Основные виды стандартов в сфере ПО
В сфере ПО могут действовать следующие виды стандартов:
а) международные стандарты ISO/IEC (ИСО/МЭК) (ISO – International Organization of Standardization – Международная организация по стандартизации, IEC — International Electrotechnical Commission — Международная комиссия по электротехнике).
Например, ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207– 2010 «Процессы жизненного цикла программных средств».
Здесь:
ГОСТ –государственный стандарт;
Р – принят к исполнению в РФ;
ИСО/МЭК – разработан и действует на международном уровне;
12207– номер стандарта;
2010 – год введения в действие (на территории РФ).
б) государственные стандарты РФ.
Например, ГОСТ Р 1.0–92. «Государственная система стандартизации РФ. Основные положения.»
в) государственные стандарты СССР, действующие до настоящего времени.
Например, ГОСТ 34.601–90. «Информационная технология. Автоматизированные системы. Стадии создания.»
г) региональные стандарты.
Например, ГОСТ 7.32–2001. «Отчет о научно–исследовательской работе. Структура и правила оформления.» (действует в ряде стран СНГ в качестве межгосударственного стандарта).
д) отраслевые стандарты. Обозначаются как ОСТ.
е) стандарты предприятия. Обозначаются как СТП.
Каждый следующий уровень не должен противоречить требованиям вышестоящего стандарта, но может конкретизировать и детализировать эти требования.
Государственные стандарты разрабатывают на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. Принимаются Госстандартом РФ.
Отраслевые стандарты разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли. Их требования не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, а также правилам и нормам безопасности, установленным для отрасли. Принимают такие стандарты государственные органы управления (например, министерства), которые несут ответственность за соответствие требований отраслевых стандартов обязательным требованиям ГОСТ Р.
Объектами отраслевой стандартизации могут быть:
1. продукция, процессы и услуги, применяемые в отрасли;
2. правила, касающиеся организации работ по отраслевой стандартизации;
3. типовые конструкции изделий отраслевого применения (инструменты, крепежные детали и т.п.);
4. правила метрологического обеспечения в отрасли.
Диапазон применяемости отраслевых стандартов ограничивается предприятиями, подведомственными государственному органу управления, принявшему данный стандарт. На добровольной основе возможно использование этих стандартов субъектами хозяйственной деятельности иного подчинения.
Степень обязательности соблюдения требований стандарта отрасли (ОСТ) определяется тем предприятием, которое применяет его, или по договору между изготовителем и потребителем. Контроль за выполнением обязательных требований организует ведомство, принявшее данный стандарт.
Стандарты предприятийразрабатываются и принимаются самими предприятиями. Объектами стандартизации в этом случае обычно являются составляющие подсистем организации и управления производством, совершенствование которых — главная цель стандартизации на данном уровне. Кроме того, стандартизация на предприятии может затрагивать и продукцию, производимую этим предприятием. Тогда объектами стандарта предприятия будут составные части продукции, технологическая оснастка и инструменты, общие технологические нормы процесса производства этой продукции. Стандарты предприятий могут содержать требования к различного рода услугам внутреннего характера
Существует еще один уровень нормативного документа – технические условия (ТУ).
Технические условия (ТУ)разрабатывают предприятия и другие субъекты хозяйственной деятельности в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть продукция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями и т.п.
ПИ разрабатывается, как правило, для применения в составе автоматизированных информационных систем (АИС) в качестве одного из видов обеспечения – программного. Поэтому при разработке ПО используются как стандарты, относящиеся собственно к ПО, так и стандарты в области информационных систем и информационных технологий. Ниже перечислены важнейшие из них.
Международные стандарты:
ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207– 2010 «Процессы жизненного цикла программных средств» носит рамочный характер и регулирует в основном общие правила (состав, рекомендуемое содержание) организации процессов создания и внедрения ПО.
ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126–93. «Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководство по их применению.» может использоваться в практике оценки и обеспечения качества ПО (прежде всего на международном рынке).
ГОСТ Р ИСО/МЭК 9294–93. «Информационная технология. Руководство по управлению документированием программного обеспечения.» регулирует общие вопросы процессов документирования ПО.
На практике при создании ПО используются отечественные стандарты:
а) стандарты серии ГОСТ 34. ХХХ–90 «Информационная технология. Автоматизированные системы.» Это прежде всего:
ГОСТ 34.601–90. Информационная технология. Автоматизированные системы. Стадии создания.
ГОСТ 34.602–89. Информационная технология. Техническое задание на создание автоматизированной системы.
РД 50–34.698–90. Методические указания. Информационная технология. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов.
б) стандарты серии ГОСТ 24. ХХХ–YY «Автоматизированные системы управления.» формально отмененные (заменены, в основном, на аналогичные стандарты серии ГОСТ 34. ХХХ–90) продолжают использоваться на практике многими фирмами – разработчиками ПО.
в) стандарты серии ГОСТ 19. ХХХ– YY ЕСПД (единая система программной документации). Это прежде всего:
ГОСТ 19.102–77 ЕСПД. Стадии разработки.
ГОСТ 19.701–90 «Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения.»
г) стандарты ЕСТД (единой серии технической документации). Это прежде всего:
ГОСТ 7.32–2001 Отчет о научно–исследовательской работе. Структура и правила оформления. (Стандарт имеет межгосударственный статус для стран СНГ).
Вопросы для самопроверки:
1. Какие определения можно дать понятию «информация»?
2. Какие определения можно дать понятию «информатика», как можно определить термин «инновационная информатика»?
3. Что такое «информационная технология», что такое «информационная система»?
4. Что такое «информационная экономика» и «информационное общество»?
5. Как можно представить обобщенную структуру экономического объекта и его информационной системы?
6. Какие определения можно дать понятиям «программа», «программное изделие», «программное обеспечение», «программный продукт», «программное средство»?
7. Чем различаются понятия «программа», «программный продукт», «программный комплекс», «комплексное программное изделие»?
8. Какие этапы становления и развития индустрии программного обеспечения принято выделять, чем они отличаются друг от друга?
9.Какие основные виды продукции в соответствии с ISO 9000 принято различать?
10. Что представляет собой модель технологической зрелости организации СММ (Capability Maturity Model), сколько уровней она предусматривает?
11. Чем различаются функциональный и процессный подходы в практике исследования и совершенствования различных видов экономической деятельности?
12. Что представляет собой «цикл Деминга», для каких целей его используют?
13. На основе какого подхода построен Общероссийский классификатор продукции (ОКП), как он применяется в отношении программного обеспечения?
14. Как выглядит структура кодирования продукции в ОКП (в т.ч. в части программной продукции)?
15. Как строится параллельная классификация программных средств в соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 12182-2002?
16. Что такое «стандарт» в сфере информатизации, какие виды стандартов принято различать?
17. Какие основные виды стандартов в сфере программного обеспечения Вы можете назвать, каков порядок их применения?
Вопросы для итогового теста