Трудно согласиться с обоими крайними мнениями. Если реально посмотреть на ситуацию консультирования, то невозможно полностью исключить личные ценности из консультативного процесса. Консультант должен четко знать свои ценности, не скрывать их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ; ценностной системы.

* В tfb вседневном общении мы свободно высказываем свою 1 т^чку зрения по ряду вопросов. В консультативном процессе! Этакое поведение может принести вред клиенту.

Консультант должен учитывать последствия своего влиянйЗГ* на выбор клиента. Для этого необходимо осознание своих I ценностей и умение не предъявлять их клиенту в виде образна [для подражания. Консультанту важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой, и, тем не менее, избежать навязывания Iсобственных установок клиентам. В процессе |консультирования важно помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностных ориентаций и принять самостоятельное решение. Иногда в процессе гонсультирования изменяется не только поведение клиента, ю и его ценности. Консультант не дает готовых советов - он шысо расширяет зону осознавания клиента, а клиент ищет шения и делает выбор на основе собственных ценностей.

Наши рекомендации