Этапы становления развития индустрии ПО
Потребности создания, тиражирования и распространения программ привели с течением времени к формированию индустрии ПО. Можно выделить несколько этапов становления индустрии ПО – см. табл. 8.1.
Таблица 8.1
Этапы | Характеристика этапа |
1–й этап | Разработка ПО для собственных нужд |
2–й этап | Становление товарного производства ПО. Появление отчуждаемого и тиражируемого продукта |
3–й этап | Экстенсивное развитие производства ПО. |
4–й этап | Переход к интенсивному производству ПО. Использование автоматизированных и типовых средств разработки ПО |
Зарождение индустрии ПО можно отнести к середине 50–х годов XX века, когда появились первые электронные вычислительные машины (ЭВМ), требующие для своей работы создания программных средств. Программы создавались в основном для собственных нужд, не считались товаром в полном смысле слова. Их стоимость составляла лишь небольшой процент от стоимости ЭВМ. До середины 60–х годов сфере программного производства и бизнеса не уделялось серьезного внимания. В частности, к 1970 году годовой оборот всех фирм–разработчиков ПО в США не превышал 500 млн. долл., что составляло около 3,7% всего оборота компьютерного бизнеса США.
Существенный рост объемов производства ПО начался в 70–х годах ХХ века. В частности, в 1969г. крупнейший мировой производитель ЭВМ – фирма IBM (США) – приняла решение о раздельном назначении цен на аппаратуру, программное обеспечение и сопровождающие услуги. Следует отметить, что в этот период многократно возрастает парк реально эксплуатируемых ЭВМ, происходит становление семейств совместимых моделей ЭВМ, создаются предпосылки для массового применения пользователями однотипного ПО. Существенное ускорение рассматриваемые процессы получили с появлением в 70–х годах персональных ЭВМ. К 1979г. годовой объем продаж фирм–разработчиков ПО в США составил порядка 2 млрд. долл. США.
Данные тенденции привели к тому, что в 80–е годы ХХ века ежегодный рост оборота фирм–разработчиков ПО достигал 20% и более. К 1982 г. годовой оборот этих фирм вырос до 10 млрд. долл., а к 1985 году – до 25 млрд. долл. США. В настоящее время объем продаж ПО превышает 100 млрд. долл. США. Доля сектора информационных технологий (ИТ) в отношении к ВВП по регионам (по состоянию на 2005г.) приводит таблица 8.2. Для сравнения можно указать, что доля сектора ИТ в развитых странах превосходит или равна доле сельскохозяйственного сектора (порядка 3%) или добывающих отраслей (около 2÷3%).
Отношение доли сектора ИТ к ВВП по регионам
Таблица 8.2
Регион, страна | Доля сектора ИТ к ВВП |
Северная Америка | 4,5% |
Западная Европа | 2,5% |
Азия | 1,8% |
Латинская Америка | 1,2% |
Африка, Ближний Восток | 1,1% |
Восточная Европа | 0,8% |
Россия | 1,2% |
Нетрудно заметить, что российский рынок ИТ в настоящее время уступает рынкам Северной Америки и Западной Европы. Можно также отметить, что структура рынка ИТ в России носит более примитивный характер: если в Западной Европе оборот в сфере ИТ несколько превышает оборот в области телекоммуникаций, то в России, наоборот, объем рынка ИТ меньше рынка телекоммуникаций в 2 раза.
Следует, однако, отметить быстрый рост рынка ИТ в России в последнее десятилетие и его структурную перестройку (снижение доли оборудования и рост доли ПО).
Можно констатировать, что сфера создания, внедрения и эксплуатации ПО и ИТ представляет собой достаточно мощную и динамично развивающуюся индустрию, сопоставимую или превосходящую по объему оборота такие важные отрасли, как сельское хозяйство, туристический бизнес, производство автомобилей и т.п. При этом рассматриваемая нами отрасль ПО имеет целый ряд важных отличий от других, традиционных, отраслей. К ним прежде всего могут быть отнесены следующие моменты:
1. отрасль имеет свои специализирующиеся на создании, тиражировании и сопровождении ПО предприятия (фирмы, проектные и исследовательские институты и т.п.), однако ее существенная часть скрыта в других предприятиях в качестве вычислительных центров, подразделений по автоматизации управления и т.д.;
2. значительная часть создаваемого программного продукта не доводится до уровня, допускающего его отнесение к товарной продукции, пригодной к коммерческой реализации на рынке, но при этом его стоимость может включаться в стоимость других продуктов или услуг;
3. продукция индустрии ПО имеет нематериальный характер (хотя и хранится на материальных технических носителях), что создает проблемы с ее сохранностью, поиском аналогов и т.д.;
4. в разработке ПО преобладает умственный труд, что создает проблемы с учетом затраченных ресурсов, нормированием труда разработчиков ПО, прогнозированием сроков завершения проектов и т.д.;
5. ПО является продуктом творческого труда и подлежит защите в соответствии с законодательством о защите авторских прав, однако реальные механизмы такой защиты далеки от совершенства;
6. номенклатура индустрии ПО исчисляется во всем мире десятками тысяч наименований, при этом ежегодно обновляется до 10÷20% предлагаемых продуктов;
7. «срок жизни» большинства программных продуктов (без модернизации и замены) составляет, как правило, 3÷5 лет, технологическая база отрасли также претерпевает принципиальные изменения каждые 5÷7 лет;
8. основная часть продукции индустрии ПО может быть отнесена к продукции производственно–технического назначения, которая используется как средство при производстве других продуктов (или услуг) либо непосредственно (например, как ПО для станков с числовым программным управлением), либо опосредованно (как большинство программ для решения организационно–экономических задач).
В соответствии со стандартом ISO 9000 в мире выделяют всего четыре общих категории продукции – см. рис.8.5.
Рисунок 8.5. Виды продукции по ISO 9000
Отрасль (индустрия) ПО, таким образом, производит программные средства как отдельный вид продукции, а также осуществляет связанные с созданием, внедрением и эксплуатацией ПО виды услуг. В этом смысле индустрия ПО представляет собой составную часть индустрии информации.
Под продуктом в общем случае понимается объект, имеющий вещественную форму и способный удовлетворить те или иные потребности. Нетрудно заметить, что в этом отношении программные средства стоят как продукт несколько особняком, поскольку программа сама по себе не является вещественным объектом, хотя и требует для своего представления наличия вещественного носителя – магнитный или лазерный диск, бумага (листинг) и т.п.
Под услугой, как правило, понимается такой вид деятельности, который не меняет натурально–вещественной формы продукта, но добавляет к его первоначальной стоимости некоторую величину, поскольку конечный пользователь в услуге заинтересован и согласен ее оплачивать. Примером услуги может служить обучение пользователя работе со сложным программным комплексом (пакетом).