Культура как система ценностей. Основания классификации ценностей.

В нашем случае ценность принимается как общепризнанная норма сформированная в определённой культуре которая задаёт образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенчискими альтернативами.

Классификаций ценностей множество и зависят они от того, что именно положено в основание: если струтура, то ценности можно классифицировать как внутренние. Если модальность, то как позитивные и негативные. Если содержание, то тогда можно выделить теоретические, эстетические, религиозные, экономические, социальные и политические ценности.

Классиф. ценностей:

1 гр.

Доминантные – большинство или влиятельная эилита.

2гр. Вариантные

т.е к ним относятся терпимо

3гр. Девиантные

запрещаются и караются

5.

В мировой культуре можно выделить три типа взаимоотношений индивидуального мира культуры с окружающим миром.

Европейский тип, в котором индивидуальное «Я» рассматривается в качестве важнейшей культурной ценности.

Древнекитайски тип (восточный) В китайской культуре высшей культурной ценностью во взаимоотношении с окружающим культурным миром всегда считалось подчинение человеко культурным обычаям и традициям, подавление своего «Я», чувство долга и необходимость соответствовать определённому культурному стандарту.

Индийский тип который основан на понимании человеческого «Я», как необусловленной реальности сверхличного духа, наряду с другими природными образованиями и живыми существами. Телесное и эмпирическое человеческое «Я», согласно этому воззрению, подчинено сверхличному духу. Самореализация человека как раз и достигается через отрицание своей эмпирической природы и восхождению к духу.

Соотношение индивидуальной культ. человека и культуры социума.

В мировой культуре можно выделить три типа взаимоотношений индивидуального мира культуры с окружающим миром.

Европейский тип, в котором индивидуальное «Я» рассматривается в качестве важнейшей культурной ценности.

Древнекитайски тип (восточный) В китайской культуре высшей культурной ценностью во взаимоотношении с окружающим культурным миром всегда считалось подчинение человеко культурным обычаям и традициям, подавление своего «Я», чувство долга и необходимость соответствовать определённому культурному стандарту.

Индийский тип который основан на понимании человеческого «Я», как необусловленной реальности сверхличного духа, наряду с другими природными образованиями и живыми существами. Телесное и эмпирическое человеческое «Я», согласно этому воззрению, подчинено сверхличному духу. Самореализация человека как раз и достигается через отрицание своей эмпирической природы и восхождению к духу.

Феномен «массовой культуры».

Эта проблема затрагивает сегодня не только взаимосвязь искусства с экономикой, но и саму проблему художественности. В ХХ веке в искусстве используются несуществующие ранее источники звука, цвета, света. В каждом доме, благодаря телевидению, видео, радио, могут услышать исполнение музыкальной классики Святославом Рихтером, увидеть шедевры лучших музеев мира, посмотреть кинофильмы и театральные постановки величайших режиссеров современности. Однако массовое производство и репродуцирование произведений искусства оборачивается появлением стандарта не только в материальной, но и духовной сфере, а это, в свою очередь, приводит к выработке усредненного вкуса. Можете ли вы отличить в том потоке музыке, который обрушивается на вас ежедневно, художественное от нехудожественного, искусство от псевдо-искусства, эрзац-культуры? Стандартизация вкусов способствует усреднению уровня художественных произведений. Достаточно часто не талант создает имидж той или иной звезды, а наличие хорошего продюсера, рекламы. Искусство начинает подчиняться законам рынка, где создание художественных произведений зависит от спроса и предложения. Идет острая конкурентная борьба за зрителя, и не случайно мы говорим о целой системе шоу-бизнеса. Единицы ходят в музеи, на концерты классической музыки, а на щоу-пред­ставления рок-музыкантов - десятки тысяч. В массовой культуре доминируют чувственная экспрессия, получение удовольствия.

Типология культур.

Типологизация культур или построение некоей системы типов, т.е. типологии культур осуществляется с помощью двух важнейших, исходных логико-познавательных процедур.

Во-первых, как и любая классификация, типологизация культур, упорядочивание по группам опирается на выбор оснований, критериев классификации. Причем, в каждом конкретном отдельном случае построение типологии может выделяться либо одно основание, один основополагающий признак, по которому устанавливается общность культур, объединенных в один тип культуры, либо сразу несколько. Но важно иметь ввиду, чтобы это были одни и те же основания, критерии нахождения общности абсолютно для каждой культурной единицы, включенной в данное множество (тип культуры).

Наши рекомендации