Занимательные опыты и эксперименты
(Внимание! Информация по опытам и экспериментам взята из
открытых источников в сети Интернет. Перед проведением опытов с участием детей, организаторам мероприятия необходимо проверить их действие самостоятельно)
Электрическая расческа
Цель эксперимента: Зарядить предмет статическим электричеством. Материалы: ножницы, салфетка, линейка, расческа. Процесс:
Отмерьте и отрежьте от салфетки полоску бумаги (7см х 25 см).
Нарежьте на бумаге длинные тонкие полоски, ОСТАВЛЯЯ край нетронутым (по рисунку).
Быстро расчешитесь. Ваши волосы должны быть чистыми и сухими.
Приблизьте расческу к бумажным полоскам, но не касайтесь их.
Итоги: Бумажные полоски тянутся к расческе.
Почему? "Статическое» - значит неподвижное. Статическое электричество - это собравшиеся вместе отрицательные частицы под названием электроны. Вещество состоит из атомов, где вокруг положительного центра - ядра - вращают электроны. Когда мы причесываемся, электроны как бы стираются с волос и попадают на расческу. Та половина расчески, которая коснулась ваших волос, получил! отрицательный заряд. Бумажная полоска состоит из атомов. Мы подносим к ним расческу, в результате чего положительная часть атомов притягивается к расческе. Этого притяжения между положительными
и отрицательными частицами достаток но, чтобы поднять бумажные полоски вверх.
Статическое электричество
Узнайте о положительно и отрицательно заряженных частицах, используя несколько основных предметов, которые Вы часто используете в быту.
Материалы:два воздушных шарика,головные волосы,алюминиевая банка,шерстяная ткань
Время на проведение эксперимента:приблизительно10минут.
Начинаем эксперимент:
Потрите шерстяной тканью оба воздушных шара против шерсти. Поднесите их друг к другу. Что происходит?
Потрите один из шаров об Ваши волосы, немного поднимите шарик над волосами. Что происходит?
Положите алюминиевую банку на бок на столе, поднесите к ней воздушный шар, который Вы потерли об волосы. Как только Вы поднесли шарик к банке, медленно отводите его. Что происходит?
Примечание:в ходе выполненияопыта «Статическое электричество»Вампонадобится помощник или зеркало.
Наблюдение:
§ В первом случае воздушные шары будут отталкиваться друг от друга.
§ Во втором случае шарик будет притягивать Ваши волосы к себе.
§ В третьем случае банка будет катиться за шариком.
Как это произошло?
Протирая шары шерстяной тканью или Вашими волосами, Вы создаете на нем статическое электричество. Оно включает в себя отрицательно и положительно заряженные частицы. Когда Вы трете воздушные шары против Ваших волос или ткани, шарик заряжается отрицательно.
Гибкая вода
Из этого опыта ты узнаешь, как статическое электричество действует на обыкновенную воду.
Реквизит
· Лейка с водой и ведерко
· Воздушный шарик
· Шерстяной свитер
Подготовка
Для проведения опыта выбери место, где у тебя будет доступ к водопроводу.
Кухня прекрасно подойдёт.
Начинаем научное волшебство!
1. Объяви зрителям: «Сейчас вы увидите, как моё волшебство будет управлять водой».
2. Помощник начинает лить тонкой струйкой воду из лейки в ведерко.
3. Скажи волшебные слова, призывая струю воды двигаться. Ничего не изменится; тогда извинись и объясни зрителям, что тебе придётся воспользоваться помощью своего волшебного шарика и волшебного свитера.
4. Надуй шарик и завяжи его. Потри шариком о свитер.
5. Снова произнеси волшебные слова, а затем поднеси шарик к струйке воды. Что будет происходить?
Результат
Струя воды отклонится в сторону шарика.
Объяснение
Электроны со свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ей к себе.
Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть небольшой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало,
и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснётся шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечёт ровно.
Сортировка
Как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные перец и соль? Если освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой трудной задачей!
Нам понадобятся:
· бумажное полотенце
· 1 чайная ложка (5 мл) соли
· 1 чайная ложка (5 мл) молотого перца
· ложка
· шерстяной свитер
· помощник
Подготовка:
1. Расстелите на столе бумажное полотенце.
2. Насыпьте на него соль и перец.
Начинаем научное волшебство!
1. Предложите кому-нибудь из зрителей стать вашим ассистентом.
2. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец. Предложите помощнику попытаться отделить соль от перца.
3. Когда ваш помощник отчается их разделить, предложите ему теперь посидеть и посмотреть.
4. Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной свитер.
5. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. Что вы увидите? Результат.Перец прилипнет к шарику,а соль останется на столе.
Объяснение.Это еще один пример действия статического электричества.Когда вы трете, шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику.
Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик,
ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда — остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.
Танцующие хлопья
Некоторые крупы способны производить много шума. Сейчас мы узнаем, а можно ли научить рисовые хлопья еще и прыгать и танцевать.
Нам понадобятся:
· бумажное полотенце
· 1 чайная ложка (5 мл) хрустящих рисовых хлопьев
· воздушный шарик
· шерстяной свитер
Подготовка.
1. Расстелите на столе бумажное полотенце.
2. Высыпьте на полотенце хлопья.
Начинаем научное волшебство!
1. Обратитесь к зрителям так: "Все вы, конечно, знаете, как рисовые хлопья могут трещать, хрустеть и шуршать. А теперь я покажу вам, как они умеют прыгать и танцевать".
2. Надуйте шарик и завяжите его.
3. Потрите шарик о шерстяной свитер.
4. Поднесите шарик к хлопьям и посмотрите, что произойдет.
Результат.Хлопья будут подпрыгивать и притягиваться к шарику.
Объяснение.В этом эксперименте вам помогает статическое электричество.Электричество называют статическим, когда ток, то есть перемещение заряда, отсутствует. Оно образуется за счет трения объектов, в данном случае шарика и свитера. Все предметы состоят из атомов, а в каждом атоме
находится поровну протонов и электронов. У протонов заряд положительный, а у электронов — отрицательный. Когда эти заряды равны, предмет называют нейтральным, или незаряженным. Но есть объекты, — например, волосы или шерсть, — которые очень легко теряют свои электроны. Если потереть шарик о шерстяную вещь, часть электронов перейдет от шерсти на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд.
Когда ты приближаешь отрицательно заряженный шарик к хлопьям, электроны в них начинают отталкиваться от него и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик притягивает их к себе.
Если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на хлопья. Постепенно шарик снова станет нейтральным, и перестанет притягивать хлопья. Они упадут обратно на стол.
Опыт «Электромагнит»
В этом опыте, Вы научитесь создавать электромагнит в домашних условиях, используя бытовые приспособления.
Для выполнения опыта понадобится:
· Большой железный гвоздь
· Длинная медная проволока – 30 см.
· Крона
· Скрепки или другие мелкие магнитные объекты
Время на проведение эксперимента:
1. Возьмите проволоку и с каждого конца отметьте по 10 см.
2. Возьмите гвоздь, намотайте на него проволоку так, как показано на рисунке в примечание.
3. Один конец проволоки прикрепите к плюсу батарейки, а другой к минусу.
4. Вот и все, Ваш электромагнит готов!
5. Поднесите скрепки к концу гвоздика или другие магнитные объекты, гвоздик притянет их к себе.
Примечание:
Батарея может быстро нагреваться, поэтому, как только Вы провели опыт «Электромагнит», сразу же отсоедините провода от кроны.
Как это произошло?
Большинство магнитов, как те, что находятся на холодильнике, называют постоянными магнитами, так как они могут притягивать магнитные объекты
в любое время и держать их сколько угодно. Магнит, который создали Вы, называется Электромагнитным. Он работает только на электричестве, а когда
электричества нет, то он не притягивает магнитные объекты. Электричество, текущее через провод, устраивает молекулы в гвозде так, чтобы они были привлечены к определенным металлам.
Превращение энергии
На длинную и узкую полоску картона наклейте две полоски толстой бумаги с маленьким зазором между ними. Согните картонную полоску и поместите ее между двумя толстыми книгами. Пустите по желобку на полоске маленький металлический шарик.
Он разовьет, катясь, большую скорость и, совершив несколько колебаний вверх и вниз, наконец, остановится. В начале опыта шарик обладал потенциальной энергией. Когда же вы его отпустили, потенциальная энергия перешла в энергию движения по дугообразному желобу. Во время движения энергия шарика пошла на преодоление силы трения о поверхность желоба и о воздух, а от трения возникла теплота.
Стальная линейка, если ее согнуть, приобретает запас механической энергии
— способность совершить механическую работу. При быстром выпрямлении она может перебросить, например, резинку в другой конец комнаты.
Когда вы накачиваете велосипедную камеру, насос сильно нагревается. Механическая энергия при сжатии воздуха в насосе перешла в очень заметную на этот раз тепловую энергию.
Вы каждый день можете наблюдать превращение энергии. Химическая энергия топлива превращается в тепловую, тепловая в механическую. Это происходит и в автомобиле, и в тепловозе, и в самолете. Такое же превращение энергии происходит и при взлете космического корабля, в первые минуты его старта, когда работают его двигатели.
ЛИТЕРАТУРА
При составлении методических рекомендаций были использованы следующие материалы:
1. Федеральный закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности (от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ)
2. Техника своими руками. Библиотечка пионера Автор: Ф.Рабиза, Издательство: Детгиз Год издания: 1961, Страниц: 144.
2. Фейнмановские лекции по физике: В 9 томах Автор: Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Издательство: Мир. Год издания: 1965.
3. Занимательная химия, физика, биология. Автор: Уиз Джим Издание: АСТ, Астрель Год издания: 2007 Страниц: 128.
4. Научные ответы на детские «почему". Опыты и эксперименты для детей от
5 до 9 лет. Автор: Зубова Н.М. Издание: Речь Год издания: 2013 Страниц: 64.